3 2 Структура диспетчерского управления движением поездов



Структура управления перевозками

На железнодорожном транспорте России исторически сложилась следующая производственная структура. Линейные подразделения (станции, вагонные и локомотивные депо, дистанции сигнализации и связи и др.) объединяются в отделение железной дороги. Несколько отделений входит в состав железной дороги. Все железные дороги вхо­дят в качестве филиалов в состав Открытого акционерного обще­ства «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), Соответственно система управления перевозками имеет четыре уровня управления: линейный, отделенческий, дорожный и сетевой.

Система управления на железнодорожном транспорте сочетает территориально-административный и производственно-отраслевой (функциональный) принципы построения. Территориально-адми­нистративный принцип означает деление железнодорожной сети страны на дороги и отделения; производственно-отраслевой пред­полагает руководство со стороны департамента РЖД соответствую­щими службами дорог, а через них — отделами отделений или ли­нейными предприятиями, и ответственность за их работу.

Для руководства отдельными отраслями железнодорожного хо­зяйства в Центральном аппарате РЖД имеются департаменты: уп­равления перевозками (ЦД), пассажирских сообщений (ЦЛ), локо­мотивного хозяйства (ЦТ), вагонного хозяйства (ЦВ), пути и соору­жений (ЦП), безопасности движения и экологии (ЦРБ); грузовой и коммерческой работы (ЦМ), сигнализации, связи и вычислитель­ной техники (ЦШ), информатизации и корпоративных процессов управления (ЦКИ), электрификации и энергоснабжения (ЦЭ), про­ектирования и капитального строительства (ЦУКС)., экономики (ЦЭУ), финансовое (ЦФ); кадров и др.

Эксплуатационную деятельность железных дорог координирует и направляет Департамент управления перевозками и входящий в его состав Центр управления перевозками (ЦУП), в котором разра­батываются графики движения и планы формирования поездов, ме­сячные технические нормы эксплуатационной работы железных до­рог, решаются оперативные вопросы управления перевозками.

В настоящее время железнодорожный транспорт находится в про­цессе реформирования, целью которого является вовлечение его в сферу рыночной экономики. На первом этапе реформирования про­изошло выделение из Министерства путей сообщения всей инфра­структуры железных дорог, а также производственно-хозяйственных функций и функций управления работой железнодорожного транс­порта. Инфраструктура и эти функции переданы вновь созданному ОАО «РЖД», 100 % акций которого принадлежат государству. Во вре­мя второго этапа произошло учреждение и становление операторских компаний — коммерческих предприятий, владеющих вагонами, ко­торым дано право принимать грузы к перевозке в этих вагонах и пользоваться доходом за счет вагонной составляющей тарифа (платы за перевозку). Операторские компании перевозят, как правило, толь­ко высокодоходные грузы (нефтяные, лесные, металл и др.), что обес­печивает им высокий уровень рентабельности. На третьем этапе ре­формирования происходит выделение в составе ОАО «РЖД» самосто­ятельных структур в виде дочерних зависимых обществ, выполняющих отдельные виды производственной деятельности РЖД. Это Федераль­ная пассажирская дирекция, дирекции «Трансконтейнер», «Рефсервис» и др. Структура управления всей деятельностью РЖД на основе департаментов в основном сохранена.

ОАО «РЖД» после упразднения МПС контролируется Министер­ством транспорта РФ (Минтранс России), в составе которого создано Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор). В ведении этого агентства остаются следующие основные функции:

разработка и реализация государственной политики, направлен­ной на максимальное удовлетворение спроса потребителей услуг железнодорожного транспорта;

создание условий для устойчивой работы железнодорожного транспорта с целью обеспечения жизнедеятельности всех отраслей эко­номики, обороноспособности и национальной безопасности страны;

разработка стандартов и норм, определяющих порядок функ­ционирования железнодорожного транспорта;

участие в разработке и реализации государственных программ транспортной системы страны (в тесном сотрудничестве с другими министерствами и ведомствами, в частности, Министерством транс­порта РФ);

осуществление контроля и участие в реализации Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России»;

подготовка предложений по тарифной политике на железнодо­рожном транспорте для внесения на рассмотрение Правительства Российской Федерации;

развитие высшего и среднетехнического профессионального образования и др.

В рамках Росжеддора Минтранса России созданы семь террито­риальных управлений — Северо-Западное (Северная, Октябрьская, Калининградская железные дороги), Центральное (Московская, Юго-восточная), Приволжское (Горьковская, Куйбышевская), Юж­ное (Северо-Кавказская, Приволжская), Уральское (Свердловская, Южно-Уральская), Сибирское (Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская), Дальневосточное (Дальневосточная, Забай­кальская, Сахалинская).

Основными функциями территориальных органов являются: государственный контроль и надзор за соблюдением на железно­дорожном транспорте законов РФ и нормативных актов Минтранса России, регулирующих деятельность железнодорожного транспор­та, в том числе правил по безопасности движения, экологической, промышленной безопасности;

лицензирование отдельных видов деятельности и контроль над выполнением лицензионных требований;

взаимодействие с представителем Президента Российской Феде­рации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам формирования и реализации государствен­ной политики в области железнодорожного транспорта;

осуществление контрольно-ревизионной деятельности в феде­ральных государственных предприятиях и федеральных государ­ственных учреждениях Минтранса России.

ОАО «РЖД» включает в себя филиалы — железные дороги со всей их инфраструктурой, а также функциональные филиалы, в число которых входят перевозочные компании, предприятия технико-эко­номического и финансового обеспечения, строительные тресты, дирекции и проектные институты, ремонтные заводы, заводы путе­вой техники и материалов, предприятия информатизации и связи, социальной сферы, проектно-конструкторские бюро и научно-ис­следовательские институты. Общество имеет представительства в иностранных государствах: КНДР, КНР, Польше, Чехии, Финлян­дии, Венгрии, Эстонии. Оно вправе также иметь дочерние предпри­ятия. Входящие в ОАО «РЖД» филиалы и предприятия (кроме до­
черних) являются неотъемлемыми его частями и не имеют самосто­ятельного юридического лица.

На высшем (сетевом) уровне управления в ОАО «РЖД» создан Центр управления перевозками (ЦУП), в котором сосредоточены вся работа по оперативному управлению железнодорожными перевоз­ками и контроль над деятельностью дорожных единых центров дис­петчерского управления (ДЦУП).

ОАО «РЖД» руководит всей производственной деятельностью железнодорожного транспорта через управления железных дорог. На дорогах имеются соответствующие департаментам от­раслевые службы: служба перевозок (Д), локомотивного хозяйства (Т), вагонного хозяйства (В), пассажирская (Л) и т.д. На отделениях дорог соответственно отраслевым службам организуются отделы: пе­ревозок (НОДН), локомотивный (НОДТ), пути (НОДП) и т.д. В со­ставе отдела перевозок имеется центр управления местной работой (ЦУМР). В скобках указаны принятые на железнодорожном транс­порте буквенные (телеграфные) обо­значения, которые присвоены руко­водителям соответствующих подраз­делений. Такие обозначения имеют все должностные лица. Так, начальник железной дороги — Н, началь­ник отделения дороги — НОД, начальник станции — ДС, дежурный по станции — ДСП и т.д.

Управление дороги руководит производственной деятельностью низовых подразделений через отделения, а соответствующие отрас­левые службы — через отделы отделений. Службы на дорогах и отде­лы на отделениях дорог подчинены соответственно начальникам дорог и отделений.

Структурная схема управления перевозочной работой в ОАО «РЖД»: Ц — президент ОАО «РЖД»; ЦД — ру­ководитель Департамента управления перевозками ОАО «РЖД»; ЦУП — на­чальник Центра управления перевозка­ми ОАО «РЖД»; Н — начальник желез­ной дороги; Д — начальник службы пе­ревозок дороги; ДЦУП — начальник дорожного центра управления перевоз­ками; НОД — начальник отделения до­роги; НОДН — начальник отдела пере­возок отделения дороги; ЦУМР — на­чальник Центра управления местной работой отделения дороги; ДС — на­чальник станции; ДСЦ — маневровый диспетчер станции; ДСП — дежурный по станции.

В структуре управления железнодорожным транспортом особое место занимает служба перевозок. Если локомотивное, вагонное или путевое хозяйства обязаны содержать в исправном состоянии опре­деленный вид технических средств транспорта, то служба перевозок занимается эксплуатацией технических средств для выполнения пла­на перевозок грузов и пассажиров. Эта служба организует движение поездов и работу локомотивов, эффективное использование ваго­нов, перегонных и станционных путей, устройств сигнализации, свя­зи, вычислительной техники и др. В процессе руководства перево­зочным процессом служба перевозок объединяет и координирует работу других служб. Руководители службы перевозок наряду со зна­нием техники, экономики железнодорожного транспорта и теоре­тических основ эксплуатации должны обладать организационными навыками и волевыми качествами, быть инициативными, уметь, быстро и правильно оценив обстановку, принять необходимые ре­шения и организовать их выполнение.

В состав службы перевозок дороги входят технический и опера­тивно-распорядительный отделы. Технический отдел (ДТ) занимается графиком движения, планом формирования, вопросами безопаснос­ти движения, развития пропускной и провозной способности дороги, организации работы станций. Оперативно-распорядительный отдел (ДГ) осуществляет круглосуточный контроль за движением поездов и использованием локомотивов. В этом отделе работают дежурные по­мощники начальника отдела по направлениям (диспетчерским кру­гам) ДГПН и дежурный помощник начальника отдела (ДГП), ведаю­щий эксплуатацией локомотивов. В настоящее время ДГ входит в со­став ДЦУП, где сосредоточены также участковые поездные диспетчеры (ДНЦ), локомотивные (ТНЦ) и энергодиспетчеры (ЭНЦ).

В НОДН технический сектор и старший инженер по безопасности движения подчинены заместителю начальника отдела по техничес­кой работе. Оперативной работой руководит дежурный по отделе­нию (ДНЦО).

Основной линейной производственной единицей службы пере­возок является станция. Административно ДС подчинен НОДу. Опе­ративное руководство работой станции осуществляет дежурный по станции (ДСП). На крупных сортировочных станциях оперативное руководство работой смен возлагается на станционных (ДСЦС) и маневровых (ДСЦ) диспетчеров.

Еще:  Актуальная информация о маршруте и количестве свободных билетов на поезд Москва Шахты

Для улучшения работы с клиентурой созданы Центры фирмен­ного транспортного обслуживания (ЦФТО).

Наряду с пассажирскими службами созданы дирекции по обслу­живанию пассажиров (ДОП) в дальнем и пригородном сообщениях.

Источник

Диспетчерское руководство движением поездов

Система диспетчерского руководства движением заключается в единоличном оперативном руководстве специально выделенным ра­ботником (диспетчером) всей эксплуатационной работой на опреде­ленном участке железной дороги. Он осуществляет постоянный кон­троль за следованием поездов, оборотом локомотивов и ходом выполнения плана погрузки, выгрузки и других заданий оперативного плана эксплуатационной работы. На основе этого диспетчер принимает необходимые меры для обеспечения движения поездов по графику и выполнения установленных норм использования подвижного состава и заданий суточного плана.

Для диспетчерского руководства отделение дороги разбивается на так называемые диспетчерские круги, в пределах которых всей эксплуатационной работой руководит поездной диспетчер. В крупных железнодорожных узлах диспетчерское руководство осуществляется узловым диспетчером. На электрифицированных участках, кроме поездных диспетчеров, есть энергодиспетчеры, наблю­дающие за нагрузкой устройств электроснабжения, и регулирую­щие их мощность.

Длина диспетчерского участка и число раздельных пунктов, вхо­дящих в диспетчерский круг, зависят от размеров движения, объема и характера местной работы промежуточных станций. Обычно дис­петчерский круг включает один или два участка железнодорожной линии. При этом одна или обе ограничивающие диспетчерский уча­сток участковые (сортировочные) станции входят в состав диспет­черского круга.

Поездной диспетчер является единоличным руководителем дви­жения поездов на участке. Для непрерывного контроля за движени­ем поездов диспетчер ведет график исполненного движения.

К основным приемам диспетчерской регулировки, используе­мым поездными диспетчерами для обеспечения выполнения графи­ка движения поездов на участке, относятся:

· сокращение времени хода поездов по перегонам;

· сокращение стоянок поездов на станци­ях;

· изменение пунктов скрещения и обгона поездов и перенос их на впереди лежащие (по ходу поездов, попадающих под скрещение или обгон) раздельные пункты;

· регулирование подвода поездов различ­ных категорий (транзитных, следующих в расформирование) к сортировочным станциям;

· сокращение простоя на промежуточных станциях местных вагонов, а также ускоренный развоз местного груза путем прицепки групп вагонов к прямым поездам, резервным локомотивам и др.

В зависимости от характера работы участков регулировочная работа диспетчеров отличается рядом особенностей. Так, на участ­ках погрузки массовых грузов особое внимание диспетчерами уде­ляется своевременному обеспечению подвода порожних вагонов и уборки погруженных маршрутов, на участках с выгрузкой массовых грузов – регулированию подвода маршрутов с различными груза­ми (руда, уголь, флюсы) к станциям выгрузки и др.

В настоящее время наметилась тенденция концентрации диспетчерского руководства. На перспективу в автоматизированных цент­рах всех уровней предусматривается выполнение основных функций управления:

· анализ выполнения установленных норма­тивов;

· разработка управленческих решений и их реализация.

Созда­ются условия для своевременного применения регулировочных мероприятий в условиях неравномерности поездной и грузовой работы и в случаях возникновения затруднений в продвижении поездов.

Вопросы к экзамену

1. График движения в условиях рыночной экономики

2. Требования к графику движения

3. Основные типы графиков движения поездов и их характеристика

4. Станционные интервалы и методика их расчета Интервал неодновременного прибытия

5. Расчет интервала скрещения

6. Интервал попутного прибытия и попутного отправления

7. Интервал попутного следования на однопутных участках с полуавтоблокировкой

8. Межпоездные интервалы и методика их расчета

9. Расчет интервала по прибытию и отправлению

10. Расчет пропускной способности однопутных участков при параллельном графике

11. Выбор оптимальной схемы пропуска поездов через ограничивающий перегон

12. Расчет пропускной способности двухпутных линий. Расчет наличной пропускной способности при непараллельном графике движения поездов

Источник

3.2 Структура диспетчерского управления движением поездов

Диспетчерское управление движением поездов на полигоне решает следующие задачи:

организация работы единой диспетчерской смены, локомотивных бригад, работников, связанных с движением поездов, по выполнению сменно-суточных и текущих планов и заданий эксплуатационной работы полигона;

обеспечение выполнения графика движения пассажирских и грузовых поездов;

организация беспрепятственного приема и сдачи поездов по внутриполигонным стыковым пунктам и междорожным стыковым пунктам с соседними железными дорогами;

обеспечение соблюдения требований нормативных документов по безопасности движения поездов и охране труда, техническораспорядительных актов, технологических процессов работы железнодорожных станций, единых технологических процессов работы железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания, организация и управление местной работой в границах полигона;

своевременное предоставление плановых «окон» для строительномонтажных работ, ремонта и текущего содержания инфраструктуры в границах полигона;

эффективная организация рабочего времени и времени отдыха локомотивных бригад;

контроль за содержанием и использованием эксплуатируемого парка локомотивов;

регулирование погрузочных ресурсов;

контроль за выполнением нормативов работы вагонов, принадлежащих железнодорожным администрациям государств — участников

принятие оперативных мер по ликвидации нарушений движения поездов, обеспечение своевременного пропуска хозяйственных и восстановительных поездов.

В процессе работы диспетчерский персонал ЦУП П взаимодействует:

с оперативным персоналом дирекций тяги, входящих в границы полигона, – по вопросам организации работы локомотивов и локомотивных бригад, их передислокации;

с оперативным персоналом дирекций инфраструктуры, входящих в границы полигона, – по вопросам ремонта, текущего содержания пути, устройств СЦБ, связи, контактной сети, технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, устранения неисправностей, восстановления движения;

с оперативным персоналом ТЦФТО железных дорог, входящих в границы полигона, – по вопросам использования специализированных расписаний в графике движения поездов, исполнения договоров на отправление и доставку груженых и порожних вагонов;

с оперативным персоналом компаний сервисного обслуживания локомотивов, входящих в границы полигона, – по вопросам постановки локомотивов на ремонт или техническое обслуживание и их выдачу в эксплуатацию;

с диспетчерским персоналом железнодорожных путей необщего пользования и предприятий смежных видов транспорта, а также иных железнодорожных инфраструктур общего пользования, входящих в границы полигона, – по вопросам организации обмена поездами и вагонами;

с диспетчерским персоналом операторов железнодорожного подвижного состава – по вопросам организации работы с порожними вагонами и другим оперативным вопросам участия в перевозочном процессе, предусмотренным договором ОАО «РЖД» и оператора железнодорожного подвижного состава;

с диспетчерским персоналом Дирекции ЦСЖТ;

с диспетчерским персоналом Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД»;

с диспетчерским персоналом соседних дирекций управления движением, ЦУП П смежных полигонов – по вопросам обмена поездами по внешним междорожным стыковым станциям, своевременной передислокации локомотивов и локомотивных бригад, работающих на укрупненных полигонах работы тягового подвижного состава.

Оперативное управление перевозочным процессом на полигоне осуществляет оперативно-диспетчерский персонал в рамках единой диспетчерской смены ЦУП П.

Единую диспетчерскую смену ЦУП П возглавляет старший диспетчер (по управлению перевозками (руководитель смены) (далее – руководитель смены ЦУП П), который координирует работу диспетчеров по зонам ответственности, а также является ответственным за разработку сменносуточного плана поездной и грузовой работы полигона.

Руководитель смены ЦУП П в оперативном порядке подчиняется главному диспетчеру ЦД.

Руководитель смены ЦУП П, являясь единым оперативным руководителем работы полигона, в оперативном порядке организует совместную работу с руководителями смен центров управления содержания инфраструктуры ДИ (ДИЦУСИ), дирекций тяги, входящих в границы полигона, для выполнения установленных параметров работы. Старшие диспетчера по управлению перевозками – руководители единых диспетчерских смен на железных дорогах, входящих в границы полигонов, обеспечивают безусловное выполнение распоряжений и указаний руководителя смены ЦУП П всеми участниками процесса.

Организацию выполнения и участие в разработке осуществляют сменно-суточного плана поездной и грузовой работы осуществляют работники единой диспетчерской смены ЦУП П, в состав которой входят:

старший диспетчер (по управлению перевозками (по сменносуточному планированию);

диспетчеры (по управлению перевозками) по направлениям);

старший диспетчер (локомотивный);

инженер (сменный) логистического центра;

инженер (сменный по организации «окон»);

инженер (сменный) оперативно-распорядительного отдела.

Численность вышеперечисленных сменных работников единой диспетчерской смены ЦУП П определяется штатным расписанием в соответствии с местными условиями работы полигона.

На рисунке 2 представлена схема взаимодействия ЦУП П с подразделениями Д и ЦД, обеспечивающими оперативное управление поездной и грузовой работой.

Рисунок 2 – Взаимодействие ЦУП П с ЦУП ЦД и дирекциями управления движением

Старший диспетчер (по управлению перевозками (по сменносуточному планированию) осуществляет формирование сводного сменносуточного плана работы полигона, при необходимости осуществляет его корректировку, а также производит анализ выполнения сменно-суточного плана.

Диспетчер (по управлению перевозками) обеспечивает подготовку информации о текущей и плановой эксплуатационной работе соответствующих направлений, а также координирует работу оперативнодиспетчерского персонала ДЦУП, входящих в границы полигона, по кругу ведения.

Старший диспетчер (локомотивный) и диспетчеры (локомотивные) реализуют управление тяговыми ресурсами (планирование обеспечения, передислокация, контроль) в границах полигона.

Еще:  Последний поезд моего метро

Инженер (сменный) логистического центра, инженер (сменный по организации «окон») и диспетчеры (локомотивные) предоставляют справочную информацию для разработки сменно-суточного плана работы полигона по зонам ответственности.

Инженер (сменный) оперативно-распорядительного отдела формирует аналитические справочные материалы для руководства ЦУП П и ЦУП.

Единые диспетчерские смены ЦУП П функционируют для повышения роли и ответственности диспетчерского персонала за оперативное планирование и управление перевозочным процессом, повышение эффективности эксплуатационной работы, укрепление технологической дисциплины, усиление мотивации труда работников.

Источник

Сущность и структура диспетчерской системы

Сущность диспетчерского руководства заключается в централизации управления перевозочным процессом, когда решение всех вопросов сосредо­точено у одного лица — диспетчера.

Диспетчерским руководством обеспечивается непрерывное управление производственным процессом на основе увязки и координации работы всех объектов железнодорожного транспорта.

Объектами диспетчерского управления являются вагонный парк, вагоно-потоки, поездопотоки, диспетчерские участки, станции и т.д.

Сложность управления перевозками на железных дорогах состоит в по­стоянно возникающих в оперативной обстановке нестандартных ситуациях, требующих быстрой оценки и принятия оптимального решения.

Качество оперативного диспетчерского управления оценивается своевре­менностью и правильностью выбранного решения, а также практической воз­можностью его реализации. Для чего в условиях сложной интенсивной работы диспетчерский аппарат на всех уровнях должен располагать своевременной и точной информацией о размещении и состоянии вагонных и локомотивных парков, наличии локомотивных и поездных бригад, ходе грузовой работы на станциях, выделении «окон» для текущего содержания, ремонта и реконст­рукции сооружений и устройств и т.д.

В сети передачи данных работают два встречных потока информации: пря­мой — распорядительный и обратный — о ситуации на объектах управления.

Важным требованием построения структуры диспетчерского управления является организационное единство на всех ступенях.

Существующая система оперативного диспетчерского управления является сложной, многоступенчатой и комплексной автоматизированной системой с тесными вертикальными и горизонтальными связями. В автоматизированной системе четко распределены функции между человеком и машиной. В даль­нейшем в связи с совершенствованием автоматизированных систем эти функ­ции будут перераспределяться, что приведет к изменению структуры диспетчер­ского управления и сокращению числа ступеней в организационной системе.

В целях повышения эффективности и качества эксплуатационной работы в соответствии с приказом МПС № 9Ц от 27.04.01 вводится новая система управления перевозочным процессом. Организационной базой новой струк­туры управления является система центров: Центр управления перевозками Министерства путей сообщения Российской Федерации, единый дорожный диспетчерский Центр управления перевозками — Опорный Центр управле­ния линейными районами (ЦУП МПС — ЕДЦУ — ОЦ).

Поэтапная разработка системы предусматривает переход от информацион­но-справочного к информационно-управляющему режиму работы оперативно-диспетчерского персонала на всех уровнях.

Создание СФТО, ДИСПАРК, ГИД, ДИСЛОК, внедрение систем автома­тического считывания информации с подвижного состава, разработка других автоматизированных систем создали предпосылки для реального управления вагонопотоками при непрерывном планировании, постоянном контроле за перевозками и финансовой оценке работы.

Для реализации возможностей автоматизированных систем нужны новые технологические решения в организации перевозочного процесса.

ЦУП МПС обеспечивает управление перевозочным процессом в преде­лах железнодорожной сети Российской Федерации.

Диспетчерский аппарат ЦУПа разделен на четыре группы диспетчеров:

1-я — по обеспечению погрузки грузов порожним подвижным составом;

2-я — по оперативному управлению продвижением поездов и вагонов;

3-я — по управлению перевозками выделенных родов груза (угля, руды, строительных грузов, продовольствия), работой с пограничными станциями, портами и т.д.;

4-я — по оперативной поддержке работы инфраструктуры перевозок (диспетчеры по организации обслуживания локомотивов, вагонов, пасса­жирских перевозок, пути и сооружений, СЦБ и связи, средств информатиза­ции, по электрификации и энергоснабжению).

Сеть железных дорог разделена на дороги, оперативной работой каждой из которых управляет ЕЦДУ. Основным технологическим документом, опреде­ляющим организацию работы дороги является Технологический процесс рабо­ты единого диспетчерского центра управления перевозками, который предус­матривает:

■ внедрение новой структуры оперативно-диспетчерского руководства во
взаимодействии с ЦУПом МПС, ОЦ, предприятиями и организациями;

■ разработку и внедрение эффективных методов планирования работы до­
роги и Опорных центров на основе повышения качества информации и
глубины прогнозирования подходов поездов;

■ совершенствование методов диспетчерского руководства с использовани­
ем современных информационных технологий; ^

■ внедрение новых методов управления поездами и вагонами с постепен­
ным переходом к адресному управлению продвижением грузов (от грузо­
отправителя до грузополучателя);

■ рациональное использование имеющихся технических средств;

■ обеспечение безопасности движения поездов и повышение производи­
тельности труда работающего персонала.

Функции диспетчерского аппарата ЕЦДУ.Общее руководство работой дис­петчерского аппарата осуществляет начальник ЕЦДУ.

Диспетчерский аппарат дороги так же, как и аппарат ЦУПа МПС, разбит
на четыре группы. ^

Первая группа включает в себя дорожного диспетчера по управлению ва-гонопотоками и дорожного диспетчера по погрузке-выгрузке.

Вторая группа организует породовые перевозки выделенных грузов.

Третья группа решает вопросы управления продвижением вагонопотоков и поездопотоков. В нее входят:

■ дорожный диспетчер по управлению поездопотоками (ДГП), который ор­
ганизует бесперебойное продвижение поездов по важнейшим направле­
ниям, согласованное взаимодействие диспетчерских кругов, подвод сете­
вых поездов к опорным центрам;

■ дорожный локомотивный диспетчер (ДГТ), обеспечивающий бесперебой­
ное движение поездов в части обеспечения их локомотивами и бригадами;

■ поездные диспетчеры (ДНЦ), которые осуществляют непосредственное
руководство движением поездов на участках. Они отвечают за выполне-

. ние графика движения всех поездов и заданий сменного плана на вверен­ных участках;

■ локомотивные диспетчеры (ДН ЦТ), организующие работу локомотивов и ! бригад на выделенных участках обращения локомотивов.

Четвертая группа обеспечивает оперативную поддержку работоспособ­ности инфраструктуры перевозок в регионе и осуществляет взаимодействие с хозяйствами.

Источник

Структура диспетчерского управления движения поездов

от 14 сентября 2005 года N 1508р

В целях повышения эффективности управления перевозочным процессом и обеспечения безопасности движения поездов:

2. Начальникам железных дорог в двухмесячный срок привести нормативные документы железных дорог и должностные инструкции работников железных дорог, функции которых связаны с диспетчерским управлением движением поездов, в соответствие с Положением, утвержденным настоящим распоряжением.

Вице-президент ОАО "РЖД"
С.В.Козырев

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО "РЖД"
от 14 сентября 2005 года N 1508р

Положение
о диспетчерском управлении
движением поездов

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи и структуру диспетчерского управления движением поездов, функции диспетчерского персонала по управлению движением поездов.

1.2. Настоящее Положение распространяется на диспетчерский персонал Центра управления перевозками — структурного подразделения ОАО "РЖД" дорожных центров управления перевозками железных дорог — филиалов ОАО "РЖД" (далее — ДЦУП), диспетчерских центров управления местной работой отделов перевозок отделений железных дорог (далее — ЦУМР), железнодорожных станций (далее — станция).

1.3. Диспетчерское управление движением поездов основывается на:

— принципе управления движением поездов на обслуживаемом участке (полигоне) одним диспетчером;

— строгом выполнении технологических норм и нормативов, содержащихся в графике движения поездов, плане формирования поездов, технологических процессах и техническом нормировании эксплуатационной работы;

— обеспечении безопасности движения поездов.

1.4. Диспетчерский персонал на всех уровнях управления принимает решения на основе графика движения поездов и плана формирования поездов с учетом эксплуатационной обстановки: колебаний объемов перевозок и загрузки технических устройств, распределения тяговых и погрузочных ресурсов на больших территориях, отказов технических средств, плановых и внеплановых перерывов в движении, задержек поездов на стыках с железными дорогами соседних государств и пунктах перегрузки на другие виды транспорта.

Движением поездов на диспетчерском участке руководит единолично поездной диспетчер.

1.5. Оптимальная протяженность диспетчерских участков и полигонов управления, а также уровень загрузки поездных и дорожныхдиспетчеров определяются начальником железной дороги по установленным ОАО "РЖД" методикам.

2. Цели и задачи диспетчерского
управления

2.1. Целями диспетчерского управления движением поездов являются обеспечение бесперебойной перевозки пассажиров и грузов на железнодорожном транспорте общего пользования, оптимизация использования пропускной способности инфраструктуры железных дорог, тяговых и погрузочных ресурсов, организация движения поездов в соответствии с графиком движения и планом формирования поездов при безусловном обеспечении безопасности движения поездов.

2.2. Диспетчерское управление движением поездов предусматривает:

— концентрацию функций организации и управления перевозочным процессом по всей вертикали управления перевозками от Центра управления перевозками до станций;

— организацию поездной работы единым парком поездных локомотивов на удлиненных полигонах обращения, охватывающих участки нескольких железных дорог;

— унификацию веса и длины грузовых поездов на основных направлениях;

— заблаговременное планирование предстоящей работы;

— создание оптимальных условий для эксплуатационной работы;

— планирование, непрерывный контроль за выполнением графика движения и плана формирования поездов, плановых заданий по объемным и качественным показателям поездной иместной работы.

Еще:  Расписание поездов Смоленск Толочин

2.3. Задачами диспетчерского управления движением поездов являются:

— организация работы единой диспетчерской смены, локомотивных бригад, работников, связанных с движением поездов, по выполнению сменно-суточных планов и заданий эксплуатационной работы;

— обеспечение выполнения графика движения пассажирских, поездов дальнего, местного и пригородного сообщения (далее — пассажирские поезда) и грузовых поездов;

— организация беспрепятственного приема и сдачи поездов по стыковки и пунктам железных дорог и отделений железных дорог;

— обеспечение соблюдения требований нормативных документов по безопасности движения поездов и охране труда, техническо-распорядительных актов и технологических процессов работы станций, а также единых технологических процессов работы железнодорожных путей необщего пользования и станций их примыкания;

— своевременное предоставление плановых "окон" для строительно-монтажных работ, ремонта и текущего содержания технических устройств;

— эффективное использование локомотивных бригад;

— контроль за содержанием и использованием эксплуатируемого парка локомотивов;

— регулирование погрузочных ресурсов;

— организация местной работы;

— контроль за пропуском поездных формирований перевозчиков грузов железнодорожным транспортом, за работой парка собственных и арендованных вагонов, за использованием вагонов, принадлежащих железнодорожным администрациям стран СНГ и Балтии;

— принятие оперативных мер по ликвидации нарушений движения поездов, обеспечение своевременного пропуска хозяйственных и восстановительных поездов.

2.4. Диспетчерский персонал ДЦУП и ЦУМР участвует в работе по контролю за соблюдением требований безопасности движения поездов, в том числе посредством проведения проверок на обслуживаемых участках и в районах управления железной дороги с выездом на станции, в локомотивные депо, а дорожные, поездные и локомотивные диспетчеры — с проездом в кабине машиниста поездного локомотива или моторвагонного подвижного состава.

Количество выездов дорожного диспетчера (по району управления) и поездного диспетчера с проверками на станции и в ЦУМР обслуживаемого района (участка) устанавливается в зависимости от его удаленности от ДЦУП: в пределах 3 часов проезда на поезде в одном направлении — не реже 1 раза в месяц, свыше 3 часов — 1 раз в квартал. Дорожный диспетчер (по направлению), дорожный локомотивный диспетчер, дорожный локомотивный диспетчер района управления и дорожный диспетчер по пассажирским перевозкам проводят проверки соблюдения требований нормативных документов по безопасности движения при сопровождении пассажирских поездов в кабине машиниста не реже 1 раза в квартал. Кроме того, дорожные локомотивные диспетчеры и локомотивные диспетчеры (районов) один раз в месяц, а поездные диспетчеры — один раз в квартал принимают участие в производственных совещаниях с локомотивными бригадами, проводимыми в локомотивных депо обслуживаемых участков железной дороги.

Проверки проводятся по графику, разрабатываемому ежеквартально начальником ДЦУП и утверждаемому заместителем начальника железной дороги по перевозкам, а в отделениях железных дорог — соответственно начальником отдела перевозок и начальником отделения железной дороги.

Нормативы затрат труда диспетчеров ДЦУП корректируются с учетом фактической затраты времени на проведение проверок в соответствии с утвержденным графиком.

2.5. Контроль за работой диспетчерского персонала ДЦУП и оказание помощи его руководству в организации профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов и выполнению требований нормативных документов осуществляет старший ревизор службы перевозок (по диспетчерскому центру), непосредственно подчиненный заместителю начальника железной дороги по перевозкам.

Функции старшего ревизора службы перевозок (по диспетчерскому центру) определены Положением о ревизорах хозяйства перевозок, утвержденным МПС России 21.06.2002 N ЦД-928.

3. Центр управления перевозками — структурное
подразделение ОАО "РЖД" (ЦУП)

3.1. Оперативное управление перевозочным процессом на железных дорогах ОАО "РЖД" в целом осуществляет диспетчерский персонал Центра управления перевозками (далее — ЦУП), находящегося в непосредственном подчинении Департамента управления перевозками.

3.2. Работу диспетчерской смены ЦУП возглавляет главный диспетчер, который координирует работу диспетчеров по управлению перевозками на курируемых направлениях железных дорог, диспетчерского персонала департаментов и управлений ОАО "РЖД" (руководителей диспетчерских смен ДЦУП, перевозчиков пассажиров и грузов на железнодорожном транспорте, компаний — операторов подвижного состава. В диспетчерскую смену ЦУП входят: главный диспетчер, диспетчер по управлению перевозками, диспетчер по регулированию локомотивного парка, диспетчер по регулированию вагонного парка, диспетчер по организации грузовой работы, диспетчер по управлению специальными перевозками, диспетчер по контролю за проведением "окон".

3.3. В соответствии с положением о ЦУП, утвержденным ОАО "РЖД" 15.04.2004 N 296, диспетчерская смена осуществляет следующие функции:

— контроль за выполнением железными дорогами графика движения пассажирских и грузовых поездов;

— организация и контроль продвижения вагонопотоков на основе нормативов плана формирования поездов;

— организация выполнения технических норм эксплутационной работы;

— контроль за работой ДЦУП в соответствии с планами поездной и местной работы на железных дорогах и заданиями ЦУП, включая регулировочные мероприятия по недопущению встречного порожнего пробега однородного подвижного состава, рациональному использованию взаимозаменяемых типов вагонов в условиях дефицита одних типов и избытка других;

— организация работы парка поездных локомотивов на основных направлениях железных дорог, разработка мероприятий по недопущению эксплуатации локомотивов на незакрепленных участках их обращения, нарушений режима труда и отдыха локомотивных бригад;

— организация своевременного подвода поездов к портам, а при необходимости перераспределение направления грузовых потоков по согласованию с Центром фирменного транспортного обслуживания — структурным подразделением ОАО "РЖД" и портами;

— контроль за работой кольцевых маршрутов с целью сохранения их целостности на всем пути следования как в порожнем, так и в груженом состоянии;

— организация работы с гружеными и порожними грузовыми вагонами, принадлежащими железнодорожным администрациям стран СНГ и Балтии;

— контроль за перевозками негабаритных и тяжеловесных, а также специальных и воинских грузов;

— анализ выполнения оперативных планов железных дорог (в целом и по каждой в отдельности) по обеспечению погрузки, организации выгрузки вагонов, выполнения графика движения и плана формирования поездов, плана передачи поездов между железными дорогами по обеспечению железных дорог погрузочными ресурсами (соответствующими типами подвижного состава);

— контроль обеспечения безопасности движения поездов на железных дорогах ОАО "РЖД".

3.4. Диспетчерская смена ЦУП взаимодействует с подразделениями ЦУП и аппарата управления ОАО "РЖД", связанными с организацией перевозочного процесса, по следующим вопросам:

— обеспечение бесперебойного перевозочного процесса и обеспечение безопасности движения поездов;

— эксплуатация технических средств и устройств, в т.ч.восстановление нормального режима их функционирования при сбоях и отказах;

— согласование предоставления "окон" для выполнения ремонтных и строительно-монтажных работ на пути, контактной сети и сооружениях, устройствах сигнализации, централизации и блокировки, электрификации и электроснабжения;

— принятие оперативных мер по ликвидации затруднений в эксплуатционной работе, организации восстановления движения поездов в случае нарушения безопасности движения поездов и в других нестандартных ситуациях, обеспечение первоочередного пропуска пассажирских поездов или направление их кружностью в соответствии с решением Департамента дальних пассажирских перевозок;

— информирование в режиме реального времени диспетчерского персонала причастных департаментов и управлений ОАО "РЖД" о затруднениях в пропуске поездов из-за отказов в работе технических средств и нарушений безопасности движения поездов.

3.5. Перечень функций диспетчерского персонала ЦУП приведен в приложении 1.

4. Дорожный центр управления
перевозками

4.1. Оперативное управление перевозочным процессом на железной дороге осуществляет единая диспетчерская смена ДЦУП.

В соответствии с Типовыми штатными расписаниями службы перевозок железной дороги и отдела перевозок отделения железной дороги, утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 23.04.2004 N 1953р, в диспетчерскую смену ДЦУП входят: старший дорожный диспетчер (руководитель смены), диспетчер дорожный (по направлениям), диспетчер дорожный локомотивный, диспетчер дорожный по регулированию вагонного парка, диспетчер дорожный по пассажирским перевозкам, инженер сменный по организации грузовой работы.

Диспетчерские участки железной дороги объединяются в районы управления ДЦУП, количество которых определяет начальник железной дороги в зависимости от объема эксплуатационной работы. В диспетчерскую смену района управления ДЦУП, возглавляемую диспетчером дорожным (по району управления), входят диспетчера поездные, диспетчер локомотивный (района), диспетчер по регулированию вагонного парка (района).

4.2. Диспетчерская смена ДЦУП в оперативном режиме осуществляет следующие функции:

— выполнение технического и сменно-суточного планов, производственных заданий руководства железной дороги;

— оперативное руководство эксплуатационной работой железной дороги, отделений железной дороги и станций;

— обеспечение беспрепятственного пропуска поездов, их передачи по стыковым станциям железной дороги;

— выполнение заданий по сдаче порожних вагонов в регулировку;

— контроль за планированием поездообразования, своевременным обеспечением поездов локомотивами и локомотивными бригадами;

— создание оптимальных условий работы на выделенных станциях, контроль за выполнением заданных показателей их работы;

Источник