Адмиралтейская самая глубокая в мире



Замурованые станции питерского метро.

Помню, как 20 лет назад, впервые приехав в Санкт Петербург удивилась, увидев закрытые платформы питерского метро.
После красивого и богато оформленного московского метрополитена подумала: неужели таким образом северная столица экономит деньги на отделке станций?

Оказалось, на это есть довольно веские причины.
Петербургский метрополитен — самый глубокий не только в России, он занимает второе место в мире по глубине заложения после Пхеньяна.

Станции с двойными дверями — это станции типа «горизонтальный лифт».
Это очень глубокие станции, где вместо боковых платформ используются перегонные тоннели. Против каждой двери поезда находятся станционные двери, которые открываются за 1 секунду до открытия дверей поезда.
Поезда на таких станциях закрытого типа останавливаются с таким расчётом, чтобы створы дверей их вагонов точно совпадали со створами дверей зала. Совмещение дверей поезда и станции производится машинистом по освещённому знаку «Остановка первого вагона».
За совмещением установлен контроль с помощью фотоэлементов. Если в зазор между дверьми кто-то попадает, срабатывают инфракрасные лучи, которые подают в рельсовую цепь нулевую частоту, что запрещает движение.

Такие станции строили при Хрущеве.
В качестве преимуществ строительства подобных станций приводились следующие аргументы:
Сокращались сроки возведения станции и значительно снижалась стоимость работ.
Пассажиры и обслуживающий персонал станции полностью изолируются от движущихся поездов, путевого хозяйства и контактной сети.
Результат — нулевая смертность, на станции не гибнут люди.
Предотвращается случайное падения людей на пути.
Уменьшается риск несчастных случаев.
Предотвращается падение мусора на пути, который может быть пожароопасным.
Для пассажиров создаются максимально комфортные условия пребывания на станции, так как снижается шум от проходящих поездов.
Улучшается климат-контроль (отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха более эффективны, когда станция изолирована от туннеля).

Позже выяснились недостатки такого типа станций.
Они оказались сложнее и дороже в эксплуатации.
Оборудование станционных дверей требует дополнительного обслуживания.
Пропускная способность станции снижается из-за того, что при остановке поезда приходится точно совмещать двери поезда с дверями станции, что приводит к увеличению времени стоянки, и, как следствие, увеличению интервалов движения поездов.
Двери также создают собственные риски для безопасности.
Главный риск состоит в том, что люди могут оказаться в ловушке между дверями платформы и вагона поезда и могут быть быть раздавлены, когда поезд начнет двигаться.

Строительство станций закрытого типа велось в Ленинграде до разработки конструкции и индустриального алгоритма сооружения односводчатой станции.
В результате отказались от применения первого типа в пользу второго, и на смену «горизонтальным лифтам» в начале 1970-х годов пришли «односводы».

Источник

8 самых интересных станций метро Петербурга

В 2020 году Петербургский метрополитен отметил 65-летие. Питерское метро — не просто средство передвижения, а своеобразный музей архитектуры и истории. Рассказываем, какие станции стали рекордсменами в разных категориях

Эксперт в этой статье Иван Пакалов, экскурсовод образовательного проекта «Петербург глазами инженера», экскурсионное бюро «Мой первый Петербург»

Из истории метро в Санкт-Петербурге

Идея о необходимости создания метрополитена в Санкт-Петербурге стала обсуждаться в 1820-х годах. Но Александр I не считал этот проект приоритетным, поэтому вопрос снова был поднят лишь в конце XIX века. Движение в столице Российской империи было интенсивным, поэтому первоначальной задачей стало не только соединить окраины с центром, но и максимально разгрузить дороги. Проект внутригородской магистрали между Балтийским и Финляндским вокзалами был предложен 1889 году и послужил началом дальнейших разработок и предложений. В большинстве из них предлагалось соединить вокзалы в одну линию, а также облегчить ситуацию с движением на Невском проспекте. Но для строительства тоннелей глубокого заложения не было средств и технических возможностей.

В 1938 году Алексей Косыгин, на тот момент председатель Ленгорисполкома, вновь поднял тему подземного метро. Руководителем Ленинградского метростроя стал инженер Иван Зубков. В 1941 году началось строительство тоннелей, работы по проходке подземных вестибюлей, и первые станции планировали открыть к декабрю 1942 года. Но началась Великая Отечественная война, строительство было приостановлено. К подготовительным работам удалось вернуться в 1945 году, а в 1946-м создали «Ленметропроект» — научно-исследовательский институт по проектированию метрополитенов и других подземных сооружений. 3 сентября 1947 года стройка возобновилась, а 8 октября 1955 запустили первый электропоезд.

Иван Пакалов:

— Ленинградский метрополитен был давно ожидаемым объектом, необходимым для мегаполиса. Он обеспечил транспортную инфраструктуру города, вывел его на новую ступень развития.

Летом 1959 года вице-президент США Ричард Никсон приехал в Ленинград. Посетив «Эрмитаж» и Петергоф, он прокатился в метро по Кировско-Выборгской линии. Рассматривая станции, он восхищался тем, какую ювелирную работу по оформлению выполнили метростроевцы. С тех пор метро в Ленинграде вошло в список рекомендуемых мест для посещения высокопоставленными гостями города и послами зарубежных стран.

На историческом участке станции от «Автово» до «Площади Восстания» находятся под охраной Санкт-Петербургского КГИОП, а также занесены в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

«Автово»: самая красивая

Первая очередь Ленинградского метрополитена открылась 15 ноября 1955 года, ее протяженность составила 10,8 км.

Станция «Автово» получила свое название благодаря деревне Аутово, на месте которой и была построена.

Общая тема оформления — оборона Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Сталинский ампир впечатляет размахом: в вестибюле — мозаичное панно «Победа», орнаменты решеток, украшенные золочеными мечами и лавровыми венками, массивные люстры. Потолок зала поддерживают 46 колонн: 30 мраморных и 16 облицованных литым стеклом с рельефным орнаментом. Создается впечатление, что они сделаны полностью из хрусталя.

Еще:  Ржд поезд 460 с

В 2014 году «Автово» включили в список 12 самых красивых станций мира по версии британской газеты The Guardian, а The Daily Telegraph причислила ее к самым красивым станциям в Европе. «Автово» оказалась в одном списке с уникальными по архитектуре станциями метро Германии, Франции, Италии, Канады. Польши, Великобритании, США и Швеции [1][2].

Но этим ее рекорды не ограничиваются. «Автово» стала первой станцией петербургского метро, на которой не было эскалатора. Именно туда прибыл первый поезд питерской подземки. А одну из сцен кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» снимали в одноименном электродепо: на путях «Автово» было обнаружено тело жертвы, хотя по сюжету знаменитый детектив исследовал железную дорогу, а не метро.

«Адмиралтейская»: самая глубокая в мире

Со строительством метро в Ленинграде сложности возникли с самого начала: на небольшой глубине в городе находятся «мягкие» грунты, насыщенные влагой, для сооружения тоннелей они не подходят. Во второй половине 1940-х годов XX века «Ленметропроект» внес изменения в принцип постройки: вестибюли теперь нужно было возводить под землей на возвышениях.

Это позволило снизить затраты на строительство и эксплуатацию. После посадки и высадки пассажиров поезд скатывается вниз с горки, разгоняется, и искусственно добавлять скорость нет необходимости. Таким образом, самые низкие точки находятся в тоннелях между станциями на глубине 120–130 м. Метрополитен Петербурга — самый глубокий в мире при среднем показателе 45 м. Из 72 действующих станций наземных всего пять — «Купчино», «Рыбацкое», «Девяткино», «Шушары», «Парнас».

Глубина залегания станции «Адмиралтейская» составляет 86 м. Она стала одной из самых глубоких в мире. Также в истории метро Санкт-Петербурга «Адмиралтейская» стала самым масштабным долгостроем: ее должны были открыть в 1997 году, но из-за различных трудностей окончательные работы завершились только в 2011-м [3] Визуально станция оформлена в морской тематике, двери украшены решетками с изображением якорей, а на торце центрального зала находится мозаичное панно «Основание Адмиралтейства».

«Парк Победы»: первая в мире станция закрытого типа

29 апреля 1961 года открылась первая в мире станция закрытого типа — «Парк Победы» [4].

Такой вид станций отличается от обычных тем, что на ней есть несущие перегородки, отделяющие пассажирскую платформу от путей, по которым едет поезд. Пассажиры попадают в вагон через автоматические двери, расположенные в перегородках. Их также называют «горизонтальным лифтом» — за сходство принципа работы с обычным лифтом.

Иван Пакалов:

— Всего в петербургском метро было построено десять таких станций, и их преимуществом служила полная изоляция пассажиров и персонала от движущихся поездов, что минимизирует количество несчастных случаев. Также благодаря перегородкам на станциях значительно снизился уровень шума от проходящих поездов. Стремление эпохи советов к экономии и следование требованиям указа Н. С. Хрущева о борьбе с архитектурными излишествами при строительстве объектов транспортной инфраструктуры вынудило проектное бюро «Ленметропроект» придумывать новые типы станций. Был разработан проект трехпролетной станции глубокого заложения закрытого типа, он даже был принят комиссией по строительству. Но все преимущества таких станций сходят на нет в период эксплуатации. В частности, они требуют большего внимания со стороны технического обслуживания узлов и агрегатов, обеспечивающих работоспособность станции. Вдобавок снижается пропускная способность, поскольку в порталах дверей сталкиваются пассажиропотоки.

«Проспект Ветеранов»: самая загруженная

В 1970–1980-х годах в Ленинграде юго-запад застраивался панельными домами, сформировался спальный район. Движение на станции «Проспект Ветеранов» было открыто в 1977 году, чтобы обеспечить жителей транспортной доступностью. Она стала конечной в южной части Кировско-Выборгской линии.

Сегодня застройка юго-западной территории города продолжается, «Проспект Ветеранов» обслуживает крупные Красносельский и Петродворцовый районы. Люди, приезжающие из Нарвы и Ивангорода, Ломоносова и Петергофа, Гатчины и Красного Села используют эту ветку, чтобы попасть в центр и пересесть на другие станции. Протяженность Кировско-Выборгской линии составляет 30 км. 19 станций соединяют юго-западный и северо-восточные районы города. «Проспект Ветеранов» считается одной из самых загруженных станций Петербургского метрополитена [5].

«Девяткино»: первая в России станция за чертой города

29 октября 1978 года в Ленинграде открыли станцию «Комсомольская» в честь 60-й годовщины ВЛКСМ. Она стала конечной станцией Кировско-Выборгской линии. Затем 1 июля 1992 года ее переименовали в «Девяткино», поскольку совместили с одноименной платформой для пригородных поездов Приозерского направления, следующих с Финляндского вокзала.

«Девяткино» стала первой в России станцией (и единственной в Санкт-Петербурге), открытой в пригороде.

Это единственная в городе станция, у которой есть кроссплатформенная пересадка на железную дорогу [6].

«Спортивная»: первая в России станция двухъярусного типа

«Спортивная» открылась в 1997 году и стала частью Фрунзенско-Приморской линии. Рядом со станцией находились дворец спорта «Юбилейный» и стадион «Петровский», поэтому ее название и оформление связаны со спортивными достижениями. Декор в торцевой стене верхнего яруса станции — текст «Оды спорту» Пьера де Кубертена.

Строительство «Спортивной», первой в России двухъярусной пересадочной станции глубокого заложения, было экспериментальным.

Еще:  Расписание поездов Москва Клинцы

Ее начали возводить в январе 1988 года и планировали ввести в эксплуатацию в конце 1992-го. Двухъярусный формат увеличивает пропускную способность транспортного узла, сокращает время на пересадку, наносит меньше вреда экологии. Такие станции занимают небольшую площадь и требуют меньше затрат на содержание.

27 мая 2015 года был открыт второй выход со станции, который расположен на Васильевском острове. Его соединили с первым с помощью 300-метрового подземного пассажирского тоннеля, проложенного под руслом Малой Невы. И здесь появилось еще одно новаторство: передвижение по тоннелю обеспечивает траволатор — «движущийся тротуар».

Он поднимает пассажиров с 60-метровой глубины на 10-метровую, при этом угол наклона маленький и не чувствуется. Преодолеть такой тоннель можно за восемь минут, если стоять на месте, и вдвое быстрее при ходьбе [7].

«Политехническая» и «Площадь Мужества»: первые односводчатые станции глубокого заложения в СССР

Первый проект односводчатых станций глубокого заложения был разработан в Ленинграде. Проектные мастерские постоянно трудились над созданием новых решений для вестибюлей станций. Первыми станциями вида «ленинградский односвод» стали «Политехническая» и «Площадь Мужества», открытые в 1975 году.

Благодаря подобному формату, работы при строительстве значительно механизируются. Бо́льшая часть односводчатых станций построена в Санкт-Петербурге — «Озерки», «Черная речка», «Обухово», «Чкаловская» и другие.

Источник

Именные поезда Петербургского метрополитена

Именные поезда Петербургского метрополитена — составы, имеющие собственное имя, присвоенное в честь каких-либо людей, событий, в рамках тематических акций и т. п. Как правило, такие составы имеют какие-либо отличительные особенности. Спектр таких особенностей может быть широким: от простых табличек на головных вагонах или внутри их до полностью оригинального оформления всех вагонов или даже конструктивных отличий вагонов состава от обычных вагонов того же типа.

Содержание

«Пионерский» поезд

Инициаторами создания пионерского поезда из вагонов, построенных из собранного пионерами города металлолома стали комсомольцы Ленинградского метрополитена [1] .

Эксплуатировался на Кировско-Выборгской линии в 1984 году [2] . Поезд водила локомотивная бригада старшего машиниста А. П. Данилова, являющаяся одной из лучших на метрополитене.

В качестве подвижного состава поезда были использованы вагоны типа 81-717/714.

На торцевых дверях головных вагонов висели вывески:

Комсомольско-молодежная
бригада
имени XIX съезда ВЛКСМ
60 ПОЕЗД
ПИОНЕРСКИЙ

Внутри отличался только наличием под заводской табличкой второй, на которой присутствовала надпись красным шрифтом:

«50 лет Метрополитену»

Появление состава было приурочено к празднованию пятидесятой годовщины открытия Ленинградского метрополитена. Обкатка поезда происходила в конце октября 2005 года, запущен по Кировско-Выборгской линии с 2 ноября 2005 года [3] .

В качестве подвижного состава поезда (два головных вагона, шесть промежуточных, один запасной) были использованы вагоны типа Ема (головные) — резерв из депо «Невское», типа Е и Ем (промежуточные) — резерв из депо «Северное». Номера вагонов: 3935—3433—3733—3756—3430—3425—3735—3936.

Концепцию оформления «ретро-поезда» разработало Агентство маркетинговых коммуникаций Red Line Media [4] . Снаружи состав был окрашен по «старой» схеме окраски: верхняя часть вагона салатного цвета, нижняя — голубого, посередине — прямая полоса темно-синего цвета.

Внутреннее оформление представляло собой попытку передать атмосферу события пятидесятилетней давности. Внутри «ретро-состава» отсутствовала ставшая уже привычной реклама. На освободившихся площадях были размещены статьи газет пятидесятилетней давности, посвященные открытию первых станций, фотохроника начального периода работы метро, схемы самой первой линии, поздравительные плакаты.

В следующем году вся праздничная информация из вагонов была убрана, а сами они были перекрашены в стандартную окраску.

Состав к 200-летию Петербургского университета путей сообщения

Запущен 24 ноября 2009 года, ходит по Московско-Петроградской линии [5] [6] .

В качестве подвижного состава используются вагоны 81-540.9/541.9 (вагоны похожие на вагон метро 81-540/541, только там 5 светильников в ряд).

Источник

Тематические поезда

15 октября 2015 года в рамках мероприятий по празднованию 60-летнего юбилея Петербургского метрополитена был представлен тематический состав «Воспоминание».

Задача проекта – рассказать пассажирам о истории петербургской подземки. Презентация состава проходила в присутствии ветеранов метрополитена, среди которых был и Евгений Федорович Клинов, машинист, водивший поезда по всем линиям метро.

Борта состава «Воспоминание» были декорированы коллажами с использованием редких архивных фотографий, которые в течение нескольких месяцев отбирали сотрудники метрополитена.

Поезд «Воспоминание» курсировал по Линии 1 Петербургского метрополитена до 15 декабря 2015 года.

Видеосюжеты:

    («5 КАНАЛ», 16.10.2015) (телеканал «Санкт-Петербург», 15.10.2015)

состав "Воспоминание"

состав "Воспоминание"

Состав «Дворцы Петербурга»

12 ноября 2015 года в рамках мероприятий по празднованию 60-летнего юбилея Петербургского метрополитена был представлен тематический состав «Дворцы Петербурга».

Художественное оформление поезда, получили яркую отделку с изображением дворцов Санкт-Петербурга внутри вагонов: «Ансамбль Петергофа», «Дворцовая площадь» и «Подземные дворцы Петербурга». Стеновые и потолочные панели были украшены иллюстрациями, фотоснимками и коллажами художника Андрея Замуры, разместившего в интерьерах узнаваемые детали исторических достопримечательностей, среди которых можно найти элементы убранства наиболее знаковых и известных станций метрополитена.

Тематический поезд «Дворцы Петербурга» создан на базе шестивагонного состава современной модели 81-722/723/724 проекта «Юбилейный».

Видеосюжет:

    (телеканал «Санкт-Петербург», 13.11.2015)

состав "Дворцы Петербурга"

состав "Дворцы Петербурга"

состав "Дворцы Петербурга"

состав "Дворцы Петербурга"

Состав «Мобильная библиотека»

22 апреля 2016 года пассажирам метрополитена был представлен тематический состав «Мобильная библиотека». Задача поезда — повысить у пассажиров интерес к чтению.

В запуске состава «Мобильная библиотека» приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, первый заместитель начальника Петербургского метрополитена Евгений Козин и председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Сергей Серезлеев.

Еще:  Как доехать Барановичи Припять

Поезд «Мобильная библиотека» — это восьмивагонный состав из вагонов типа Ем, оформленный внутри и снаружи элементами, связанными с книгами и чтением. Пассажиров встречают стилизованные книжные полки, изречения великих писателей и даже небольшой нарисованный камин.

Поезд «Мобильная библиотека» курсировал по Линии 1 Петербургского метрополитена.

Видеосюжет:

    (телеканал «Санкт-Петербург», 21.04.2016)

состав "Мобильная библиотека"

состав "Мобильная библиотека"

Состав «Красная стрела»

6 июля 2016 года по Линии 1 был запущен тематический состав «Красная стрела», посвященный 85-летию знаменитого экспресса, курсирующего между Санкт-Петербургом и Москвой.

В рамках совместного проекта Петербургского метрополитена и ОАО «Российские железные дороги» один состав из вагонов типа Ем был стилистически оформлен как существующий экспресс – красного цвета с желтыми полосами и золотистыми надписями «Красная стрела» по бортам.

Линия 1 выбрана не случайно – именно на ней находится станция «Площадь Восстания» с выходом на Московский вокзал, откуда каждый день отправляется и куда прибывает поезд «Красная стрела». В честь юбилейной даты в здании вокзала также была открыта выставка, посвященная истории экспресса.

Видеосюжет:

    (телеканал «Санкт-Петербург», 06.07.2016)

состав "Красная стрела"

поезд "Красная стрела"

Состав «Литературный»

28 декабря 2016 года на Линию 1 вышел новый брендированный поезд — «Литературный».

Основными задачами создания такого состава стали популяризация русской классической литературы и повышение интереса к чтению.

Салоны нового восьмивагонного состава модели 81-722/81-723/81-724 в красном исполнении украшены портретами и цитатами из произведений великих русских писателей и поэтов, чьими именами названы станции петербургской подземки: Пушкин, Маяковский, Достоевский, Чернышевский, Горький. Также один из вагонов посвящен поэтам Серебряного века.

В торжественной церемонии запуска состава на линию приняли участие студенты Российского государственного института сценических искусств. Будущие артисты читали для пассажиров отрывки из поэмы «Евгений Онегин», стихи Владимира Маяковского и поэтов Серебряного века.

«Литературный» поезд стал отличным подарком пассажирам к Новому году.

Видеосюжет:

состав "Литературный"

состав "Литературный"

Состав «Эпохи метро»

15 ноября 2020 года на Линию 3 вышел тематический состав «Эпохи метро», в котором о развитии нашей подземки рассказывается через призму изменений, происходивших в городе и стране с 1955 по 2020 годы.

История метрополитена в новом поезде условно разбита на три части, каждая из которых отражена в отдельном вагоне. В основу экспозиции легли уникальные архивные фотоснимки и документы, поэтому пассажиры смогут не только увидеть в интерьерах вагонов с детства знакомые вещи (например, знаменитые советские радиоприемники, традиционную для каждого дома праздничную посуду или клеенчатые скатерти) или кадры из любимых кинофильмов, но и раритетные фотографии и изображения. Среди них, в частности, — один из первых пригласительных билетов, по которым ленинградцы могли проходить в метро в первые дни до его официального открытия 15 ноября 1955 года. Немалую часть фотографий предоставили сами сотрудники метро.

Работа над составом «Эпохи метро» шла около года. Авторы идеи и создатели макета провели немало часов в архивах, чтобы отыскать снимки и документы, наиболее ярко иллюстрирующие те процессы, которые в тот момент происходили в стране.

Источник

Все тематические поезда метро в Петербурге

По рельсам петербургской подземки носится настоящая «Красная стрела», есть вагон-библиотека, вагон с атлантами и мозаичным портретом Маяковского — рассказываем обо всех тематических составах, что появились в последние годы, и как на них прокатиться.

Все тематические поезда метро в Петербурге

«Дворцы Петербурга»

Культурное метро в культурной столице — необычный поезд в петербургской подземке пустили по случаю празднования 60-летнего юбилея Петербургского метрополитена. Пассажиры этого состава могут почувствовать себя, словно в музее: на стенах изображены скульптуры, под потолками — лепнина. В рисованном убранстве узнаются детали петергофского парка, ансамбля Дворцовой площади и наиболее знаковых и известных станций метрополитена.

Сейчас это единственный тематический поезд, что ходит не по красной линии. В настоящее время он радует пассажиров третьей линии.

«Красная стрела»

«Красная стрела»

По случаю 85-летия знаменитого экспресса, связавшего Петербург с Москвой, в июле 2016 в петербургской подземке пустили тематический состав «Красная стрела». Подземная копия исторического поезда № 1 выполнена в фирменных цветах экспресса с яркой желтой надписью с названием поезда по всему борту.

В столицу тематический поезд не увезет, зато со всеми остановками провезет от «Проспекта Ветеранов» до «Девяткино». Подземную «Красную стрелу» и сегодня можно встретить на первой линии метро.

«Литературный»

Внутри каждого из восьми вагонов состава «Литературный» — отрывки известных произведений. Выгоны посвящены Пушкину и Маяковскому, Горькому и Достоевскому, отдельный вагон стал посвящением поэтам Серебряного века.

В первый рейс на первую линию метрополитена поезд вышел 28 декабря 2016 года вышел. Там он и продолжает курсировать.

«Мобильная библиотека»

Книжные полки чудесно вписываются в интерьер вагонов самого читающего поезда, где можно не только корешки книг изучить, но взять и почитать какой-нибудь захватывающий роман с помощью смартфона. Пассажиров встречают стилизованные книжные полки, изречения великих писателей и небольшой нарисованный камин. Запустили состав «Мобильная библиотека» в преддверии Дня книги в апреле 2016 года. 

Прокатиться на нем можно и сейчас. Курсирует поезд по первой линии петербургского метрополитена.

Фото: laika.su, spbdnevnik.ru, 2dar.livejournal.com

  • 22 марта 2017
  • 5 207

Думаете, знаете ? Мы докажем обратное — подписывайтесь на самый полезный канал о в Telegram!

Источник