История именных поездов московского метро

Поезда московского метро: история и реальность

Поезда московского метро: история и реальность

Первый вагон для столичного метрополитена был изготовлен 27 августа 1934 года. Он получил обозначение А, два вагона этого типа были недавно бережно отреставрированы и поставлены на ход. Через три года появилась модификация Б. С тех пор типы вагонов стали обозначать буквами. Традиция прервалась на номерном 81-717/714 — поезда из таких вагонов до сих пор обслуживают пассажиров. Следующие модификации стали получать собственные имена: «Яуза», «Русич», «Ока». Всего же в столичном метро можно встретить пять типов вагонов.

Вагоны типа Е и модификации (Еж, Еж3, Еж6, ЕМ508Т)

В 1956 году Мытищинский машиностроительный завод приступил к разработке нового типа вагона, получившего обозначение Е. К концу 1959 года были изготовлены два первых опытных вагона этого типа Е, а первый семивагонный состав был сформирован в начале 1961-го. 22 февраля 1961 года опытный состав типа Е совершил свою первую поездку с пассажирами по Горьковско-Замоскворецкой линии.

Как выяснилось вскоре после начала эксплуатации вагонов типа Е, принятое решение о начале серийного производства оказалось преждевременным. Стали выявляться многочисленные конструктивные недостатки новых вагонов. К маю 1965 года ситуация стала критической. Все московские вагоны типа Е были сняты с эксплуатации и направлены в депо «Красная Пресня» на ремонт и модернизацию с заменой тележек. В ходе модернизации были увеличены диаметр шеек осей колёсных пар, толщина стенок рам тележек, изменена геометрия поводков и технология их изготовления.

Для обеспечения более высокой пропускной способности линий метрополитена на вагонах типа Е была увеличена конструкционная скорость, которая составила 90 километров в час (по сравнению с 75 километрами в час у вагонов типа Д). Впервые были применены алюминиевые сплавы, из которых были изготовлены двери, каркасы и другие элементы кузова. Для удобства пассажиров появилось новое вентиляционное устройство вагона с автоматической подачей воздуха, а ширина проёмов раздвижных дверей была увеличена с 1128 до 1380 миллиметров, что позволило сократить время стоянки на станциях.

В 1970 году начался выпуск усовершенствованной модели вагона типа Е в новом кузове, но с прежними техническими характеристиками, которая получила обозначение Еж.

Вагоны типа 81-717/714 и 81-717.5/714.5 (номерные)

Продолжением работ по модернизации вагонов типа Е стала разработка вагонов типа 81-717/714, впервые в истории отечественного метровагоностроения не получивших буквенного обозначения. В первой половине 1977 года на Московском метрополитене проходил испытания поезд из головных и промежуточных вагонов, изготовленных на Мытищинском машиностроительном заводе.

Новая электрическая схема обеспечивала снижение расхода электроэнергии на пять-шесть процентов. Изменились архитектура и интерьер вагонов, усовершенствована конструкция тележки вагона. Для улучшения комфортабельности в салонах применялось люминесцентное освещение, а в дальнейшем планировалось введение принудительной вентиляции.

За счёт того, что промежуточные вагоны не имели кабины машиниста, была увеличена их вместимость, в общей сложности провозная способность поезда повысилась на 10 процентов. Салон вагонов отделан трудносгораемым декоративным пластиком. Вагоны выпускались с устройствами автоматического регулирования скорости и экстренной связи пассажиров с машинистом. Тяговый двигатель имел мощность 110 кВт, что позволяло развивать скорость на прямых участках пути до 90 километров в час.

Вагоны 81-720/721 «Яуза»

Вагоны типа «Яуза» выпускались на заводе «Метровагонмаш» с 1993 по 2002 год. Первый состав был собран в 1990–1991 годах. Конструкция вагонов «Яузы» принципиально отличается от предыдущих серий: кузов выполнен из нержавеющей стали, использованы современный дизайн, новая тележка. Повышена и максимальная конструктивная скорость — до 100 километров в час, а также увеличена вместимость — на 30–40 человек по сравнению с номерными.

Впервые в отечественном вагоностроении были сделаны сиденья, повторяющие изгиб спины человека (однако от них в дальнейшем отказались и предпочли устанавливать новые сиденья антивандальной конструкции). Во внутренней отделке салонов использованы негорючие материалы. В обоих торцах промежуточных вагонов и в противоположных кабинам торцах головных установлены электронные табло типа «бегущая строка». Над дверьми конструкцией предусмотрено размещение электронной схемы маршрута движения поезда, которая дублирует звуковую информацию.

Благодаря конструктивным решениям значительно упрощён и удешевлён ремонт вагонов, используется система рекуперативного торможения (при торможении тяговые двигатели работают как генераторы вырабатывающие электроэнергию, которая возвращается в контактную сеть). Вагоны имеют более плавный и менее шумный ход, чем вагоны серий Е и 81-717/81-714. Пассажирские салоны оборудованы системой люминесцентного освещения и принудительной системой вентиляции с малошумными вентиляционными агрегатами авиационного типа. Это позволило отказаться от форточек и вентиляционных воздуховодов.

Еще:  Курск Минеральные Воды расписание поездов

Вагоны 81-740/741 «Русич»

«Русич» — модель вагонов, которая серийно выпускается с 2003 года. В феврале —марте этого года на Филёвской линии прошли испытания поездов этого типа. Дизайн салона по сравнению с «Яузой» был кардинально переработан и улучшен. В боковых стенах каждой секции вагона размещены по четыре (в головной) и пять (в промежуточной) оконных проёмов и по два дверных проёма. Между дверными проёмами в секции расположено по три окна, так что диваны получились необычно длинными — на девять мест, а не на стандартные шесть. Диваны имеют антивандальную полужёсткую конструкцию с мягкими вставками, как в последних серийных мытищинских «номерных» вагонах. Пол вагона многослойный, а двустворчатые двери впервые сделали прислонно-сдвижными, что позволило обеспечить их герметичное прилегание к корпусу вагона. Эти меры позволили значительно снизить уровень шума в салоне при движении даже по сравнению с «Яузой».

В вагоне также предусмотрен цифровой информационный комплекс. Поезда типа «Русич» соответствуют техническим требованиям пожарной безопасности, электробезопасности и экологической чистоты. Вагоны оснащены предохранительными устройствами, предупреждающими падение пассажиров на путь между вагонами. Кроме того, работает система блокировки пуска поезда при открытых дверях с контролем их закрытия.

Вагоны 81-760/761/762 «Ока»

Разрабатывать вагоны типа «Ока» начали в ноябре 2005 года. В метрополитене хотели максимально удешевить конструкцию, поскольку вагоны «Яуза» и «Русич» оказались очень дорогими. Новые образцы начали делать с усиленной тележкой, пластиковой передней маской и аварийным выходом. В поезде этого типа хотели организовать свободный проход между всеми вагонами, как, например, в Нью-Йоркском метрополитене, однако от этого варианта отказались. 19 июня 2010 года при открытии нового участка Люблинско-Дмитровской линии на станции «Марьина Роща» презентовали первый опытный поезд типа «Ока». Первый серийный состав поступил в феврале 2011 года в электродепо «Новогиреево», а 12 апреля 2012 года началась пассажирская эксплуатация на Калининской линии.

История именных поездов московского метро

На сегодняшний день в московской подземке ходит 11 именных поездов, посвящённых какому-либо событию, явлению или человеку.

В тематических составах вы никогда не встретите рекламы. Снаружи и внутри такие поезда заметно отличаются. Каждый из них имеет полностью оригинальное оформление вагонов или же может выделяться своими экстерьерными конструктивными особенностями.

«25 лет МЧС России»

В конце декабря 2015 года по серой Серпуховско-Тимирязевской линии метро был запущен поезд «25 лет МЧС России». Во внутреннем оформлении вагонов отражена четвертьвековая история развития пожарно-спасательной службы, показаны различные спасательные операции. Состав состоит из восьми вагонов: «Наша история», «Центр управления в кризисных ситуациях», «Пожарно-спасательный поезд», «Московская служба спасения на водах», «Московский авиационный центр», «Современная техника столичного гарнизона», «Жизнь без ЧС», «Мы первыми приходим на помощь и служим людям».

«Полосатый экспресс»

Осенью 2015 года по Люблинско-Дмитровской ветке пустили новый тематический состав, посвящённый животному и растительному миру Дальнего Востока: всё пространство вагонов, включая полы, — изображения редких животных и растений. Этот «Полосатый экспресс» стал одиннадцатым именным метропоездом.

Поезд «Акварель»

В середине 2007 года на Арбатско-Покровской линии был пущен поезд — картинная галерея «Акварель». В его вагонах можно увидеть репродукции картин выдающихся художников современности и прошлого. Экспозиция периодически обновляется. С мая 2013 года курсирует поезд с обновлённой экспозицией, в которой представлены репродукции картин Сурикова, Айвазовского, Кустодиева, Шишкина, Репина и других знаменитых художников.

«Поэзия в метро»

В августе 2015 года на Филёвскую линию Московского метрополитена вышел обновлённый поезд «Поэзия в метро», посвящённый 120-летию со дня рождения поэта Сергея Есенина. Экспозиция состоит из фрагментов стихотворений поэта, а также иллюстраций и уникальных фрагментов рукописей его произведений, которые отображают жизненный и творческий путь этого мастера слова.

«70 лет Великой Победе»

С апреля 2015 года по Серпуховско-Тимирязевской линии начал курсировать именной поезд «70 лет Великой Победе». В вагонах поезда со сквозным проходом пассажиры смогут увидеть фотохронику, плакаты и газетные вырезки военных лет. Новым именным поездом стал состав модификации 81-760А, который поступил в Московский метрополитен в январе 2015 года. При его создании применялись самые последние достижения отечественного машиностроения. В феврале 2016 года состав переехал на Таганско-Краснопресненскую линию.

Еще:  Купить ЖД билеты на поезд Коноша Исакогорка

«80 лет московскому метро»

В вагонах юбилейного поезда, запущенного весной 2015 года, расклеены плакаты, рассказывающие об истории отечественного метро. Благодаря им пассажиры Сокольнической линии могли совершить небольшое путешествие по истории Московского метрополитена, узнать о том, что происходило в метро в годы Великой Отечественной войны, как развивался и технически совершенствовался наш метрополитен. В оформлении поезда использованы уникальные, ранее не публиковавшиеся фотографии, в частности рассказывающие об укрытии москвичей на станциях метро от налётов вражеской авиации в 1941–1942 годах. На плакатах можно увидеть схемы метрополитена различных лет. С февраля 2016 года состав курсирует по Таганско-Краснопресненской линии.

«Курская дуга»

Поезд «Курская дуга» впервые появился на Сокольнической линии 8 мая 2003 года. Его выход был приурочен к 60-летию знаменитого сражения (к 65-летию Великой Победы поезд обновлялся). Его появление связано с участием в боях на Курской дуге бронепоезда «Московский метрополитен». Он был построен на пожертвования работников метро, его экипаж также составили сотрудники метрополитена. Семивагонный состав оформлен в едином стиле. На каждом вагоне, кроме названия «Курская дуга» и георгиевской ленточки, появились красные звёзды и знамёна с именем поезда доблести.

«Красная стрела»

9 октября 2006 года от станции «Воробьёвы горы» отправился в путь уникальный поезд, посвящённый «Российским железным дорогам», — музей на колёсах «Красная стрела» (по самой первой линии — Сокольнической). Отправление необычного состава было приурочено к празднованию 75-летнего юбилея легендарного и прославленного поезда «Красная стрела», который называют первым фирменным поездом России. В оформлении состава использованы фирменные цвета первого отечественного экспресса, а также цифры «75» и название «Красная стрела». Специально для праздничного поезда была подготовлена большая коллекция информационных плакатов-постеров, рассказывающих о создании, запуске, становлении поезда «Красная стрела». В экспозиции состава использованы уникальные архивные документы, редкие фотографии и картины.

«Краски метро»

С мая 2015 года на Арбатско-Покровской линии метро начал курсировать поезд, оформленный по эскизу победителя конкурса «Краски метро». Победителем конкурса стал 17-летний ученик кадетского училища Василий Потетюрин. Поезд на базе состава «Русич» обклеили специальной износостойкой плёнкой, на которую нанесли рисунок победителя.

Ретропоезд «Сокольники»

15 мая 2010 года, в день 75-летия Московского метрополитена, на Сокольническую линию вышел фирменный состав «Ретропоезда», который стилизован под поезда типа А, перевозившие пассажиров с 1935 по 1975 год. Фирменный состав состоит из семи вагонов серии 81-717/714А, спроектированных по аналогии с историческим подвижным составом типа А, вышедшим на Сокольническую линию в 1935 году. Ретровагоны окрашены в характерные для вагонов типа А цвета — песочно-жёлтый верх и светло-коричневый низ. Полностью воссоздан интерьер — декоративная облицовка выполнена с хорошо знакомой пассажирам старшего поколения фактурной поверхностью линкруст.

Старейший из действующих именных поездов

Обновлённый в мае 2015 года поезд «Народный ополченец» был запущен на Замоскворецкой линии метро в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Свою жизнь он начал в далёком 1989 году. В каждом из вагонов представлена информация о ныне здравствующих героях СССР — участниках Великой Отечественной войны, проживающих в Москве.

Кроме того, поезд рассказывает о традициях народного ополчения начиная с эпохи Смуты до Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной. Каждый вагон — это самостоятельная экспозиция, которая повествует об истории народного ополчения (битва под Москвой, Сталинград, Ленинград, деятельность ополчения на Украине).

Источник

81-740/741 «Русич»

Метро, 9

81-740.1 "Русич" 0149. Россия, Москва, станция "Смоленская". Автор: Иван Костяев. Дата: 1 декабря 2018 г.

Русич, карта Сокольническая линия

Русич, карта Сокольническая линия

Кабина Русича, карта Сокольническая линия

Каждый вид вагона (головной и промежуточный) представляет собой конструкцию из двух сочленённых секций, соединённых гибкой вставкой, со свободным проходом между ними, размещённых на трёх тележках. При этом головной вагон состоит из одной головной секции с кабиной управления и одной промежуточной секции; промежуточные вагоны состоят из двух промежуточных секций. Крайние тележки являются моторными, средняя тележка — безмоторная, поддерживающая.

Еще:  Новоотрадная Туапсе расписание поездов

81-740/741 «Русич»81-74 — серия, — моторный головной, 1 — моторный промежуточный, 740/741 — порядковый номер. Вымышленная модель.

Версия игры: 2010 (v2.9), 2012 (v3.6), 2012 (v3.7)

Kuid-ы дополнения: <kuid:425568:500052>,<kuid:425568:500051>

Детали Kuid-ов <kuid:-3:110060>,<kuid:425568:500003>,<kuid2:313261:81717:2>,<kuid:407033:81717>,<kuid2:350301:8174012:2>,<kuid:425568:500056>,<kuid:346926:2010010>,<kuid:477489:100075>

Источник



Метропоезд 81-740/741 «Русич»

Метро, 7

81-740/47181-74 — серия, — моторный головной, 1 — моторный промежуточный. Выпускался с 2002 по 2013 год на Метровагонмаш. Построено 40 вагонов.

Электропоезд предназначен для эксплуатации в метро и на длинных открытых участках. Каждый вагон состоит из двух сочленённых секций со свободным проходом между ними. Такой вагон размещён на трёх тележках: крайние — моторные, а средняя тележка — безмоторная, поддерживающая.

Заводское обозначение:

  • Моторный-головной — 81-740
  • Моторный-промежуточный — 81-741

Особенности:

  • Для работы под открытым небом в вагонах улучшена система обогрева и вентиляции
  • Вагоны имеют сочленëнную конструкцию 27-28 метров длиной, между парами вагонов возможен переход пассажиров
  • Такие сдвоенные вагоны располагаются на 3 тележках — средняя, конструкции Якобса, поддерживает сразу два вагона и является поддерживающей, крайние — обмоторены

Модификации:

  • 81-740А/741А (построено 3 вагона) — использованы двигатели ТАД280М4 У2
  • 81-740.1/741.1 (построено 378 вагонов) — модернизированная система отопления и вентиляции салона
  • 81-740.2/741.2 (построено 27 вагонов) — экспортный, для Софийского метрополитена в Болгарии
  • 81-740.2Б/741.2Б (построено 93 вагонов)- экспортный, модификация Софийских поездов с трёхдверными секциями за исключением головной
  • 81-740.4/741.4 (построено 326 вагонов) — установка трёх пассажирских дверей вместо двух
  • 81-740.4К/741.4К (построено 9 вагонов) — для Казани с установленными кондиционерами в салоне

81-740 0025. Россия, Москва, станция "Бульвар Адмирала Ушакова". Автор: max_solov1. Дата: 17 декабря 2020 г.

81-740.2 2016. Болгария, София, метростанция Ломско шосе. Автор: Star2007. Дата: 23 сентября 2017 г.

81-740.1 0176. Россия, Москва, станция "Кунцевская". Автор: arch.nk. Дата: 2 октября 2020 г.

81-740.4 0155 салон. Автор: LAZdriver. Дата: 1 августа 2017 г.

81-740.1 0035 кабина. Автор: LVM. Дата: 30 декабря 2014 г.

Технические характеристики:

  • Вместимость — 344 чел. (головные) и 370 (промежуточные)
  • Высота — 3651 мм
  • Длина — 28 150 мм (головные) и 27 200 мм (промежуточные)
  • Ширина — 2700 мм
  • Колея — 1435 и 1520 мм
  • Конструкционная скорость — 90 км/ч
  • Минимальный радиус прохождения кривых — 60 м
  • Мощность ТЭД — N × 8×160 кВт (N×1280 кВт)
  • Тип ТЭД — коллекторные, ДК-120
  • Род тока — постоянный (750 В)
  • Служебная масса — 47 т (головные) и 46 т (промежуточные)
  • Составность — 2-5 сдвоенных вагонов

Эксплуатация:

  • Болгария: София
  • Россия: Казань, Москва

Источник

Поезда метро модели 81-740/741 "Русич". Досье

Первый опытный состав из вагонов нового поколения 81-740/741 (740 — индекс для головных вагонов, 741 — для промежуточных) создан на предприятии «Метровагонмаш» в подмосковных Мытищах в 2002 г.

Число погибших при аварии в московском метро достигло 20 человек

Новый тип подвижного состава был заказан в конце 1990-х гг. для эксплуатации на линии «мини-метро», которым планировалось обеспечить транспортную доступность делового центра «Москва-Сити». Предполагалось, что для удешевления новая линия будет иметь более узкие тоннели и кривые меньшего радиуса. В итоге решено было строить линию с «традиционными» характеристиками, новый тип подвижного состава был сделан более «проходимым»: каждый вагон длиной 27-26,5 метра был разделен на две секции, соединенных «гармошкой» для сквозного прохода. Проект было решено модифицировать для Бутовской линии метро, которая была построена в 2003 г. на открытой эстакаде: появились требования к герметичности вагона и установке систем отопления и принудительной вентиляции вместо пассивной (на первых опытных составах 81-740/741 отсутствовали форточки).

Эксплуатация вагонов модели 81-740/741 началась в декабре 2003 г. на Бутовской линии, при этом новые поезда первоначально себя плохо зарекомендовали из-за отказов тормозов в морозы. Из-за этого линия до весны обслуживалась поездами предыдущего поколения. Впоследствии новые вагоны, которым было присвоено название «Русич», начали эксплуатироваться на Филевской, Арбатско-Покровской, Кольцевой и Калининской («Деловой центр» — «Парк Победы») линиях. С 2008 г. начат выпуск модифицированных составов 81-740.4 / 81-741.4, отличающихся увеличенным числом дверей в промежуточных вагонах и наличием системы кондиционирования воздуха в салоне. С 2005 г. модификации вагонов типа 81-740/741 эксплуатируются в Софийском метро. С 2011 г. — в Казанском метрополитене.

Ширина вагонов «Русичей» (тип 81-740.4 / 81-741.4) составляет 2700 мм, высота — 3651 мм, длина — 28150 мм (вагон с кабиной) или 27200 мм (промежуточный вагон). Конструкционная скорость — 90 км/ч, максимальное ускорение — 1,3 м/с2, максимальное замедление — 1,1 м/с2. Число мест для сидения — до 46.

Источник