Как создавался поезд победы



«Поезд Победы» обошелся в 200 млн рублей. Спонсором акции стал МИСиС, главным подрядчиком — фирма Ротенберга

Университет МИСиС (прежнее название — Московский институт стали и сплавов), ведущий российский вуз в сфере металлургии, потратил 200 млн рублей на создание патриотического проекта «Поезд Победы». Соответствующие контракты «Открытые медиа» обнаружили на сайте госзакупок.

«Поезд Победы» отправился из Москвы 23 октября. Железнодорожный состав с восемью музейными вагонами посетит 50 городов и станет заключительной акцией Года памяти и славы в России.

Всего МИСиС заключил четыре контракта на общую сумму 200 млн рублей. На создание историко-художественной панорамы и выставочной экспозиции «Поезда Победы» вуз потратил 98,5 млн рублей. Фирменный стиль, сайт и художественное оформление проекта обошлись в 24,6 млн рублей. Мультимедийная экспозиция и художественное оформление первого вагона стоили 40,4 млн рублей, разработка и создание концепции видеоконтента — 36,6 млн рублей.

Все закупки проводились у единственного поставщика, и информации о компаниях-победителях в открытом доступе нет, но в пресс-релизе Минобрнауки указаны подрядчики, которые создавали историко-художественную панорамуи мультимедийную экспозицию «Поезда Победы». Это историко-художественная мастерская «Невский баталист» и компания «Красный Квадрат» Аркадия Ротенберга.

Один из соучредителей «Невского баталиста» — Дмитрий Поштаренко. Его компания занимается созданием трёхмерных панорам. В 2014 году одну из работ 19-летнего Поштаренко приехал осмотреть Владимир Путин. После этого Поштаренко стал доверенным лицом президента РФ на выборах, а связанные с ним компании за шесть лет на создание трёхмерных панорам, по подсчётам «Открытых медиа», получили грантов и госконтрактов на четверть миллиарда рублей.

Компания доверенного лица президента получила минимум 98,5 млн рублей, а «Красный квадрат» Ротенберга — 40,4 млн рублей.

В пресс-службе МИСиС объяснили, что финансирование полностью осуществлялось на субсидию Минобрнауки, а сам университет был выбран исполнителем этого проекта, «так как имеет положительный опыт в организации масштабных проектов федерального уровня».

Такая субсидия действительно есть. В сентябре 2020 года Минобрнауки выделило (441 кб., pdf) университету 200 млн рублей на «проведение мероприятий по патриотическому воспитанию граждан».

Как российско-белорусский проект стал просто российским

В октябре 2019 года руководитель администрации президента Антон Вайно утвердил (1,2 мб., pdf) план основных мероприятий в Год памяти и славы. Одним из мероприятий июня-2020 под эгидой Минобрнауки России и Российского союза молодёжи (РСМ) значился «Поезд Памяти и Славы по маршруту Брест — Владивосток».

В методических материалах по реализации проекта сообщалось, что агитационно-просветительский поезд с интерактивными вагонами-музеями будет курсировать с мая по сентябрь 2020 года. Но в итоге он отправился в путь только в октябре.

Этот проект первоначально задумывался как совместный с Белоруссией: поезд должен был идти и по её территории, напоминая о местах боевой славы советских войск.

На заседании оргкомитета «Победа» в декабре 2019 года вице-премьер Голикова рассказала президенту Путину об этой акции именно как о совместном проекте Минобрнауки РФ и Минобразования Белоруссии, с помощью которого российские власти намеревались бороться с фальсификацией истории.

В феврале 2020 года Антон Вайно внёс изменения в план мероприятий. Акцию переименовали в «Поезд Победы по маршруту: Брест-Владивосток -Калининград», перенесли на июль-ноябрь, а к организаторам добавилась РЖД. По данным пресс-службы МИСиС, госкомпания предоставила вагоны для проекта и взяла на себя все расходы по организации и перемещению поезда.

Но в итоге из Бреста поезд не вышел: в конце августа председатель РСМ Павел Красноруцкийсообщил, что «из-за ситуации, которая сейчас происходит в республике Беларусь», «Поезд Победы» будет курсировать только по территории России.

Источник

Страшно интересно. Как выглядит «Поезд Победы» изнутри?

Ещё 29 октября «Арктический обозреватель» сообщил, что проект «Поезд Победы», приуроченный к 75-летию разгрома фашистских войск, прибыл в Мурманск. Однако только на следующий день экспозиция была доступна для мурманчан.

Организаторы проекта оказались в неловком положении, так как (конечно же, из-за коронавируса) массово всех зазывать – значит поставить крест на мероприятии после первого предписания Роспотребнадзора, однако график был уже запланирован задолго до, поэтому отменять ничего не стали. Но и афишировать прибытие музейного состава тоже не было в планах.

В конце прошлой недели АО сообщал, что поезд прибудет в Мурманск к концу октября. Мы целенаправленно не указали дату, хотя знали её. Нам было важно так же, как и организаторам, не допустить массового скопления людей. Поэтому, как в качестве компенсации, мы расскажем вам максимально подробно, что находится внутри этого уникального состава.

Для начала — о проходе к поезду. Доступ к нему, конечно, не запрещённый, но и без препятствий тут не обойтись. При выходе к путям у лестницы к первой платформе ожидал три (!) сотрудника полиции. Возможно, ожидали дерзких провокаторов, которые могли ринуться в сторону поезда и, минуя очереди, быстро пройти сквозь все вагоны музея.

Как только контроль-группа пропускала к платформе, то у входа в поезд приходится подождать кое-какое время. Запуск в поезд как раз с ограничениями – группа из пяти человек и вместе с ними экскурсовод. Каждая и сформированных групп могла дождаться своей очереди в строго разделённом порядке, и этому помогали заборы.

Очень важно упомянуть: вход в «Поезд Победы» бесплатный, а значит и попасть туда могут и студенты, и пенсионеры и все остальные. Как только группа заходит в первый вагон, то происходит санитарный «ритуал»: дезинфекция рук, обязательное ношение маски и одноразовые перчатки. Кстати, о мерах. В одном из вагонов установлен прототип перескопа, куда каждый может взглянуть и увидеть воссозданную картину боёв. Перед каждым посетителем, который хочет посмотреть, волонтёр обрабатывает стекло спиртовой жидкостью, поэтому при погружении в реальность в глаза начинают пробиваться пары спирта.

Еще:  Москва Башмаково билеты на поезд и расписание

Каждый из вагонов «Поезда Победы»: отдельная картина событий, а вся экспозиция – хронологически выверенная история от рассказчика по имени Лиза. Кстати, героиня обо всём рассказывает из наушников, которые вы надеваете на входе в поезд.

Источник

Как создавался поезд победы

Необычный музей-панорама на колесах, рассказывающий о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны, отправился в путешествие по железным дорогам России. Он уже посетил Псков, Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Смоленск, Тулу и Курск. По мнению первых его посетителей, «Поезд Победы» – это история на «расстоянии вытянутой руки», к которой можно прикоснуться, заглянуть в лица героев, пройти вместе с ними тяжелые военные испытания, почувствовать горесть утрат и радость Победы.

Погружение в историю начинается уже на перроне, где вас встречает паровоз–ветеран, возглавляющий состав из 12 вагонов. Первый из вагонов организационный, в семи разместилась иммерсивная инсталляция музея–панорамы, остальные используются под обеспечение работы. Больше об уникальном составе можно узнать на сайте поездпобеды.рф, где можно посмотреть видео в формате 360.

За время путешествия по России поезд-победитель побывает в 50 городах. Сначала он сделает остановки в Городах-героях и Городах воинской славы в европейской части России. Вторая часть пути пройдет по Транссибирской магистрали на Дальний Восток, обратно в иммерсивный музей на колесах вернется уже в начале будущего года.

Полное погружение в историю

Многие музейные площадки могут лишь позавидовать оснащению экспозиции на колесах. Каждый вагон – как отдельный тематический эпизод той далекой, но очень близкой войны. Для полного погружения в историю войны организаторы не ограничились аудиогидом и подлинными предметами интерьера, в экспозиции задействованы более 50 проекторов, 18 видеостен, дюжина мультимедийных тач-столов и 150 полноразмерных фигур людей.

Над проектом работали художники из творческой мастерской «Невский баталист» во главе с Дмитрием Поштаренко – автором идеи музея на колесах. Одной из сложностей было вместить в размеры вагона – 17 на 3 метра – большое количество не просто фигур, а сюжетных композиций. Работа над проектом началась в конце прошлого года, наполнение экспозиции заняло всего чуть более двух месяцев.

Отправная точка

Организационный вагон – начальная точка экскурсионной программы. Здесь всем посетителям выдают одноразовые маски и перчатки, а также наушники и аудиогид.

На мультимедийной панели появляется голографический инструктор — актер Дмитрий Харатьян. Он знакомит гостей с правилами посещения музея. Вместо окон в вагонах — мультимедийные экраны. С их помощью посетители музея могут узнать об истории создания экспозиции, а также познакомиться с информацией об экспозиции каждого вагона.

«Знаком для перехода в другой вагон служит шум колес уходящего поезда», — рассказывает голографический инструктор.

История Лидии — история народа

Вся экспозиция связана единым сюжетом. Художественный аудиорассказ идет от лица женщины-железнодорожника Лидии. Рассказ основан на воспоминаниях Елены Чухнюк — машиниста паровозной колонны, водившей поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта. Однако, в повествование Лидии вплетены и сотни историй других людей, переживших войну.

«Это те истории, которые были рассказаны мне бабушкой, те истории, которые собирала наша команда по крупицам из разных воспоминаний. Это большой собирательный образ простой русской женщины, которая должна стать для зрителя проводником в историю народа», — поясняет Поштаренко.

Плацкарт, рыбалка и шахматная баталия

В первом вагоне еще ничего не предвещает беды — мирная, беззаботная поездка в плацкартном вагоне довоенного времени. Семь отделений и два багажных отсека. В окнах — солнечный летний день, раннее июньское утро 1941 года, пассажиры торопятся занять места. Мы тоже проходим по вагону. . Здесь интеллигентный инженер, шумная компания военных, мама, заплетающая дочке косички, дедушка-рыбак, дающий наставления внуку.

Каждая фигура является частью общей картины и одновременно образом – знаком отдельной истории. Как, например, группа спортсменок–велосипедисток, напоминающая о распространении массового спорта в советские годы.

В другом купе мы видим летчика, а напротив него — пожилого мужчину с ампутированной ногой. По задумке авторов экспозиции, ветеран как бы узнает в этом молодом летчике себя. 22 июня 1941 года – день, который навсегда изменил жизнь пассажиров вагона и судьбы миллионов советских людей. Как сложатся их судьбы?

В наушниках звучит звук колес уходящего поезда и «пассажиры- экскурсанты» переходят в следующий вагон.

"На фронт"

Совсем иное настроение ждет экскурсантов во втором вагоне. Начало войны. Вагон обычной электрички полон людьми в форме. Атрибутов мирной жизни больше нет, винтовка заменила удочку. При входе, около плаката «Родина-мать зовет!» — плачущая женщина как знак надвигающейся беды. В руках молодых бойцов видны солдатские медальоны — идентификационные записки в футляре для опознания солата в случае его смерти. За окном (на мультимедийных панелях) мелькают вереницы людей, покидающих дома и отправляющихся в тыл. Идет эвакуация.

Ближе к выходу в группе людей сидит снайпер с винтовкой Мосина с оптическим прицелом. Надо сказаь, что в музее собрано очень много подлинных вещей. К примеру, во втором вагоне можно увидеть нагрудные знаки работника метрополитена, кинолога и пожарного, а также ящик с надписью «Московские патроны» как подсказку о месте происходящих событий.

Вагон-память

Экспозиция «Концлагерь» в следующем вагоне — напоминание о страшных преступлениях Третьего рейха. Панорама поделена на две части. В первой показан сюжет пытки нацистом советского офицера, вторая рассказывает о жизни военнопленных. В конце вагона — фигуры трех поддерживающих друг друга из последних сил людей – символ взаимопомощи и единства.

Еще:  Ролики про поезда и железные дороги

На стенах вагона — четыре экрана , а которых транслируются кадры хроники ужасов войны и жизни в нацистских концлагерях.

Госпиталь на колесах и наука

О подвигах врачей Лидия рассказывает в четвертом вагоне, который также поделен на две половины. Первая посвящена жизни медицинских работников во время войны. «Забота о раненых на войне – тоже своего рода поле боя», — рассказывает Лидия.

Даже во время движения поезда в санитарном вагоне работа не останавливается ни на минуту: делают операции, ухаживают за ранеными. Как символ скорой победы и надежды на мирную жизнь — фигура раненного солдата, который смотрит в окно, вспоминая о доме. На экранах-окнах визуализируются образы, взятые из реального письма ребенка на фронт: воспоминания, близкие, которые остались дома.

Здесь также можно увидеть подлинные вещи: носилки, медицинские книги и комплекты мединструментов того времени.

Во второй половине вагона расположилась экспозиция «Наука» как знак прорыва научной мысли и ее тесной связи с медициной. Экскурсия проходит через лабораторию микробиолога Зинаиды Ермоловой, разработавшей первый советский пенициллин – крустозин и лекарство от холеры. В конце вагона советские ученые–физики Курчатов и Александров. На экранах демонстрируются их открытия.

Фельдмаршал Паулюс в трусах

Пятый вагон поезда–музея встречает экскурсантов … паром. Спецэффект помогает нам почувствовать атмосферу банно-прачечного дезинфекционного поезда. Среди узнаваемых персонажей — фельдмаршал Паулюс, сдавшийся советским войскам в Сталинграде. Он уже испытал на себе русскую баню и стоит пред экскурсантами не в немецкой форме, а в нательном белье.

Неподалеку — группа из трех изможденных в окружении военнослужащих вермахта, которые еще только ожидают помывки. Мультимедийное «окно» демонстрирует документальные кадры разрушенного города на Волге, освобождение которого стало одним из главных переломных моментов войны.

Вторая половина вагона посвящена блокаде Ленинграда. Лидия напоминает своим молодым слушателям, что под обстрелами, от голода и холода, оберегая свой город от врага, погибли более 700 тысяч человек.

. Поезд мчит к Ленинграду по железнодорожной ветке Поляны – Шлиссельбург, на зрителей в открытую дверь «теплушки» дует пронзительный холодный ветер. Здесь же на деревянных нарах сидит солдат, бережно гладящий кошку. Лидия рассказывает, что после снятия блокады на город обрушилось полчище крыс. По одной из городских легенд, люди по всей стране отдавали своих кошек, и составы с хвостатыми защитниками отправлялись в Ленинград.

Тайны штабного вагона

Об успехе одной из самых масштабных наступательных операций Красной Армии — «Багратион», рассказывает следующий, штабной вагон — одна из самых «секретных» точек поезда. Здесь можно узнать о работе связистов во время войны. В экспозиции — подлинные радиостанции и телефоны советского производства и поставленные по ленд-лизу. С помощью интерактивной панели желающие могут принять участие в радиоигре.

Продолжение вагона — экспозиция «Штаб». Гостям музея-панорамы предстает рабочее место штаба 1-го Белорусского фронта в период подготовки к «Багратиону». У развернутой на столе карты генералы Рокоссовский и Казаков обсуждают детали намеченной операции.

А Лидия заодно объяснит, что такое «мокроступы» и почему они сыграли важную роль при наступательной операции.

Победа и память

Два чувства – ликование от долгожданной Победы и горечь потерь доминируют в последнем вагоне экспозиции на колесах. Экскурсанты заходят в первую его половину — «трофейный» вагон. Снова перед нами электричка, на этот раз заполненная воинами-победителями, у которых позади 1418 суровых дня войны.

Люди празднуют Победу, показывают друзьям свои трофеи, делают памятные фото.. Также в вагоне размещены скульптурные портреты известных людей, не доживших до весны 45-го. Их присутствие в одном вагоне с победителями — как знак-напоминание всем живым о погибших в общей Победе.

В «Поезде Победы» много скрытых отсылок к истории войны. Один из пассажиров сжимает в руках газету с сообщением о капитуляции Германии – это память о резиденте советской разведки в Японии Рихарде Зорге. Неподалеку персонаж, созданный на основе образа Марии Октябрьской – военнослужащей-танкиста, оплатившей из своих сбережений постройку танка Т-34 «Боевая подруга». Здесь же генерал Иван Панфилов и писатель Аркадий Гайдар.

В окнах поезда — реконструкция сцен возвращения советских солдат домой, созданная по мотивам фотографий военного времени.

Вторая половина электрички пуста. Как знак скорби и памяти, ее стены окрашены в черный цвет, светит тусклый свет, в окнах — лица героев «Бессмертного полка».

«Нет ни одной семьи в нашей стране, которую бы не коснулась война. Здесь каждый из нас может присесть и вспомнить всех тех, кто отдал свою жизнь во имя Великой Победы…», — говорит сопровождающий по «Поезду Победы», волонтер Победы Антон Гуськов.

Организаторами экспозиции выступают министерство науки и высшего образования РФ, ОАО «Российские железные дороги», информационным партнером проекта выступает РИА Новости.

Источник

«Поезд Победы» с фашистами и баней: как выглядит новый совместный проект «Невского баталиста» и РЖД

Группа петербургских художников «Невский баталист» во главе с Дмитрием Поштаренко представила новый проект — «Поезд Победы». Он создается командой совместно с ОАО «РЖД», Министерством науки и высшего образования РФ в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Это железнодорожный состав из семи вагонов с трехмерными панорамами, в которых царит атмосфера 1930-1940-х годов. Зрителей ждут обстановка и герои, созданные на основе воспоминаний, фото и кинохроники. «Фонтанка» оценила масштабную работу одной из первых.

В начала состава показана довоенная жизнь – матросы едут с девушкой в плацкарте, спортсменки-велосипедистки добираются на соревнования. Затем зритель попадает в вагон, заполненный фигурами красноармейцев, отправляющихся на фронт, и через окопы, сцены с допросами в Гестапо и концлагерем, через весь состав добирается до 1945 года. По пути к победе он может посетить штаб советского командования, бронепоезд «Илья Муромец» после боя, и даже железнодорожную баню.

Еще:  Расписание поездов Бердянск Минск

Атмосферу в музейном составе задают 80 мультимедийных экранов и проекторов вместо окон, стук колёс и рикошет пуль из динамиков. А также голос экскурсовода — ветерана-железнодорожницы Лидии, которая постепенно ведет зрителей по экспозиции.

Поштаренко рассказал «Фонтанке», что созданный за два месяца поезд стал настоящим вызовом для команды.

«Я обычно так оцениваю качество работы: когда ты заканчиваешься, остаешься без сил, значит, ты отдал всё, что есть, и всё получилось. Сейчас почти так», — сказал автор проекта.

9 октября поезд-музей отправился на достройку в Москву. Там закончится монтаж экспозиции и оформление внешнего вида вагонов. И уже из столицы он отправится в длинное путешествие по стране. В Петербурге его можно будет увидеть в 20-х числах октября.

Появление «Поезда Победы» стало приятной неожиданностью — ожидалось, что масштабная панорама «Дорога через войну» в «Севкабеле» станет последним крупным проектом «Невского баталиста» в Петербурге.

Источник

Память на колесах: как создавался единственный в мире "Поезд Победы"

Через неделю Россия будет отмечать День памяти и скорби — годовщину со дня начала Великой Отечественной войны. Как сохранить воспоминания свидетелей событий, рассказали в команде Невского баталиста, которая создала передвижной музей Поезд Победы.

В четыре часа утра 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия и ее союзники напали на СССР. Красная армия была атакована на части границ Советского Союза: с северного, западного и юго-западного фронтов. Неожиданным бомбардировкам подверглось большое количество городов, железнодорожных узлов, военно-морских баз, аэродромов. Так началась Великая Отечественная война, унесшая десятки миллионов жизней.

Тогда никто не знал, что это событие станет одним из самых кровопролитных, а советскому народу придется пройти через серьезные испытания — выстоять и победить. Множество кинолент, стихов, книг и музеев посвящено истории тех тяжелых лет. В столице был создан проект «Поезд Победы», напоминающий о случившемся. Его реализация началась в рамках празднования 75-летия Победы. Выставка регулярно пополняется. Это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.

Выставка рассказывает историю от лица ветерана-железнодорожника. Каждый вагон — это уникальная лента событий. Первая часть состава называется «Цвет нации». В экспозиции, представленной в вагоне, передается идея довоенного времени, когда за окном еще была мирная жизнь, последние ее часы. Как сложилась дальнейшая судьба тех, кто находился в этом плацкарте, можно только догадываться, но следующие четыре года изменят их навсегда.

С вопросом как рассказать эту историю большему количеству людей и оставить как можно дольше в памяти граждан, справилась творческая мастерская «Невский баталист» при поддержке медиагруппы «Красный квадрат», Министерства науки и высшего образования РФ, ОАО «Российские железные дороги» и общественной организации «Волонтеры Победы».

«Идея создания экспозиции в движущемся составе интересна тем, что проект могут увидеть жители разных городов. Нашу команду ранее неоднократно спрашивали, когда же трехмерная панорама появится в их регионе. И тут было найдено решение с экспозицией, которая сможет перемещаться, открывая возможность посещения там, где есть железная дорога», — отметила координатор команды Маргарита Попова.

Шоу или факты

Собеседница издания «ПолитЭксперт» рассказала, что при создании первого и последующих вагонов обращались к архивным данным, воспоминаниям ветеранов и свидетелей тех событий:

«Очень была важна фото- и видеохроника — множество деталей перенесено именно с фотографий, это касается и внешнего вида героев, и предметов в экстерьере и интерьере».

По словам Поповой, «Поезд Победы» значительно отличается от других проектов — это новые мультимедийные технологии, особенность пространства и объем изготовленных фигур. Инсталляция сочетает в себе историчность и художественность:

«На художественный нарратив нанизаны истории из жизни. Например, повествование в аудиогиде ведется от лица машиниста поезда Лидии. Это художественный образ, но он соткан из историй реальных героев, в том числе женщин, которые работали на железной дороге в годы войны. Основным прототипом героини стала старший машинист паровозной колонны, Герой Социалистического Труда, почетный железнодорожник Елена Мироновна Чухнюк».

Для творческой лаборатории были важны детали при составлении композиции, поэтому многие предметы в вагонах — оригиналы. Параллельно с достоверностью в поезде показана и художественность. Из-за ограниченного пространства команде приходилось прибегать к образности, так как в поезде представлены интерьеры не только вагонов, но и окопа, концлагеря, Брестской крепости:

«Здесь с посетителем говорят образы. С нашей стороны над экспозицией работала команда из 70 человек. Для нас это было настоящим экзаменом. Близость зрителей к каждому объекту экспозиции, находящемуся в поезде, и ширина вагонов — диктовали свои правила. Преодоление ограничений железнодорожного состава без потери целостности восприятия была одной из самых сложных задач».

Совсем недавно «Поезд Победы» прошел этап модернизации. Презентация обновленной экспозиции состоялась 7 мая в Москве. К составу присоединился еще одни вагон, посвященный Брестской крепости: участникам героической обороны и членам семей военнослужащих.

В нем воссоздан фрагмент жилой комнаты утра 22 июня 1941 года, фрагмент ДОТа, в окнах которого расположились мультимедийные экраны со сценами нападения Германии на крепость, а также подвал Брестской крепости с надписью: «Умираем, не срамя».

Источник