Графика движения поездов и дать ему характеристику



График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация. Элементы графика.

На железнодорожном транспорте движение поездов осуществляется по графику. График движения поездов выражает план всей эксплуатационной работы железных дорог и является основой организации перевозок. Объединяя и координируя работу всех подразделений железных дорог, график движения дает возможность осуществить необходимое взаимодействие между ними. График движения поездов должен обеспечивать:

· выполнение плана перевозок пассажиров и грузов;

· безопасность движения, поездов;

· наиболее эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станций;

· высокопроизводительное использование подвижного состава;

· соблюдение, установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад;

· возможность производства работ по текущему содержанию пути, сооружений, устройств СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки) связи и электроснабжения.

На основе графика составляется расписание движения поездов, в котором указывается время прибытия, отправления и проследования поездов по каждому раздельному пункту.

График устанавливает: размеры движения пассажирских и грузовых поездов на каждом участке, серии локомотивов, которые их обслуживают, нормы массы и длины составов. Вычерчивают его на бумаге с сеткой из горизонтальных и вертикальных линий. Горизонтальные линии соответствуют станциям (сплошные) или остановочным пунктам (штриховые). Вертикальными линиями поле графика делится на 24 части – часы суток. Для удобства пользования вертикальные линии, соответствующие 06, 12, 18 и 24 ч., делают толще остальных (рис. 10.1).

Каждый час делится на шесть равных частей – 10 –минутных интервалов; линию соответствующую 30 мин., изображают пунктиром. Поезда обозначают на графике наклонными прямыми линиями, идущими сверху вниз (нечетные) и снизу вверх (четные). Над каждой линией в начале и конце участка проставляют номер поезда. В месте пересечения линий движения поезда с осями раздельных пунктов (в тупых углах) ставится последняя цифра времени прибытия, отправления или проследования поезда через данный раздельный пункт, указывая минуты сверх целого десятка.

Рис. 10.1. Фрагмент графика движения поездов

Классификация графиков.

Графики движения поездов классифицируют следующим образом:

— в зависимости от скорости движения поездов они могут быть параллельные и непараллельные (нормальные). В параллельных графиках поезда каждого направления следуют с одинаковой скоростью, поэтому линии хода их параллельны между собой. В обычных условиях эксплуатации движение происходит по нормальным графикам, так как пассажирские и грузовые поезда двигаются с разными скоростями;

— по числу главных путей на перегонах графики подразделяются: на однопутные(рис. 10.2) и двухпутные (рис. 10.3). В первом случае главный путь используется для движения в обоих направлениях, и скрещение поездов может происходить только на станциях и разъездах, во втором случае – как на перегонах, так и на станциях;

Рис. 10.2. Однопутный парный параллельный график

Рис. 10.3. Двухпутный параллельный график

— по соотношению числа поездов в четном и нечетном направлениях различают графики парные, когда это число одинаковое, и непарные, когда оно различное, а также идентичные и неидентичные;

— в зависимости от расположения поездов попутного следования графики могут быть пачечные (рис. 10.4), пакетные (рис. 10.5 и частично пакетные (рис. 10.6). При пачечном графике на перегоне может одновременно находиться только один поезд. При пакетном графике поезда следуют пакетами с разграничением в них поездов временем или блок-участками при автоблокировке. В этом случае на перегоне между станциями может быть одновременно несколько попутных поездов, образующих пакет.

Источник

Основные типы графиков движения поездов и их характеристика

График движения поездов является оптимальным планом организации и управления согласованной работы и взаимодействия всех причастных служб, участвующих в перевозочном процессе. Он является оптимальной организацией эксплуатационной работы и оперативного управления локомотивным и вагонным парком, предусматривающим наиболее эффективное использование пропускных и провозных способностей железных дорог и их технического оснащения. Графиками устанавливается зависимость движения каждого пассажирского и грузового поезда по каждому раздельному пункту. Составляется график на специальной масштабной сетке, на которой горизонтальными линиями обозначают раздельные пункты, а вертикальными – время (жирные линии – часовые интервалы, пунктирные – получасовые, тонкие – десятиминутные интервалы). Время указывается московское от 0 до 24 часов, либо от 18 до 18 часов. Движение поездов указывается наклонными линиями. Линии хода поездов наносятся: нечетных – сверху вниз, а четных – снизу вверх. В точках пересечения линий движения поезда с осями раздельных пунктов в тупых углах ставятся цифры времени прибытия или отправления, а также проследования, отличные от десятка.

Графики движения поездов классифицируются:

1. по соотношению скоростей:

a. параллельные (линии хода поездов по перегонам параллельны, т.е. скорости хода одинаковы);

b. непараллельные (поезда различных категорий имеют неодинаковое время хода, т.е. следуют с разными скоростями);

2. по числу главных путей:

3. по соотношению числа поездов в четном и нечетном направлении:

a. парные (если количество поездов в четном и нечетном направлении одинаково);

b. непарные (если количество поездов в четном и нечетном направлении неодинаково);

4. по характеру следования поездов в попутном направлении:

a. пачечные (когда на перегоне находится только один поезд);

b. пакетные (когда на перегоне находятся несколько поездов, разделяемых межпоездными интервалами; пакет – это два и более поездов, следующих друг за другом в одном направлении; разновидностью пакетных являются частично пакетные, в которых только часть поездов идут пакетами).

Пакетные графики характеризуются коэффициентом пакетности, равным отношению числа поездов, следующих в пакете, к общему числу поездов за период графика или за сутки

Из формулы видно, что этот коэффициент находится от 0 до 1. Также важным положительным моментом для пакетных графиков является большая наличная пропускная способность.

Зависимость коэффициента пакетности от наличной пропускной способности и от участковой скорости.

Еще:  Купить билеты на поезд Тула Брянск

Из графика видно, чем выше наличная пропускная способность, тем выше коэффициент пакетности, но с увеличением коэффициента пакетности падает участковая скорость. Обычно на практике разрабатывают графики движения поездов с коэффициентом пакетности, равным 0,55 ÷ 0,62.

Пакетные графики и их применение зависит от многих причин, но в первую очередь от количества приемоотправочных путей на промежуточных станциях.

Источник

Графика движения поездов и дать ему характеристику

Железнодорожная сеть России характеризуется различными размерами движения, числом главных путей, соотношением скоростей грузовых и пассажирских поездов, разностью размеров движения по направлениям и т.д. В связи с этим, различны и сами графики движения, которые классифицируются по нескольким признакам:

1.В зависимости от числа главных путей на перегонах железнодорожного участка:

· однопутные или двусторонние – главные путь на перегонах используется для движения поездов в оба направления попеременно; скрещение и обгон поездов осуществляется на раздельных пунктах (рис. 8.2);

· двухпутные или односторонние – каждый главный путь на перегонах специализирован для движения поездов только в одном направлении (рис. 8.3).

Рис. 8.2. Однопутный параллельный график

Рис. 8.3. Двухпутный параллельный график

2.В зависимости от соотношения скоростей движения поездов различных категорий:

· параллельные – все поезда одного и того же направления имеют одинаковую ходовую скорость (рис. 8.2 и 8.3);

· непараллельные – поезда одного и того же направления имеют разную ходовую скорость в зависимости от их категории (рис. 8.4).

Рис. 8.4. Однопутный непараллельный график

3.В зависимости от соотношения количества поездов в каждом направлении на:

· парные с одинаковым количеством поездов в обоих направлениях;

· непарные– с разным количеством поездов в каждом из направлений.

4.В зависимости от порядка следования поездов одного направления:

· пакетные – применяются при автоблокировке. В этом случае поезда разграничиваются блок-участками, и на перегоне одновременно могут находиться сразу несколько поездов (рис. 8.5а).

· частично пакетные – применяются при автоблокировке; в этом случае одни поезда следуют в пакете, другие – отдельно (рис. 8.5б).

· пачечные применяются при полуавтоблокировке. В этом случае поезда разграничиваются межстанционными перегонами, и на одном перегоне может находиться только один поезд (рис. 8.5в).

Рис. 8.5. График движения поездов:

а – пакетный; б – частично пакетный; в — пачечный

Элементы графика движения поездов

Для составления графика должны быть определены его основные элементы:

· перегонное время хода поезда,

· продолжительность стоянки поездов на станциях,

· станционные интервалы и интервалы между поездами в пакете.

· Прибытие поезда – на графике соответствует моменту его полной остановки в пределах станционного пути.

· Отправление поезда – на графике соответствует моменту начала движения поезда (появление на регистиррующем устройстве локомотива скорости 1 и более км/ч).

· Проследование поезда – на графике соответсвует моменту пересечения первой колесной парой головного локомотива изолирующего стыка первого по ходу за осью станции светофора, располагающегося на пути проследования поезда.

Перегонное время хода

Перегонное время хода поезда – время в минутах, затрачиваемое поездом на прохождение расстояния между осями соседних раздельных пунктов или осями их приемо-отправочных парков, если они не совпадают с осью станции. Устанавливается тяговыми расчетами.

Перегонные времена хода рассчитываются отдельно для:

· всех категорий грузовых и пассажирских поездов;

· каждой весовой нормы состава в пределах каждой категории поездов;

· каждой серии локомотивов (моторвагонных секций) пассажирских и пригородных поездов, постоянная эксплуатация которых в пассажирском или грузовом движении предусмотрена на данном участке железной дороги.

В работе скорость грузового поезда составляет 1км/мин, таким образом, для варианта 1 время хода грузового поезда по перегонам равно: А-а: 20 мин, а-б: 17 мин, б-в: 16 мин и т.д. Время хода скорого поезда составляет 70% от времени хода грузового, т.е.

Время ходя электрички по перегону составляет 80% от времени хода грузового поезда:

§ tа-б = 17х0,8=14 мин и т.д.

При составлении графика движения поездов к чистому времени хода в необходимых случаях добавляется время на разгон:

§ грузовых поездов при тепловозной тяге – 2 мин;

§ грузовых поездов при электрической тяге – 1 мин;

§ пассажирских поездов при электрической и тепловозной тяге – 1 мин.

Время на замедление грузовых и пассажирских поездов при всех видах тяги принимается 1 мин.

Источник

Понятие о графике движения поездов

Для обеспечения согласованной работы всех подразделений желез­ных дорог разрабатывают обобщающий план их эксплуатационной работы – график движения поездов. Он определяет организацию работы всех служб и подразделений железнодорожного транспорта по выполнению государственного плана перевозок пассажиров и гру­зов. График – это основа организация движения поездов. Его утверждает Министерство путей сообщения. График определяет не только движение поездов, но и работу станций, локомотивов, вагонов, пунктов технического обслуживания, дистанций пути, участков энергоснабжения, дистанций сигнализации и связи. Поэтому соблюдение графика движения поездов является важнейшей обязанностью всех работников железнодорожного транспорта.

График движения поездов устанавливает массу и длину обраща­ющихся на участках поездов, время их хода по перегонам, станции, где производят технические операции с поездами (обслуживание поездов, смену локомотивов, смену бригад и др.), и продолжительность стоянок; исходя из всех этих данных определяют скорости движения поездов.

График движения поездов разрабатывают таким образом, чтобы обеспечивались: выполнение плана перевозок пассажиров и грузов безопасность движения поездов, наивыгоднейшее использование подвижного состава, провозной способности участков и перерабатывающей способности станций, соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад, а также возможность производства работ по текущему содержанию пути, устройств СЦБ, связи и электроснабжения.

Еще:  Модели поездов но кит

Рисунок 16.8.1 – Образец типового графика движения поездов

График движения поездов (рисунок 16.8.1) составляют на специаль­ном бланке, на котором по горизонтали приведена сетка времени (сутки) с разбивкой на часовые, получасовые (штрих) и десятиминутные интервалы, а по вертикали откладывают расстояние между осями смежных станций. Движение поезда на графике условно изображают наклонной прямой линией (рисунок 16.8.2), соединяющей точку, соответствующую моменту отправления поезда с данной станции, с точкой, соответствующей моменту его прибытия на сосед­нюю станцию. Проекция этой наклонной линии на горизонтальную ось показывает время хода поезда по перегону. Линии, изображаю­щие на графике движение поезда, называют линиями хода поездов (иногда «нитками» поездов). Так как сетка времени имеет разбивку только до 10 мин, при прокладке на графике линий хода поездов указывают число минут, прошедших сверх предыдущего десятка. Напри­мер, поезд № 2001 отправлен со ст. А в 0 ч 35 мин, а прибыл на ст. Б в 1 ч, 02 мин. Количество минут указывают в тупом углу, образован­ном линией хода и осью раздельного пункта. Чем меньше время хода поезда, тем круче линия его хода.

Рисунок 16.8.2 – Линия хода поезда

Линии хода поездов на графике прокладывают в определенной после­довательности – сначала пассажирских, затем грузовых ускоренных и остальных грузовых. Для нагляд­ности линии хода пассажирских поездов делают сплошными красного цвета, причем, чем старше поезд (экспрессы, дальние, местные, при­городные), тем толще линия хода, грузовых – сплошными черного цвета, сборных – штрихпунктирными черного цвета. Одновременно с графиком движения разрабатывают график оборота локомотивов.

Справа и слева от сетки времени на бланке графика движения находятся графы, в которых указывают время хода поездов по пе­регонам, расстояния между станциями (постами) средства сигнали­зации и связи по движению поездов, количество пассажирских и грузовых поездов, станции, на которых производят технические опе­рации с поездами, и другие данные.

У работников железных дорог, которые связаны с движением поездов, имеются расписания движения поездов или выписки из них, где указаны номера поездов, пункты их обращения, время прибытия и отправления и продолжительность их стоянки на станциях.

Движение поездов на железных дорогах происходит не по мест­ному, а по московскому времени. Это необходимо для согласования работы на железнодорожном транспорте и безопасности движения поездов.

Источник

Основные типы графиков движения поездов и их характеристика

Графиками устанавливается зависимость движения каждого пассажирского поезда по каждому раздельному пункту. Составляется ГДП на специальной масштабной сетке на которой горизонтальными линиями обозначаются раздельные пункты, а вертикальными – время

Время – московское, от 0 до 24 часов, либо от 18 до 18

Движение поездов показывается наклонными линиями – Линии хода

Нечётные поезда показываются сверху вниз, чётные снизу вверх

В точках пересечения линий движения поезда с осями раздельных пунктов в тупых углах ставятся цифры времени прибытия или отправления, а также время проследования отличное от десятка.

1) по соотношению скоростей

— параллельные (линии хода поездов по перегонам || , т.е. скорости одинаковы)

— непараллельные ( поезда имеют не одинаковые по наклону линии хода)

2) по числу главных путей

3) по соотношению числа поездов в чётном и нечётном направлениях

— парные ( количество одинаково)

4) по характеру следования поездов в попутном направлении

— пачечные ( когда на перегоне находится только 1 поезд)

— пакетные ( когда на перегоне находится несколько поездов разделяемых поездными интервалами)

Пакет – 2 и более поезда следующих друг за другом в одном направлении с межпоездным интервалом

Разновидностью пакетных графиков являются частично-пакетные, где только часть поездов идут в пакете

Пакетные графики характеризуется коэффициентом пакетности, равным отношению числа поездов следующих в пакете к общему числу поездов за период графика:

пак находится в пределах от 0 до 1.

Важным положительным моментом для пакетных графиков является большая наличная пропускная способность.

С увеличением пак участковая скорость падает. Чем выше наличная пропускная способность, тем выше пак .

Обычно на практике разрабатывают графики с пак равным от 0,55 до 0,62.

Пакетные графики и их применение.

Зависит от многих факторов , но в 1-ую очередь от количества П-О путей на промежуточных станциях.

Станционные интервалы и методика их расчета. Интервал неодновременного прибытия

Станционные интервалы являются основным элементом ГДП и представляют минимальный промежуток времени от момента прибытия (отправл) и проследования поездов через раздельные пункты при полном обеспечении безопасности движения и техники личной безопасности как работников транспорта так и пассажиров.

Этими интервалами закладывается в ГДП не только безопасность движения поездов но и технологическая основ их пропуска, обработки на раздельных пунктах с учётом минимального времени на каждую операцию, а продолжительность каждой операции зависит от технического оснащения станции.

Станционные интервалы рассчитываются отдельно для грузовых и пассажирских поездов, с учётом:

1) средств СЦБ и связи

2) плана подхода поездов

3) серии локомотивов

4) состава и веса поездов

5) способа передачи сигналов и других местных условий определяемых в техническо-распорядительных актах станции.

Не выполнение станционных интервалов приводит к нарушению графика движения поездов и как следствие к сбою работы на участках и в целом на направлении.

I. Интервал неодновременного прибытия

Это минимальный промежуток времени между прибытием поезда на станцию с одного направления и прибытием на тот же раздельный пункт поезда встречного направления (3 – 4 мин)

Общая методика расчёта станционных интервалов и последовательность расчёт следующая:

1)даётся определение станционному интервалу

2) данный интервал изображается на ГДП и рассматриваются его возможные варианты

3) составляется расчётная схема расположения поездов относительно раздельных пунктов или парков станции

Еще:  Максу сказки про паровозиков Ту ту и Чух чуха

4) составляется технологический график продолжительности каждого интервала, который затем закладывается в ГДП.

Расчетная схема составляется таким образом чтобы к моменту прибытия 1-го поезда, встречный находится на перегоне на расстоянии от оси станции не менее расстояния тормозного пути.

Lв – это путь проходимый поездом за время восприятия локомотивной бригадой показания входного светофора. Длина участка восприятия 100 – 120 м

время прохождения lрасч

нп = рассчитывают для 2-х случаев:

1) при запрещении одновременного приёма поездов на раздельный пункт

2) при разрешении одновременного приема поездов на раздельный пункт противоположных направлений

Ходовая скорость – это средняя действительная скорость движения поезда на 1-ом отрезке жд линии без учета остановок на промежуточных станциях и потери времени на разгон и замедление.

Техническая скорость – это средняя скорость движения поезда по перегонам участка без учета времени на разгон и замедление

Участковая скорость – это средняя скорость движения поезда по участку с учётом потерь времени для остановок на промежуточных станциях и потери времени на разгон и замедление

Маршрутная скорость – это средняя скорость движения поезда на направлении, учитывающая остановки на всех станциях направления, включая потери на разгон и замедление.

Технологический график определения расчётного интервала (на примере картинки лекции)

Продолжительность операции, мин

Контроль прибытия поезда 1001

Приготовление маршрута пропуска поезда 1002

Открытие входного сигнала

Проследование расчётного расстояния

tрасч = 0,06 (lрасч / Vx )

Контроль проследования по главному пути поезда 1002

Расчет интервала скрещения

II расчёт интервала скрещения

Это минимальный промежуток времени от момента прибытия или проследования поезда одного направления до момента отправления поезда встречного направления на тот же перегон. Составляет примерно 1 мин.

График определения расчетного интервала

Контроль проследоавания поезда №1007

Приготовление маршрута поезда №1008

Открытие входного сигнала

Отправление поезда №1008

Контроль отправления №1008

Интервал попутного прибытия и попутного отправления

Раздельные пункты могут располагаться в сложных местных условиях (крутые спуски, подъемы на входных и выходных горловинах). Во избежание столкновения составов рассчитываются интервалы попутного прибытия и попутного отправления, под которыми понимается минимальное время от прибытия/отправления одного поезда до момента прибытия/отправления другого поезда.

Технологический график будет определяться следующими местными условиями:

Подходами к станции

Составом и весом поезда

Поэтому величина данного интервала будет складываться из:

Контроль прибытия поезда 1005

Приготовление маршрута приема поезда 1007

Приготовление маршрута отправления поезда 1005

Контроль отправления поезда 1005

Приготовление маршрута отправления 1007

Контроль отправления 1007

Этот интервал определяется отдельно для каждой станции, используя элементы тяговых расчетов и составляет 6-8 мин.

Схема расположения поездов при расчете τпр и τотпр

Интервал попутного следования на однопутных участках с полуавтоболокировкой

Интервалом попутного следования называется –время от момента прибытия поезда на соседнюю станцию до момента отправления следующего поезда с предыдущей станции. Для увеличения пропускной способности и для сокращения интервалов попутного следования на однопутных перегонов устраиваются путевые посты не имеющие путевого развития, оборудованы проходящими светофорами и техническими зданиями.

Межпоездные интервалы и методика их расчета

Два или несколько поездов идущих в одном направлении составляют пакет а время м/у этими поездами называется- Межпоездной интервал в пакете. Величина интервала должна быть такой ,что бы вслед идущий поезд шел с установленной скоростью по разрешающим показателям. На практике различают 3 семы расположения поездов на перегонах. 1схема ln=0,06(lрасч/Vx),

Lрасч=ln+lбл l +бл ll +бл lll 1. Езда( под зеленый на зеленый ,при котором различия м./у поздами составляет три блок участка Lп— длина поезда, lбл- длина блок участка)

Для увеличения пропускной способности перегона, если езда по первой схеме не осваивает данной.

3. езда под желтый на красный.

Как исключение при движении на затяжных кривых подъемах при этом на ходовую скорость накладывается ограничение специальным приказом не более 20 км в час

Для определения межпоездных интервалов графика- аналитическим способ расчета .Он наиболее сложный ,с его помощью можно определить макс. значение интервала в пакете в это время закладывается время на разгон и замедление поездов и уже потом закладывается в график.

Расчет интервала по прибытию и отправлению

Прибытие и отправление грузовых поездов должно происходить по разрешенному показанию исходных и входных сигналов.

Схема при приеме по зеленому сигналу.

Lрасч = lп+ lбл l +бл ll +lвх

Расчет пропускной способности однопутных участков при параллельном графике

Для обеспечения перевозок жд должна обладать определенной мощностью, которая определяет их пропускную и провозную способности.

Пропускной способностью линии называется наибольшее число поездов или пар поездов установленной массы и длины, которое может быть пропущено по данной линии в течении суток при имеющемся техническом оснащении, принятом типе графика и заданном числе пассажирских поездов.

Пропускную способность линии специализированных для пассажирского движения рассчитывают в пасс.поездах за сутки.

На пригородных участках пропускная способность определяется в поездах за час.

Различают наличную, потребную и проектную пропускные способности.

Наличная — пропускная способность, которая может быть реализована при существующей технической оснащенности линии.

Потребная – пропускная способность, которую необходимо иметь для освоения заданных размеров движения с обеспечением резервов. Если потребной пропускной способности не хватает, то разрабатывают меры по ее увеличению(реконструкция). Проектная пропуск способ может быть достигнута при осуществлении реконструктивных мер по условиям технической оснащенности.

Пропускную способность линии определяют по ее элементам: перегоны, станции, устройство электроснабжения, устройство ЛХ. Результативной пропускной способностью для всей линии будет та, которая окажется минимальной.

Источник