Гастрономия путепровод мышление дремота средства премирование квартал ветеринария жизнеобеспечение каталог

Гастрономия, путепровод, мышление, дремота, средства, премирование, квартал, ветеринария, жизнеобеспечение, каталог.

1. Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.

2. Активисты активно участвуют в работе с молодёжью.

3. Онегин вёл праздничный образ.

4. Итоги соревнования между группами проводятся в целом один раз в

5. Прозвенел звонок, возвестивший о конце третьего урока.

6. В личной библиотеке Семёнова подсобралась различная литература:

художественная, политическая, сельскохозяйственная и др.

7. В целом, скульптор хорошо выразил большую силу, излучавшуюся от плеч, чела и подбородка.

8. Прогулка по Москве — реке школьников предвещала быть удачной.

9. Его идеи были прогрессивными и передовыми.

10. Мы перешли работать в отсталую бригаду.

11. Фельдшерица быстро сделала перевязку.

12. После ремонта окна завесили белоснежной тюлью.

13. Возвратившись из дальнего рейса, шофера отдыхали.

14. Движение поезда становилось более интенсивнее.

15. Компот слишком кисл.

16. Трое подруг после школы направились в библиотеку.

17. Я услышал моё имя.

18. Тёплый ветерок слегка колыхает листву деревьев.

19. Туго приходилось ему, когда он с ним вступал в борьбу.

20. Принесли ароматное, горячее кофе.

III. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Сумерки может быть и были причиной того что внешность прокуратора резко изменилась. Он как(будто) на глазах постарел ..горбился и кроме того стал тревожен. Один раз он огл..нулся и почему(то) вздрогнул бросив взгляд на пустое кресло на спинке которого лежал плащ.. . Пр..бл..жалась прозрачная ноч.. вечерние тени играли свою игру и вероятно усталому прокуратору померещилось что кто(то) сидит в пустом кресле. Допустив малодушие пошевелив броше..ый плащ.. прокуратор оставив его забегал по балкону то подбегая к столу и хватаясь за чашу то ост..навливаясь и начиная бе..мысле..о гл..деть в м..зайку пола.

Заполните таблицу номерами предложений, в которых есть указанные грамматические ошибки.

Источник

Нарушения грамматических норм (грамматические ошибки)

Правильно: обсуждали вопрос о том, что (или: обсуждали то, что); утверждают, что; поняли, что; в тот период времени, о котором вы говорите; означает, что; не верите в то, что; ожидал, что; говоря о том, о чем упомянул.

· Неправильное употребление союзов

Пример 1. В темноте ему почудилось, что будто кто-то идет по его следам

Объяснение: союз «будто» является в данном случае избыточным

Правильно: В темноте ему почудилось, что кто-то идет по его следам.

Пример 2. Он не только любил прозу, но и стихи.

Объяснение: Обе части составного союза «не только, но и» должны всегда стоять перед однородными членами предложения.

Правильно: Он любил не только прозу, но и стихи.

Пример 3. Археологи нашли не только рукописи, а также предметы быта древних людей.

Место ошибки: не только …а также (такого сложного союза не существует; есть сложный союз не только, но и)

Правильно: Археологи нашли не только рукописи, но и предметы быта древних людей.

· Ошибки при употреблении однородных членов

Пример 1. Если в период гарантийной эксплуатации обнаружатся дефекты, возникшие по вине

подрядчика и которые не позволяют продолжать нормальную эксплуатацию продукции, то гарантийный срок продлевается.

Объяснение: в качестве однородных (возникшие … и которые не позволяют) выступают члены предложения, выраженные разными синтаксическими оборотами, в первом случае – причастным, во втором – придаточным определительным.

Правильно: Если в период гарантийной эксплуатации обнаружатся дефекты, возникшие по вине подрядчика и не позволяющие продолжать нормальную эксплуатацию продукции, то гарантийный срок продлевается.

· Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Пример 1. Пройдя несколько шагов, его осенила интересная мысль.

Место ошибки: пройдя… осенила мысль;

Пример 2. Глядя на эту ситуацию, у меня рука не поднимается критиковать местные власти.

Место ошибки: глядя, ….. рука не поднимается;

Правило: Деепричастный оборот всегда обозначает действие, совершаемое подлежащим.

Следовательно: Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

Правильно: Когда я прошел несколько шагов, меня осенила интересная мысль. Когда я гляжу на эту ситуацию, рука не поднимается …

Пример 3. Прочитав работу, мне думается, что основные мысли в ней выражены правильно.

Место ошибки: прочитав … думается;

Правило: Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее.

Правильно: Прочитав работу, я подумал, что основные мысли в ней выражены правильно.

Пример 4. Получив рану, солдат был спасен своими товарищами.

Место ошибки: получив … был спасен.

Пример 5. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента.

Место ошибки: сделано… учитывая;

Правило: Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение

выражено страдательной конструкцией.

Правильно: раненый солдат был спасен своими товарищами. Все изложение в книге сделано предельно коротко, с учетом бюджета времени студента.

Орфоэпические нормы

Произношение гласных подчиняется закону редукции (изменению или ослаблению): сторона [стърана ], наделить [нъд’ил’ит’ ], ледоход [л’ьдахот].

В некоторых словах иноязычного происхождения гласный не редуцируется в предударных и заударных слогах: боа [боа], какао [какао], радио [радио].

В словах иноязычного происхождения перед гласным, обозначаемым буквой е, во многих словах согласные произносятся твердо: ателье [тэ], кодекс [дэ], кафе [фэ], Шопен [Шопэн].

В следующих словах согласный перед епроизносится мягко: академия, акварель, бассейн, дебют, конгресс, корректный, кофе, музей, текст, патент, пресса, прогресс, рейс, тенор, термин, фанера, дебют, корректный, одеколон, шинель.

Тенденция: чем ранее произошло заимствование, тем предпочтительнее произнесение [е].

В следующих словах выделенные слоги читаются твердо: адекватный, альтернатива, анестезия, антенна, астероид, атеизм, ателье, бандероль, бутерброд, гантель, генетика, дельта, деликатес, демарш, детектив, де-юре,диспансер,идентичный, индекс, интервью, интернат, интерьер, кабаре,

кафе, кафетерий, компьютер, кортеж, коттедж, купе, лазер, модель, мотель, орхидея, партер, пациент, пенсне, проект, резюме, свитер, стенд, тезис, темп, тенденция, теннис, тент, термос, фарватер, цитадель, шедевр, шоссе, штемпель, экстерн, энергия

В словах с приставкой де- в значении «отмена, лишение» эта приставка произносится твердо (дестабилизация, детоксикация, деквалификация)

Произношение согласных подчиняется звуковым законам оглушения и озвончения: прилив [пр’ил’иф], арбуз [арбус], мозг [моск], вокзал [вагзал], отбросить [адброс’ит’].

В ряде случаев согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко (здесь [з’д’есь], если [ес’л’и], пенсия [пен’с’ия]).

Двойные согласные обычно произносятся как долгий звук, если находятся после ударяемого с гласного: ванна [ванна], гамма [гамма], касса [касса]. Согласный нормальной длительности произносится перед ударяемым гласным грамматика, перед согласным группка, в конце слова грамм [грам].

В сочетании стн не произносится т (радостный [радасный]), в сочетании здн не произносится д (звездный – [звезный]), в сочетании стл не произносится т (завистливы [зависл’ивы]), в сочетании вств первый в не произносится в словах чувство, здравствуйте. В слове сердце не произносится д, в слове солнце не произносится л.

Еще:  Москва питер фирменный двухэтажный поезд

Угасший (шш), замерзший (шш), отчитать (чч), брызжет (жж)

В окончаниях родительного падежа прилагательных и местоимений –ого, -его на месте буквы г произносится в (большого – [бальшова], сегодня-[сиводня]). В сочетании тс в форме 3 лица ед. и множ.числа глаголов и тьс в неопределенной форме произносятся как долгий ц (встречается-[встр’ечаеца].

В следующих словах произносится [шн]: булочная, нарочно, яичница, к шапочному разбору очечник, конечно, полуночник, скворечник, скучно, Ильинична, перечница, подсвечник.

В следующих словах произносится буква е (а не ё): атлет, акушер, бесхребетный, мертвенный, озлобленный, афера, бытие, одновременный, гренадер, опека, умерший.

Многие односложные существительные мужского рода имеют в косвенных падежах ед.числа ударение на окончании (бинт-бинта, зонт-зонта). Есть исключения: торт-торта

В родительном падеже множественного числа произносятся:

— с ударением на основе: местностей, почестей, прибылей

— с ударением на окончании: ведомостей, крепостей, повестей.

Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное или числительное оказывается безударным: на воду, на ногу, заруку, на берег, за зиму, за ночь, за сто, под гору, под нос, из дому, из виду, без вести, без толку.

Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании: брала, была, взяла, гнала, жила,заняла,поняла, плыла,прибыла, принялаи т.д.

Исключения: у глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: крАла, слАла, послАла, стлАла.

У многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание: принят-принята-принято-приняты.

Выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Согласно норме ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме:

красИвыйкрасИвкрасИвакрасИвокрасИвы; немЫслимый — немЫслимнемЫслиманемЫслимонемЫслимы и т.п.

Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях. Ударение нередко падает на основу в форме мужского, среднего рода и мн. числа и на окончание в форме женского рода: прАвыйправпрАвопрАвыправА; сЕрый — серсЕросЕры

серА; стрОйныйстрОенстрОйнострОйныстройнА. Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-).

Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее: сильнАсильнЕе, больнАбольнЕе, живАживЕе, стройнАстройнЕе, правА — правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в

сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИвакрасИвее, печАльнапечАльнее, протИвнапротИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

Избегайте сниженного стиля произношения:

— не пропускайте неударные гласные (навлочка, проволка, набрежная, пугвица)

— не пропускайте согласных (ваще, щас, семест)

— не добавляйте лишних слогов (удивляюся-удивляюсси, прощаюся- прощаюсси)

Функционально-стилевая дифференциация русского языка

Литературный язык, выполняя свои функции, специализируется применительно к той сфере, которую обслуживает. Разновидность литературного языка, используемая в определенной сфере человеческого общения и частично отличающаяся от других разновидностей по основным параметрам – лексическим, грамматическим, фонетическим, — называется функциональным стилем.

Как правило, выделяются следующие сферы жизнедеятельности человека, каждая из которых имеет свои особые функции и реализуется в определенных условиях:

— сфера быта;

— сфера учебной и научной деятельности;

— сфера делового общения;

— сфера средств массовой информации (СМИ);

— сфера искусства.

Источник



Грамматические ошибки

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Мы любим и гордимся нашими боксёрами.
  2. Действия отца Серёжа всегда принимал за образец.
  3. Благодаря доброте и взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие.
  4. Кто бы ни изучал биографию А.С.Пушкина, все знали о необычайном расцвете его поэтического таланта в осеннюю пору.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Лучшие из русских народных сказок, переведённых на все языки мира, стали добрыми спутниками детей в разных странах.
  2. В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали знаменитые русские поэты и писатели, композиторы и художники.
  3. По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Русский Музей.
  4. Те, кто бывал летом в лесу, ощущали на себе его благотворное влияние.

3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Студент сказал, что я ещё не подготовился к ответу.
  2. Благодаря слаженной работе трудового коллектива завод перевыполнил план.
  3. Кондуктор попросил оплатить проезд.
  4. В автобиографической трилогии Л. Толстого “Детство”, “Отрочество”, “Юность” главным героем стал Николенька Иртеньев.

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Участник областной олимпиады был удостоен звания лауреата.
  2. Вопреки распространённому суеверию женщины приносят удачу на корабле.
  3. Зрители телепередачи ожидали и надеялись на встречу с известным артистом.
  4. Пусть те, кто никогда не бывал в Самаре, приедут и убедятся, что этот город не уступает по красоте никакому другому волжскому городу.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. В пьесе Н.В. Гоголя “Ревизор” есть целый ряд персонажей, чьи фамилии стали нарицательными.
  2. Благодаря постройке нового тоннеля движение на дороге стало более интенсивным.
  3. В книге описывается происхождение религии и какими обрядами она сопровождается.
  4. Докладчик привёл новые данные, которые частично были уже опубликованы.

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Многие из тех, кто находился в самолёте, были знакомы друг с другом.
  2. Работу на плотине решено было вести вопреки установившихся правил, не летом, а зимой.
  3. Прохожий спросил меня, не знаю ли я, где находится гостиница “Курск”.
  4. Автор рассказал об изменениях в книге, готовящейся к переизданию, о том, где она будет издана.

7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Те, кто не сдал чертежи вовремя, не будут допущены к экзамену.
  2. Занятия шли согласно расписанию.
  3. Довольно скоро с гоголевской пьесой “Ревизором” познакомились все его друзья.
  4. Одним из упрямцев, умевших отстоять своё мнение перед преподавателем, был В.В.Маяковский.
Еще:  Как попасть из Москвы в Скадовск

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. С мнением историка соглашались теперь и те, кто недавно критиковал его позицию.
  2. С первого июня автобусы будут ходить согласно летнего расписания.
  3. В повести “Привычное дело” отразились основные стороны жизни российской деревни середины 20 века.
  4. Одним из художников, воспевших красоту русской глубинки, был Левитан.

9. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Лирический герой – один из центральных персонажей романа “Евгений Онегин”.
  2. На встречу с писателем пришли те, кто любит современный детектив.
  3. Химическая реакция показывает и помогает разобраться в составе вещества.
  4. Приехавшие на съезд делегаты должны зарегистрироваться.

10. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные.
  2. Я не заметил, находится ли он в комнате.
  3. Мне было поручено уничтожить засевшего в деревне снайпера.
  4. Толпы людей были повсюду : на улицах, площадях, в скверах.

11. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Все, кто интересуется театром, знают имя Олега Табакова.
  2. В картине “Спящем пастушке” А.Г.Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
  3. Он видит лицо сына, внимательно прислушивающегося к разговору.
  4. Как успехи, так и неудачи бывают в жизни каждого человека.

12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Большинство делегатов, собравшихся на съезде работников тяжёлой промышленности, поддержали выступление оратора.
  2. Те, кто увлекается дизайном одежды, оценят новую коллекцию модельера.
  3. Каждый день я поливал и любовался этими удивительными и необычными цветами.
  4. Все пятнадцать учеников, посещавших курсы, успешно сдали экзамен.

13. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Прошло много лет, Владимир понял и простил брата.
  2. Вопреки нашим ожиданиям, паром так и не пришёл в тот вечер.
  3. Те из нас, кто ждали разрешения на выезд из страны, почти потеряли надежду.
  4. По приезде в столицу нас разместили в хорошем отеле.

14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. В романе “Война и мир” более сотни действующих лиц.
  2. Елена, читавшая французские романы, имела расплывчатые представления о настоящей жизни.
  3. Все, кто хоть раз побывал в Сочи, никогда его не забудут.
  4. Борис понимает, что обманул ожидания Катерины и которая верила ему.

15. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Один из наших студентов, с отличием защитивший диплом, уехал работать на Север.
  2. Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и ее сестру.
  3. За мной зашёл мой партнёр по игре в теннис.
  4. Надо поощрять студентов, стремящихся к знаниям и участвующих в жизни техникума.

16. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Любой, кто обладает минимальными знаниями и техническими навыками, в состоянии собрать радиоприёмник.
  2. Доклады могут быть представлены не только в устной, но и в письменной форме.
  3. Этот человек стал для меня образцом героизма, у которого я многому научился.
  4. Пациент обратился к этому врачу и лечился у него.

17. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. В журнале “Наука и жизнь” напечатана статья В.М. Пескова.
  2. Мы оплатили за покупки и вышли из магазина.
  3. Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.
  4. В помещении нового цирка в Курске можно проводить не только цирковые представления, но и эстрадные концерты.

18. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Туристы поражались красоте вида, открывавшегося со смотровой площадки.
  2. Ученики хотели вникнуть в тайны природы и познать их.
  3. По истечении депутатского срока назначаются новые выборы.
  4. Одной из тем сочинения была рецензия по одному из новых рассказов.

19. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Стороны подтвердили готовность соблюдать график работы согласно расписанию.
  2. Нашим олимпийцам помогла уверенность в победе
  3. Заплатите за проезд в течение одной остановки.
  4. Среди книг, прочитанным в последнее время, остановлюсь на одной особенно интересной, по моему мнению.

20. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Во второй круг соревнований не прошли те, кто проиграли первые три матча.
  2. Благодаря мобильной связи многие вопросы сейчас решаются очень быстро.
  3. Сеня познакомил маму со своей девушкой и сказал, что скоро женится.
  4. Президент попросил доложить обо всем, что происходит в стране.

21. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. На собрании был поставлен вопрос об улучшении условий труда.
  2. Те, кто двадцать лет назад был школьником, сейчас вершат судьбу страны.
  3. Не только мать, но и отец осудил твой поступок.
  4. Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему.

22. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Подруга поделилась впечатлениями о поездке в Москву.
  2. В ряде случаев в эксплуатацию приняты здания без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъехать к ним.
  3. Родители заботятся о взрослых детях и переживают за них.
  4. Те, кто отстал, не теряли надежды догнать передовой отряд.

23. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.
  2. За нашей командой с отрывом в два очка следует команда “Динамо”.
  3. Три часа прошли незаметно.
  4. Согласование имеет большое значение для правильного построения фразы.

24.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Ему удалось дотянуться до мяча и в падении забить гол.
  2. Жители микрорайона просили обратить внимание властей на состояние детской площадки.
  3. Тарас сказал сыновьям, что завтра же едем в Запорожье.
  4. Главная задача пейзажиста – создать образ, пахнущий не красками, а цветами.

25. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Источник

Грамматические ошибки — классификация, виды и примеры

Такая ошибка представляет собой нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неверный выбор формы слова. Отличаются многообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.

Классический пример такой ошибки — неверное употребление деепричастного оборота: «Проезжая под мостом, у него слетела шляпа». Деепричастие не согласовано с определяемым словом, употреблено некорректно, не соответствует нормам русской словесности. Изменить эту конструкцию можно так: «Проезжая под мостом, мужчина заметил, что у него слетела шляпа». Здесь деепричастие является зависимым словом глагола «заметил» (заметил как? — проезжая), поэтому предложение построено правильно.

Подобные ошибки допускаются как в устной, так и в письменной речи, нередко встречаются у иностранцев, для которых русский язык неродной. Они не мешают коммуникации, поскольку слушатель или читатель все равно понимает, о чем ведется речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Вот почему нужно их изучать и искоренять.

Классификация и разновидности

Виды грамматических ошибок типовые и связаны с основными разделами науки о языке. Если нарушены словообразовательные правила, то в речи могут появиться такие слова, как «подскользнуться», «подчерк», «упорность», «ихние», «беспощадство».

Еще:  Цены ж д билетов на поезд Пенза Адлер

Кроме того, при классификации грамматических ошибок выделяются:

  1. Морфологические. Булочка с повидлой (или с повидло), не хватит время, оплатить за проезд. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно использованы формы слова. Верные варианты: булочка с повидлом, не хватит времени, заплатить за проезд или оплатить проезд.
  2. Синтаксические. Встречаются чаще всего в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение норм управления: «Нужно выполнять свою работу более качественней». Нарушение согласования: «Я нашел себе друзей, действительно любящими искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицы. Чтобы подышать свежим воздухом».

Эта разновидность ошибок может быть как в простых, так и в сложных предложениях и связана чаще всего с тем, что даже те ученики, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться использовать теорию, поэтому необходимо выполнять как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.

В словообразовании и морфологии

Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, порой допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления представлены в следующей таблице.

Разновидность Пример Правильный вариант
Словообразовательные
Использование несуществующей модели образования слов Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество.
Замена одной из морфем в слове Отвесить Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить».
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) Канительство, рецензист, эмпиричественный Канитель, рецензент, эмпирический
Морфологические
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного Много собаков Много собак
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным Я умоляла ветерка перестать Я умоляла ветерок перестать
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. Работать заставили два кота Работать заставили двух котов
Изменение рода при склонении Булочка с повидлой Булочка с повидло
Склонение несклоняемых имен Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов Играть на пианино, пить кофе, много фламинго.
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли.
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный.
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее.
Нарушение правил образования глагольных форм Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей.
Неверное образования числительных, особенно сложных Он шел с триста рублями в кошельке Он шел с тремястами рублями
Ошибки в образовании причастий и деепричастий Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. Ехав в машине; озираясь по сторонам.
Ошибочное образование форм местоимений Ихний, еенный, ейный Их, ее.

Такие типы ошибок весьма часты в речи, поэтому на уроках необходимо давать школьникам задания, которые помогут избавиться от них.

Как известно, лучший способ избавиться от ошибок — научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, что в них очень много нарушений норм словообразования и морфологии. Задача ученика — найти все ошибки и предложить правильный вариант.

Более простое задание — тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:

  1. Найти правильный вариант.
  2. Найти, напротив, вариант с грамматической ошибкой.
  3. Соотнести пример ошибки и ее тип.

Такие задания научат применять свои знания на практике и отработать навык грамотного письма.

Нарушение синтаксических норм

Ошибки при построении словосочетаний и предложений также весьма многообразны. Прежде всего это неверное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к разряду сложных, поэтому школьники часто не понимают, как правильно их построить.

Например: Прибывший поезд на перрон (прибывший на перрон поезд). Читая книгу, возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).

Кроме того, к числу распространенных нарушений синтаксических норм относятся:

  1. Ошибки в употреблении однородных членов. Мама любила и гордилась сыном (мама любила сына и гордилась им, неверно употреблены однородные сказуемые).
  2. Некорректное употребление частиц. У него всего был один порок — лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «всего» после того слова, к которому она относится: «У него был всего один порок», порядок слов в этом случае правильный.
  3. Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы подкрепились вкусной пищей и были рады, счастливы и довольные (верный вариант — довольны).
  4. Неверное употребление способа связи согласование. По обоим сторонам реки сгущался туман. Это пример несогласованного определения, поскольку слово «сторона» женского рода, а с ним употреблено местоимение мужского — «обоим», правильно будет «обеим».
  5. Нарушение управления. Жажда к славе (жажда славы).
  6. Ошибки в употреблении приложений. Писать сочинение о романе «Войне и мире» (несогласованное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).

В сложных предложениях вариантов также множество. Для сложноподчиненного характерны одновременное задействование подчинительной и сочинительной связи (Когда атака прекратилась, но отдельные робкие выстрелы продолжали раздаваться). К числу ошибок также относятся:

  1. Использование двух подчинительных союзов рядом (Они хотели, чтобы когда наступит лето, поехать к морю).
  2. Лишнее указательное слово в главной части (Она знала то, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
  3. Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Он опоздал, потому транспорт ходил очень редко из-за погодных условий).
  4. Оформление придаточных предложений как самостоятельных единиц. (На полу сидели кошка и собака. Которые ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).

Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза соединительным: «Докладчик высказал свое отношение к объекту исследования, но он дал возможность публике согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенная ошибка — тавтология (избыточное употребление союза): «Ничего не могло порадовать его: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мама и сестра постоянно докучали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».

Таковы типичные ошибки грамматического характера, которые возникают в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, поскольку это выдает безграмотность и незнание норм.

Источник