График движения поездов поездного диспетчера

ГЛАВА 3 РАБОТА ПОЕЗДНОГО ДИСПЕТЧЕРА

Запрещается давать оперативные распоряжения по движению поездов на линии помимо поездного диспетчера» (п. 18.1 Правил технической эксплуатации).

3.1. Поездной диспетчер обязан:

— максимально использовать имеющиеся в его распоряжении технические средства для обеспечения заданных размеров движения;

— контролировать работу станций, электродепо, линейных пунктов и пунктов технического обслуживания подвижного состава по выполнению графика движения поездов и обеспечению безопасности движения;

— следить за приёмом и отправлением поездов на станциях, проследованием их по перегонам, своевременно и чётко давать указания дежурным постов централизации, дежурным по станциям, дежурным по электродепо, машинистам поездов (маневровых составов) по выполнению графика движения поездов и обеспечению безопасности движения;

— при нарушении графика движения поездов обеспечивать регулирование движения, принимать оперативные меры к обеспечению пассажирских перевозок и восстановлению нормального движения поездов в кратчайший срок, вести график исполненного движения поездов, организовывать через подчинённых ему в оперативном отношении работников ликвидацию нарушений нормальной работы устройств, влияющих на движение поездов;

— информировать руководящий состав о случаях, происходящих на линии, порядком, установленным начальником метрополитена;

— при получении сообщения о появлении сигнального показания АЛС «НЧ» («ОЧ») принять меры к выявлению причины, а при необходимости — и к устранению неисправности.

3.2. Поездной диспетчер при вступлении на дежурство обязан:

— ознакомиться с поездным положением и выполнением действующего графика движения поездов, с предстоящими пассажирскими перевозками, действующими приказами, указаниями и предупреждениями, с записями в Журналах диспетчерских приказов, осмотра, учёта нарушений работы, убедиться в исправности технических средств и сверить часы;

— вызвать все станции своей линии и принять сообщения о вступлении на дежурство дежурных постов централизации, дежурных по станции, дежурных по электродепо и других работников, дать необходимые указания о предстоящей работе, а на линиях, оборудованных диспетчерской централизацией, уточнить, на каком управлении (диспетчерском или местном) находятся устройства централизации станций.

Приём и сдача дежурств оформляются диспетчерским приказом и подписями в Журнале диспетчерских приказов. В этом же приказе должны быть указаны действующие диспетчерские приказы и предупреждения.

3.3. Все указания по движению поездов по линии поездной диспетчер передаёт дежурным постов централизации, дежурным по станциям, другим работникам, связанным с движением поездов, приказами и распоряжениями, регистрируемыми в необходимых случаях в Журнале диспетчерских приказов с указанием времени передачи, а также фамилии принявших приказ (распоряжение) работников, которые повторяют его содержание.

Убедившись в правильности приёма приказа, диспетчер утверждает его с указанием времени утверждения. С момента утверждения приказ вступает в силу.

Нумерация диспетчерских приказов должна вестись с первого номера, начиная с нуля часов первого числа каждого месяца. Распоряжения поездного диспетчера не нумеруются.

Если приказ (распоряжение) поездного диспетчера принимает и записывает оператор, то он обязан немедленно предъявить его соответствующему дежурному поста централизации, дежурному по станции, дежурному по электродепо, машинисту-инструктору для ознакомления и росписи о прочтении.

3.4. Поездные диспетчеры дают следующие приказы, регистрируемые в Журналах диспетчерских приказов поездного диспетчера и на станциях, которым адресуется приказ:

— о приёме и сдачи дежурств;

— о подаче или снятии напряжения с контактного рельса;

— о проследовании светофора полуавтоматического действия при запрещающем показании и неисправности его пригласительного сигнала (на станции приказ регистрируется на бланке только при выдаче машинисту копии приказа в случаях, предусмотренных в пп. 1.9, 1.14, 6.12 настоящей Инструкции);

— о включении и отключении светофоров автоблокировки на линиях, где АЛС-АРС является основным средством сигнализации при движении поездов;

— о переходе на двухстороннее движение на одном из путей двухпутного участка или восстановлении нормального движения;

— о закрытии пути перегона (участка) и отправлении электропоездов в неправильном направлении и о последующем открытии пути;

— о закрытии пути перегона (участка) и назначении вспомогательного электропоезда в неправильном направлении и о последующем открытии пути, а также в случае отмены вспомогательного электропоезда;

— об отправлении хозяйственных поездов в неправильном направлении (на станциях, ограничивающих путь перегона (участка) следования в неправильном направлении и на промежуточных станциях с путевым развитием, при этом приказ регистрируется на бланке приказов, предусмотренном в п. 6.54 настоящей Инструкции);

— о назначении вспомогательного хозяйственного поезда в неправильном направлении;

— о выдаче или отмене предупреждения;

— о восстановлении действия поездной диспетчерской связи;

— о прекращении движения поездов при снижении видимости или затоплении пути и о восстановлении движения;

— о закрытии пути перегона в связи с производством маневровых передвижений электроподвижного состава по маршрутам, не предусмотренным таблицей взаимозависимости стрелок, сигналов и маршрутов по главному пути в неправильном направлении, и о последующем открытии пути;

— о закрытии и открытии путей перегонов, станционных путей для движения в связи с производством работ (на станциях приказы регистрируются на бланке, предусмотренном в п. 6.36 настоящей Инструкции);

— о прекращении и восстановлении действия основных средств сигнализации при движении поездов;

— другие приказы, связанные с организацией движения поездов на линии, по усмотрению диспетчера (регистрация приказов на конкретных станциях производится по указанию поездного диспетчера).

Поездные диспетчеры дают следующие приказы, регистрируемые ими в Журнале диспетчерских приказов:

— о назначении вспомогательного поезда в правильном направлении;

— приказы поездных диспетчеров смежных линий, адресованные поездному диспетчеру данной линии;

— другие приказы, связанные с организацией движения поездов на линии, по усмотрению поездного диспетчера.

Для сокращения времени на запись диспетчерских приказов могут применяться бланки и с разрешения начальника службы движения — штампы с нанесённым на них текстом наиболее часто даваемых приказов.

3.5. Когда диспетчерский приказ адресуется нескольким станциям, текст приказа для его проверки повторяет основной исполнитель по указанию поездного диспетчера, а остальные обязаны в это время проверить правильность записи приказа. После проверки работники, принявшие приказ, поочерёдно называют свои фамилии, которые регистрируются диспетчером в Журнале диспетчерских приказов.

3.6. Поездной диспетчер даёт следующие распоряжения:

— на производство маневровых передвижений;

— на закрытие и открытие парковых и прочих путей;

— о назначении вспомогательного хозяйственного поезда в правильном направлении;

— другие распоряжения, связанные с организацией движения поездов и манёвров, по усмотрению поездного диспетчера.

3.7. При неисправности поездной диспетчерской связи регулирование движения поездов производится по поездной радиосвязи.

Читайте также

Глава 2. Работа с фотоаппаратом

Глава 2. Работа с фотоаппаратом Теперь, когда вы знаете основы теории фотографии, пришло время взять в руки фотоаппарат. Различные модели фотокамер управляются по-разному, однако общие принципы везде одинаковы. Рекомендуем вам держать под рукой инструкцию от вашего

Глава 7 Санитарно-просветительская работа

Глава 7 Санитарно-просветительская работа Понятие о санитарно-просветительской работеОсновные принципы санитарно-просветительской работыСанитарное просвещение – совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий,

ГЛАВА 2 МАНЕВРОВАЯ РАБОТА

ГЛАВА 2 МАНЕВРОВАЯ РАБОТА ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ «Манёвры на станционных путях должны производиться по указанию только одного работника — дежурного поста централизации, на линиях, оборудованных диспетчерской централизацией, — поездного диспетчера (дежурного поста

Глава 6. РАБОТА И ЭНЕРГИЯ

Глава 6. РАБОТА И ЭНЕРГИЯ Технологический прогресс, осуществляемый, главным образом, путем внедрения новейших достижений технологии в производство, повышает созидательную мощь

Глава 5 Работа с конфликтами

Глава 5 Работа с конфликтами В этом разделе мы поговорим об отношениях и технике, которая помогает работать с любыми конфликтами. Об этой технике я подробнее рассказываю и показываю ее в тренинге «Сила рода во мне» и в онлайн-обучающем курсе по нейро-имажинативному

Источник

График исполненного движения

Поездной диспетчер — ответственный работник хозяйства перевозок железнодорожного транспорта, который единолично руководит движением поездов на своём участке (диспетчерском круге) и несёт за это полную ответственность. Его приказы по движению поездов подлежат беспрекословному выполнению работниками, связанными с движением поездов: дежурными по станциям, машинистами локомотивов, главными кондукторам сборных поездов и т. д.

Никто, кроме поездного диспетчера, не имеет права давать оперативные распоряжения по движению поездов.

Содержание

Цель работы [ | ]

Цель работы поездного диспетчера заключается в обеспечении движения поездов и местной работы на участке в соответствии с графиком движения поездов и оперативным планом, а также в соблюдении максимального уровня безопасности движения.

Технология работы [ | ]

При существующей структуре диспетчерского управления рабочее место поездного диспетчера физически находится в здании ЕДЦУП (Единого дорожного центра управления перевозками), при этом его участок фактически может находиться на достаточно удалённом расстоянии. Например, на Московской железной дороге здание ЕДЦУП расположено в г. Москве, где расположены рабочие места всех поездных диспетчеров дороги, когда диспетчерский круг № 12 Орёл-Серпухов находится на удалении в 100—160 километров.

Для контактов поездного диспетчера с исполнителями используются различные виды связи. Указания по движению поездов дежурным по станциям передаются по специальной селекторной (избирательной) телефонной связи. Она позволяет вызвать любой включённый в линию пункт отдельно, а также несколько (групповой вызов) или все пункты (циркулярный вызов). Для контактов поездного диспетчера с машинистами движущихся поездов используется радиосвязь, однако на практике, большинство приказов машинистам (например, приказ на нагон или на повышение участковой скорости) передаётся через дежурных по станциям.

Еще:  Туту ру железнодорожные билеты расписание поездов санкт петербург

На многих участках, оборудованных автоблокировкой, рабочее место ДНЦ при первом упоминании аббревиатуры следует указывать ее расшифровку оснащается устройствами диспетчерского контроля в виде табло, на котором изображена схема участка и промежуточных станций. Специальная световая индикация сигнализирует о показании сигналов и о фактическом занятии поездами блок-участков и путей на станциях.

Вступление и несение дежурства [ | ]

Приняв смену, ДНЦ регистрируемым циркулярным приказом объявляет всем ДСП своего участка о вступлении на дежурство, наличии поездов на участке — проводит планерное совещание. Далее, дежурные по станциям поочерёдно докладывают о вступлении на дежурство, работе устройств СЦБ и связи, наличии действующих предупреждений и занятии приёмоотправочных путей.

О фактическом прибытии, отправлении, проследовании поездов и других событиях ДНЦ узнаёт по докладам дежурных по станциям или при помощи системы диспетчерского контроля.

Непосредственно на оперативную обстановку ДНЦ влияет при помощи диспетчерских распоряжений, которые отдаются либо устно, либо в виде письменных приказов, регистрируемых в специальном журнале формы ДУ-58.

Согласно должностной инструкции, запрещается загружать диспетчера работой, не связанной с движением поездов.

График исполненного движения [ | ]

Основным инструментом диспетчерского управления служит график исполненного движения. Он предназначен для выполнения основных функций поездного диспетчера: контроля, планирования и регулирования движения поездов, на котором поездной диспетчер отмечает все данные о движении, а также все нарушения нормальной работы на участке и их причины. Физически график исполненного движения — это лист формата А1 с нанесённой на него сеткой графика участка и дополнительной информацией (времена хода поездов, названия раздельных пунктов, их ы и т. д.). Диспетчер с течением времени вручную наносит на график исполненные нитки нормативного графика (который, как правило, расположен перед ним).

Также на графике исполненного движения указываются:

  • номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов;
  • время отправления, прибытия и проследования поездов по станциям участка;
  • данные об использовании локомотивов;
  • данные о поездной и грузовой работе станций по установленным периодам суток;
  • занятие приёмо-отправочных путей на промежуточных станциях;
  • снятие напряжения в контактной сети на главных и приёмо-отправочных путях станций и перегонов;
  • действующие предупреждения, требующие снижения скорости;
  • движение поездов по неправильному пути;
  • закрытие перегонов, путей и других устройств, обслуживающих движение.

Для облегчения труда диспетчера на многих рабочих местах используются поездографы — приборы, автоматически регистрирующие ход поездов на графике исполненного движения, многоцелевая компьютерная программа ГИД «Урал-ВНИИЖТ». На особо напряжённых кругах вводится дополнительная штатная единица — графист, который помогает поездному диспетчеру в выполнении его пассивных функций.

Функции поездного диспетчера [ | ]

Можно разделить на активные и пассивные:

Активные функции выражаются в трёх основных элементах:

  • Текущее планирование — предварительное составление плана пропуска поездов по участку на определённый период и последующие его корректировки. При этом диспетчер преследует цель — минимизировать задержки поездов и отклонения от нормативного графика. Практически, поездной диспетчер выполняет это планирование после каждого получения о свершившемся событии (например, о готовности к отправлению передаточного поезда на одной из станций, или о внезапном нарушении нормальной работы устройств, за которым следует нарушение нормативного графика и т. д.)
  • Диспетчерское регулирование — своевременная выдача необходимых распоряжений для осуществления запланированного пропуска поездов с учётом всех возникающих изменений поездной ситуации, как то:
    • Ускорение хода поезда по сравнению с графиковым (ДНЦ договаривается с машинистом поезда об ускоренном следовании по участку, выдаёт ему диспетчерское расписание и, со своей стороны, обязуется предоставить «зелёную улицу»)
    • Изменение пунктов скрещения и обгона поездов
    • Движение по неправильному пути (для организации безостановочного обгона и форсированного пропуска поездов в одном направлении)
    • Сдваивание поездов (для ускорения пропуска вагонопотоков в период предоставления «окон»)

    Все эти действия выполняются параллельно, постоянно накладываясь друг на друга. При отклонении поездов от графика по различным причинам поездному диспетчеру в короткое время приходится решать сложные многовариантные задачи. Чтобы достичь хороших результатов, диспетчер должен все время идти «вперёд поездов», постоянно планируя порядок их пропуска. При этом он должен предвидеть все эксплуатационные события: скрещения, обгоны, задержки при движении «по удалению» и т. д. Для этого он мысленно продлевает на своём графике линии хода поездов, определяя время свершения этих событий и намечая регулировочные меры.

    Пассивные функции: ведение графика исполненного движения, обмен подходами поездов с соседними диспетчерами, передача сведений о поездах и вагонах на станции, заполнение приложений к графику. На эти операции поездной диспетчер затрачивает от 25 до 35 процентов своего рабочего времени. Освободив его от них (методами, указанными выше) можно значительно повысить эффективность его работы или увеличить протяжённость участка.

    Помимо поездной работы, диспетчер организует местную работу своего участка: организует продвижение передаточных, вывозных и сборных поездов с вагонами, назначением на промежуточные станции участка, заблаговременно сообщает дежурным по этим станциям о подходе вагонов, обеспечивает погрузку порожними вагонам, принимает меры для скорейшего вывоза погруженных вагонов и порожних вагонов из-под выгрузки с участка на ближайшие технические станции. В настоящее время часть этих функций передаётся диспетчеру ЦУМР (Центра управления местной работой).

    Диспетчерская централизация [ | ]

    Диспетчерская централизация позволяет резко повысить эффективность труда, которая объединяет в одной системе автоблокировку на перегонах, электрическую централизацию на станциях и устройства телеуправления стрелками и сигналами. Она позволяет отказаться от дежурных по станциям за счёт передачи их функций по управлению стрелками и сигналами поездному диспетчеру. В необходимых случаях (при неисправности технических средств, резком увеличении маневровой работы) станция может переводится на резервное управление. При этом стрелками и сигналами управляет дежурный по станции либо начальник станции. ДЦ освобождает диспетчера от основной массы переговоров, однако загружает его непосредственным управлением стрелками и сигналами.

    Особенности работы на электрифицированных участках [ | ]

    На электрифицированных участках диспетчер должен учитывать условия электроснабжения. Чтобы обеспечить нормальное напряжение в контактной сети, необходимо пропускать поезда с установленными по графику интервалами. Нельзя допускать следование тяжеловесных и соединённых поездов пакетами (друг за другом с выдерживанием только лишь межпоездного интервала). О выпуске таких поездов ДНЦ должен заблаговременно известить энергодиспетчера.

    Заключение [ | ]

    Поездные диспетчеры — многочисленный отряд работников, во многом определяющих ход эксплуатационной работы на дорогах.

    Работа железнодорожного транспорта подчинена трём законам (по убывающей степени важности):

    • Обеспечение безопасности движения поездов
    • График движения поездов
    • План формирования

    Поездной диспетчер в полной мере, как никто из работников, уполномоченных оперативно управлять эксплуатационной работой, влияет одновременно на все три закона. В их число должны входить опытные движенцы, накопившие достаточный опыт работы дежурным по станции и другими ответственными работниками службы движения (маневровые и станционные диспетчера, старшие дежурные по станции и т. п.). При назначении на должность поездной диспетчер выдерживает испытания в знании основ оперативного управления и теории в ревизорской службе управления железной дороги, проходит медицинское освидетельствование и тестирование опытным психологом. Также желательно иметь высшее образование по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».

    Источник

    

    Организация работы поездного диспетчера. График исполненного движения

    Движением поездов на диспетчерском участке в соответствии с п. 16.1 ПТЭ руководит только один работник — поездной диспетчер. Приказы поезд­ного диспетчера подлежат безоговорочному выполнению работниками, не­посредственно связанными с движением поездов на данном участке.

    Рукодящими документами для поездного диспетчера яа1яются ПТЭ, Инст­рукция по движению поездов и маневровой работе, Инстр\киия по сигнализа­ции, Правила по технике безопасности, Устав железных дорог Российской Федерации, ТРА станции и другие документы по безопасности движения.

    Поездной диспетчер направляет свою работу на строгое выполнение опе­ративных планов при безусловном обеспечении безопасности движения по­ездов и маневровой работе на участке.

    Пропуск поездов и контроль всей поездной и грузовой работы он органи­зует во взаимодействии с диспетчерами ОЦ и дорожными диспетчерами по управлению поездопотоками и вагонопотоками.

    На основе плана-графика движения по участку на предстоящую смену поездной диспетчер передает пономерной план подвода поездов к станциям. В плане подвода выделяются транзитные поезда сетевые, поезда с местным грузом, с порожними вагонами, маршруты и т.д.

    Поездной диспетчер постоянно контролирует подготовку станций к прие­му, отправлению и пропуску поездов. Особое внимание уделяется формиро­ванию и пропуску тяжеловесных, длинносоставных и соединенных поездов.

    Для ввода в график опаздывающих пассажирских поездов диспетчер на плане-графике предварительно прокладывает «нитки» их пропуска с обяза­тельным доведением расписаний до сведения дежурных по станциям (ДСП) и диспетчеров соседних участков.

    Регистрируемыми приказами диспетчер предоставляет технологические «окна» в графике, разрабатывает и реализует мероприятия по скорейшему восстановлению нормальной поездной работы на участке после их оконча­ния, строго контролирует действия дежурных по станциям.

    В журнале диспетчерских распоряжений записываются все регистрируе­мые приказы машинистам поездных локомотивов, приказы поездных дис­петчеров соседних участков и адресуемые дежурным по станциям.

    Все переговоры поездного диспетчера по диспетчерским средствам связи должны фиксироваться регистратором переговоров.

    Для сокращения времени на запись приказов используются персональ­ные компьютеры с распечаткой текстов приказов по утвержденным формам.

    Для непрерывного контроля поездного положения на участке, своевре­менного принятия регулировочных мер, последующего анализа работы уча­стка поездной диспетчер ведет график исполненного движения (рис. 6.1).

    В зависимости от интенсивности, характера движения, а также техниче­ского оснащения участков устанавливается определенный порядок уведомле­ния диспетчера дежурными по станциям об отправлении, прибытии и про­следовании поездов, о возникших неисправностях в пути, подвижном соста­ве и других обстоятельствах, способных повлиять на работу участка.

    На графике исполненного движения отмечаются:

    ■ масса, длина, состав, номер и индекс каждого поезда, номер поездного
    локомотива и фамилия машиниста;

    ■ занятие приемо-отправочных путей на промежуточных станциях вагона­
    ми или составами, с указанием числа уложенных тормозных башмаков
    или стационарных устройств для закрепления вагонов;

    ■ время проследования поездов и других подвижных единиц по станциям
    участка;

    ■ снятие напряжения в контактной сети на главных и приемо-отправочных
    путях;

    ■ действующие предупреждения — желтой полосой с момента начала дей­
    ствия предупреждения до его снятия. Над этой линией записываются ки-

    МйсЛной СЕРГЕЕВА Г С.-• ? Старыми 4ГП. 5л 3 Нори гр Все 137<И?92 11:59:08

    ^ч^

    1Г1поиош1 Г2пейза* ГЭнорм ГЧЛеЬПоле Г5ПЛ/ПР ГбтаБло Г7рвол Гвсхемы Г9кон»иг ВкКоЭ

    Рис. 6.1. График исполненного движения

    лометр и путь, где установлено предупреждение, и допустимая скорость движения;

    ■ закрытие перегона — красной полосой до момента его открытия;

    ■ движение поездов по неправильному пути;

    ■ данные о грузовой работе станций по периодам суток.

    Фактическое следование поездов показывается разными цветами, с выде­лением пассажирских, грузовых наливных, сквозных, длинносоставных, со­единенных. Разными типами линий отмечаются сборные и вывозные поезда, резервные локомотивы. Нагон поезда на перегоне по сравнению с нормой отмечается знаком минус «—» против линии хода, опоздание — знаком «+» с цифрами числа минут.

    Отцепка и прицепка вагонов на станциях показывается над линией сто­янки поезда: отцепка «—», прицепка «+» с указанием дробью числа груженых в числителе, числа порожних вагонов в знаменателе.

    В случае неграфиковых остановок поездов на станциях или перегонах го­ризонтальным отрезком показывается стоянка с краткой пометкой причины стоянки.

    Поезда, в составе которых имеются вагоны со взрывоопасными материала­ми, отмечаются на графике исполненного движения номером поезда с б\квами «ВМ». К номеру длинносоставного поезда добавляется буква Д, тяжеловесно­го — Т, с негабаритным грузом — Не указанием степени негабаритное™.

    На участках с интенсивным движением используются сетки графиков ис­полненного движения с нанесенными «нитками» нормативного графика, на котором поездной диспетчер чертит только «нитки» поездов, следующих сотклонением от графика.

    Введение в эксплуатацию автоматизированных систем управления пере­возочным процессом меняет технологию оперативного контроля и упраапе-ния, а также порядок ведения всей поездной документации на всех уровнях.

    Источник

    График движения поездов поездного диспетчера

    от 14 сентября 2005 года N 1508р

    В целях повышения эффективности управления перевозочным процессом и обеспечения безопасности движения поездов:

    2. Начальникам железных дорог в двухмесячный срок привести нормативные документы железных дорог и должностные инструкции работников железных дорог, функции которых связаны с диспетчерским управлением движением поездов, в соответствие с Положением, утвержденным настоящим распоряжением.

    Вице-президент ОАО "РЖД"
    С.В.Козырев

    УТВЕРЖДЕНО
    распоряжением ОАО "РЖД"
    от 14 сентября 2005 года N 1508р

    Положение
    о диспетчерском управлении
    движением поездов

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи и структуру диспетчерского управления движением поездов, функции диспетчерского персонала по управлению движением поездов.

    1.2. Настоящее Положение распространяется на диспетчерский персонал Центра управления перевозками — структурного подразделения ОАО "РЖД" дорожных центров управления перевозками железных дорог — филиалов ОАО "РЖД" (далее — ДЦУП), диспетчерских центров управления местной работой отделов перевозок отделений железных дорог (далее — ЦУМР), железнодорожных станций (далее — станция).

    1.3. Диспетчерское управление движением поездов основывается на:

    — принципе управления движением поездов на обслуживаемом участке (полигоне) одним диспетчером;

    — строгом выполнении технологических норм и нормативов, содержащихся в графике движения поездов, плане формирования поездов, технологических процессах и техническом нормировании эксплуатационной работы;

    — обеспечении безопасности движения поездов.

    1.4. Диспетчерский персонал на всех уровнях управления принимает решения на основе графика движения поездов и плана формирования поездов с учетом эксплуатационной обстановки: колебаний объемов перевозок и загрузки технических устройств, распределения тяговых и погрузочных ресурсов на больших территориях, отказов технических средств, плановых и внеплановых перерывов в движении, задержек поездов на стыках с железными дорогами соседних государств и пунктах перегрузки на другие виды транспорта.

    Движением поездов на диспетчерском участке руководит единолично поездной диспетчер.

    1.5. Оптимальная протяженность диспетчерских участков и полигонов управления, а также уровень загрузки поездных и дорожныхдиспетчеров определяются начальником железной дороги по установленным ОАО "РЖД" методикам.

    2. Цели и задачи диспетчерского
    управления

    2.1. Целями диспетчерского управления движением поездов являются обеспечение бесперебойной перевозки пассажиров и грузов на железнодорожном транспорте общего пользования, оптимизация использования пропускной способности инфраструктуры железных дорог, тяговых и погрузочных ресурсов, организация движения поездов в соответствии с графиком движения и планом формирования поездов при безусловном обеспечении безопасности движения поездов.

    2.2. Диспетчерское управление движением поездов предусматривает:

    — концентрацию функций организации и управления перевозочным процессом по всей вертикали управления перевозками от Центра управления перевозками до станций;

    — организацию поездной работы единым парком поездных локомотивов на удлиненных полигонах обращения, охватывающих участки нескольких железных дорог;

    — унификацию веса и длины грузовых поездов на основных направлениях;

    — заблаговременное планирование предстоящей работы;

    — создание оптимальных условий для эксплуатационной работы;

    — планирование, непрерывный контроль за выполнением графика движения и плана формирования поездов, плановых заданий по объемным и качественным показателям поездной иместной работы.

    2.3. Задачами диспетчерского управления движением поездов являются:

    — организация работы единой диспетчерской смены, локомотивных бригад, работников, связанных с движением поездов, по выполнению сменно-суточных планов и заданий эксплуатационной работы;

    — обеспечение выполнения графика движения пассажирских, поездов дальнего, местного и пригородного сообщения (далее — пассажирские поезда) и грузовых поездов;

    — организация беспрепятственного приема и сдачи поездов по стыковки и пунктам железных дорог и отделений железных дорог;

    — обеспечение соблюдения требований нормативных документов по безопасности движения поездов и охране труда, техническо-распорядительных актов и технологических процессов работы станций, а также единых технологических процессов работы железнодорожных путей необщего пользования и станций их примыкания;

    — своевременное предоставление плановых "окон" для строительно-монтажных работ, ремонта и текущего содержания технических устройств;

    — эффективное использование локомотивных бригад;

    — контроль за содержанием и использованием эксплуатируемого парка локомотивов;

    — регулирование погрузочных ресурсов;

    — организация местной работы;

    — контроль за пропуском поездных формирований перевозчиков грузов железнодорожным транспортом, за работой парка собственных и арендованных вагонов, за использованием вагонов, принадлежащих железнодорожным администрациям стран СНГ и Балтии;

    — принятие оперативных мер по ликвидации нарушений движения поездов, обеспечение своевременного пропуска хозяйственных и восстановительных поездов.

    2.4. Диспетчерский персонал ДЦУП и ЦУМР участвует в работе по контролю за соблюдением требований безопасности движения поездов, в том числе посредством проведения проверок на обслуживаемых участках и в районах управления железной дороги с выездом на станции, в локомотивные депо, а дорожные, поездные и локомотивные диспетчеры — с проездом в кабине машиниста поездного локомотива или моторвагонного подвижного состава.

    Количество выездов дорожного диспетчера (по району управления) и поездного диспетчера с проверками на станции и в ЦУМР обслуживаемого района (участка) устанавливается в зависимости от его удаленности от ДЦУП: в пределах 3 часов проезда на поезде в одном направлении — не реже 1 раза в месяц, свыше 3 часов — 1 раз в квартал. Дорожный диспетчер (по направлению), дорожный локомотивный диспетчер, дорожный локомотивный диспетчер района управления и дорожный диспетчер по пассажирским перевозкам проводят проверки соблюдения требований нормативных документов по безопасности движения при сопровождении пассажирских поездов в кабине машиниста не реже 1 раза в квартал. Кроме того, дорожные локомотивные диспетчеры и локомотивные диспетчеры (районов) один раз в месяц, а поездные диспетчеры — один раз в квартал принимают участие в производственных совещаниях с локомотивными бригадами, проводимыми в локомотивных депо обслуживаемых участков железной дороги.

    Проверки проводятся по графику, разрабатываемому ежеквартально начальником ДЦУП и утверждаемому заместителем начальника железной дороги по перевозкам, а в отделениях железных дорог — соответственно начальником отдела перевозок и начальником отделения железной дороги.

    Нормативы затрат труда диспетчеров ДЦУП корректируются с учетом фактической затраты времени на проведение проверок в соответствии с утвержденным графиком.

    2.5. Контроль за работой диспетчерского персонала ДЦУП и оказание помощи его руководству в организации профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов и выполнению требований нормативных документов осуществляет старший ревизор службы перевозок (по диспетчерскому центру), непосредственно подчиненный заместителю начальника железной дороги по перевозкам.

    Функции старшего ревизора службы перевозок (по диспетчерскому центру) определены Положением о ревизорах хозяйства перевозок, утвержденным МПС России 21.06.2002 N ЦД-928.

    3. Центр управления перевозками — структурное
    подразделение ОАО "РЖД" (ЦУП)

    3.1. Оперативное управление перевозочным процессом на железных дорогах ОАО "РЖД" в целом осуществляет диспетчерский персонал Центра управления перевозками (далее — ЦУП), находящегося в непосредственном подчинении Департамента управления перевозками.

    3.2. Работу диспетчерской смены ЦУП возглавляет главный диспетчер, который координирует работу диспетчеров по управлению перевозками на курируемых направлениях железных дорог, диспетчерского персонала департаментов и управлений ОАО "РЖД" (руководителей диспетчерских смен ДЦУП, перевозчиков пассажиров и грузов на железнодорожном транспорте, компаний — операторов подвижного состава. В диспетчерскую смену ЦУП входят: главный диспетчер, диспетчер по управлению перевозками, диспетчер по регулированию локомотивного парка, диспетчер по регулированию вагонного парка, диспетчер по организации грузовой работы, диспетчер по управлению специальными перевозками, диспетчер по контролю за проведением "окон".

    3.3. В соответствии с положением о ЦУП, утвержденным ОАО "РЖД" 15.04.2004 N 296, диспетчерская смена осуществляет следующие функции:

    — контроль за выполнением железными дорогами графика движения пассажирских и грузовых поездов;

    — организация и контроль продвижения вагонопотоков на основе нормативов плана формирования поездов;

    — организация выполнения технических норм эксплутационной работы;

    — контроль за работой ДЦУП в соответствии с планами поездной и местной работы на железных дорогах и заданиями ЦУП, включая регулировочные мероприятия по недопущению встречного порожнего пробега однородного подвижного состава, рациональному использованию взаимозаменяемых типов вагонов в условиях дефицита одних типов и избытка других;

    — организация работы парка поездных локомотивов на основных направлениях железных дорог, разработка мероприятий по недопущению эксплуатации локомотивов на незакрепленных участках их обращения, нарушений режима труда и отдыха локомотивных бригад;

    — организация своевременного подвода поездов к портам, а при необходимости перераспределение направления грузовых потоков по согласованию с Центром фирменного транспортного обслуживания — структурным подразделением ОАО "РЖД" и портами;

    — контроль за работой кольцевых маршрутов с целью сохранения их целостности на всем пути следования как в порожнем, так и в груженом состоянии;

    — организация работы с гружеными и порожними грузовыми вагонами, принадлежащими железнодорожным администрациям стран СНГ и Балтии;

    — контроль за перевозками негабаритных и тяжеловесных, а также специальных и воинских грузов;

    — анализ выполнения оперативных планов железных дорог (в целом и по каждой в отдельности) по обеспечению погрузки, организации выгрузки вагонов, выполнения графика движения и плана формирования поездов, плана передачи поездов между железными дорогами по обеспечению железных дорог погрузочными ресурсами (соответствующими типами подвижного состава);

    — контроль обеспечения безопасности движения поездов на железных дорогах ОАО "РЖД".

    3.4. Диспетчерская смена ЦУП взаимодействует с подразделениями ЦУП и аппарата управления ОАО "РЖД", связанными с организацией перевозочного процесса, по следующим вопросам:

    — обеспечение бесперебойного перевозочного процесса и обеспечение безопасности движения поездов;

    — эксплуатация технических средств и устройств, в т.ч.восстановление нормального режима их функционирования при сбоях и отказах;

    — согласование предоставления "окон" для выполнения ремонтных и строительно-монтажных работ на пути, контактной сети и сооружениях, устройствах сигнализации, централизации и блокировки, электрификации и электроснабжения;

    — принятие оперативных мер по ликвидации затруднений в эксплуатционной работе, организации восстановления движения поездов в случае нарушения безопасности движения поездов и в других нестандартных ситуациях, обеспечение первоочередного пропуска пассажирских поездов или направление их кружностью в соответствии с решением Департамента дальних пассажирских перевозок;

    — информирование в режиме реального времени диспетчерского персонала причастных департаментов и управлений ОАО "РЖД" о затруднениях в пропуске поездов из-за отказов в работе технических средств и нарушений безопасности движения поездов.

    3.5. Перечень функций диспетчерского персонала ЦУП приведен в приложении 1.

    4. Дорожный центр управления
    перевозками

    4.1. Оперативное управление перевозочным процессом на железной дороге осуществляет единая диспетчерская смена ДЦУП.

    В соответствии с Типовыми штатными расписаниями службы перевозок железной дороги и отдела перевозок отделения железной дороги, утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 23.04.2004 N 1953р, в диспетчерскую смену ДЦУП входят: старший дорожный диспетчер (руководитель смены), диспетчер дорожный (по направлениям), диспетчер дорожный локомотивный, диспетчер дорожный по регулированию вагонного парка, диспетчер дорожный по пассажирским перевозкам, инженер сменный по организации грузовой работы.

    Диспетчерские участки железной дороги объединяются в районы управления ДЦУП, количество которых определяет начальник железной дороги в зависимости от объема эксплуатационной работы. В диспетчерскую смену района управления ДЦУП, возглавляемую диспетчером дорожным (по району управления), входят диспетчера поездные, диспетчер локомотивный (района), диспетчер по регулированию вагонного парка (района).

    4.2. Диспетчерская смена ДЦУП в оперативном режиме осуществляет следующие функции:

    — выполнение технического и сменно-суточного планов, производственных заданий руководства железной дороги;

    — оперативное руководство эксплуатационной работой железной дороги, отделений железной дороги и станций;

    — обеспечение беспрепятственного пропуска поездов, их передачи по стыковым станциям железной дороги;

    — выполнение заданий по сдаче порожних вагонов в регулировку;

    — контроль за планированием поездообразования, своевременным обеспечением поездов локомотивами и локомотивными бригадами;

    — создание оптимальных условий работы на выделенных станциях, контроль за выполнением заданных показателей их работы;

    Источник

    Должностная инструкция поездного диспетчера

    1.1. Поездной диспетчер относится к категории специалистов.

    1.2. На должность поездного диспетчера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях, связанных с движением поездов не менее 1 года или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях, связанных с движением поездов, не менее 3 лет.

    1.3. Поездной диспетчер назначается на должность и освобождается от нее руководителем предприятия и непосредственно подчиняется [вписать нужное].

    1.4. Поездной диспетчер должен знать:

    — Правила технической эксплуатации железных дорог;

    — Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах;

    — Инструкцию по сигнализации на железных дорогах;

    — Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ;

    — Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ;

    — правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозках по железным дорогам;

    — распоряжения и указания руководства управления железной дороги, отделения железной дороги;

    — методические, нормативные и другие руководящие материалы по организации движения поездов;

    — график движения поездов и план формирования поездов и порядок направления вагонопотоков, схемы, профиль путей, техническо-распорядительные акты, технологические процессы работы станций участка;

    — работу устройств диспетчерской централизации;

    — правила работы на ПЭВМ;

    — показатели и технические нормы эксплуатационной работы;

    — правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии;

    — Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;

    — основы экономики и управления производством;

    — Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;

    — Положение о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта;

    1.5. Во время отсутствия поездного диспетчера (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

    Должностные обязанности

    2.1. Руководит движением поездов на обслуживаемом (диспетчерском) участке.

    2.2. Обеспечивает выполнение графика и безопасность движения поездов, эффективное использование технических средств, вагонного парка и локомотивов.

    2.3. Оценивает и прогнозирует положение на участке, планирует и организует пропуск поездов, ввод в график опаздывающих пассажирских и пригородных поездов.

    2.4. Следит за следованием поездов по перегонам, своевременным приемом, отправлением и пропуском поездов станциями, особенно при нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи, при обгонах и скрещениях пассажирских, длинносоставных, тяжеловесных, с разрядными и негабаритными грузами поездов и другими поездами.

    2.5. Обеспечивает развоз местного груза и выполнение регулировочного задания по сдаче порожних вагонов.

    2.6. Контролирует работу станций по выполнению задания по погрузке и выгрузке вагонов, приему, формированию и отправлению поездов.

    2.7. Выполняет операции по приготовлению маршрутов приема, отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений на участках, оборудованных диспетчерской централизацией.

    2.8. Получает на ЭВМ информацию о движении поездов и локомотивов по участку, контролирует своевременность передачи информационных сообщений станциями.

    2.9. Дает указания дежурным по станциям по организации движения поездов, приказы о закрытии и открытии перегонов (путей), о переходе с одних средств сигнализации и связи на другие, с двухпутного движения на однопутное, об отправлении поездов по неправильному пути и др.

    2.10. Обеспечивает своевременность предоставления «окон», принимает меры по организации, аварийно-восстановительных работ и своевременному устранению неисправностей технических устройств и оборудования.

    2.11. Ведет график исполненного движения поездов и другую установленную документацию, регистрирует приказы в журнале диспетчерских указаний.

    2.12. Руководит работой единой смены диспетчерского участка.

    Права

    Поездной диспетчер имеет право:

    3.1. Представлять на рассмотрение руководства предложения по вопросам своей деятельности.

    3.2. Получать от специалистов структурных подразделений предприятия информацию, связанную с вопросами своей деятельности.

    3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

    3.4. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

    Ответственность

    Поездной диспетчер несет ответственность:

    4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

    4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

    4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.

    Источник