Крушение императорского поезда александра iii



Страницы истории. 29 октября 1888 года. Крушение императорского поезда

28 октября 1888 года поезд русского императора Александра III, в котором также находилась его семья, попал в серьезную аварию, которая привела к человеческим жертвам. В результате крушения поезда погибло более 20 человек.

Крушение поезда произошло в 14 часов и 14 минут на железнодорожной линии Курск-Харьков-Азов, в нескольких километрах от Харькова неподалеку от железнодорожной станции Борки.
Императорская семья возвращалась из Крыма в Санкт-Петербург. Перед поездкой все вагоны прошли техосмотр и никаких недочетов не было обнаружено. Поезд тянули два паровоза и его скорость достигала 68 километров в час. Местом аварии стала высокая насыпь, проезжая которую состав перевернулся. С рельсов сошли десять вагонов поезда из пятнадцати.

Император Александр III и почти вся императорская семья, включая наследника престола цесаревича Николая, в этот момент находились в вагоне-столовой. Этот вагон серьезно пострадал, всех его постояльцев выбросило на насыпь, а сверху накрыло крышей. Император смог приподнять ее, чтобы из-под нее выбрались все остальные.
По невероятному везению никто из семьи не пострадал, получив лишь незначительные ушибы и ссадины. Один только флигель-адъютант Шереметев сильно повредил палец. Двое детей, Ольга Александровна и Михаил Александрович, находившиеся в момент аварии в детском вагоне, тоже были выброшены на насыпь и не получили серьезных травм.

Вагон, в котором ехала прислуга, пострадал значительно сильнее. Все находившиеся там 13 человек погибли. Всего катастрофа унесла жизни 21 человека.

Вечером семья села в вернувшийся свитский поезд (он всегда ехал впереди царского) и направилась в Харьков, а затем в столицу. В ходе расследования, которое должно было выявить виновных, все причастные лица валили вину друг на друга. Одни утверждали, что все дело в превышении скорости и опасности использования сдвоенных паровозов. Другие валили вину на гнилые и трухлявые железнодорожные шпалы.

В итоге главный инспектор железных дорог Шернваль (к слову, ехавший в том же поезде и сломавший в аварии ногу) и министр путей сообщения Посьет подали в отставку со своих постов. Тогда же началось возвышение Витте, который на момент аварии был управляющих Юго-Западных железных дорог, а вскоре стал министром путей сообщения и сделал головокружительную политическую карьеру.

Также существует конспирологическая версия о подрыве поезда революционерами. Версия несколько сомнительная, даже несмотря на то, что такие планы ими действительно вынашивались в свое время.
Однако перепутать взрыв поезда с чем-либо иным достаточно затруднительно, да и вряд ли это скрывали бы почти 130 лет. Скорее всего, причиной аварии действительно послужило превышение императорским поездом скорости.

Хотя и никто из императорской фамилии не погиб, но силач Александр, удерживавший на плечах крышу вагона, чтобы его семья выбралась из-под нее, повредил поясницу.
Началось заболевание почек, которое с каждым годом прогрессировало.

В 1894 году у него начался нефрит, лечили который в Крыму. Помочь не удалось, болезнь зашла слишком далеко. Буквально за месяц еще молодой и крепкий император угас. 1 ноября 1884 года он скончался в Ливадийском дворце в возрасте всего лишь 49 лет.

Источник

Крушение царского поезда. Когда русский император повёл себя как настоящий мужик

29 октября 1888 года поезд, в котором ехал Александр III, члены правящей династии и множество слуг, потерпел крушение у станции Борки под Харьковом. Крыша буквально отделилась от вагона и едва не похоронила под собой царя, его жену и наследников (среди которых был и будущий правитель Николай II). Император держал тяжеленную крышу на своих плечах. Сам же он так и не оправился от травм, полученных в поезде.

<p>Коллаж &copy; L!FE. Фото &copy; Wikimedia Commons</p>

Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons

Александр III с семьёй и слугами отправлялся из Крыма в Петербург специальным императорским поездом из 10 вагонов, среди которых кухня, салон, спальни, столовая. В последней и завтракала царская семья вместе со свитой (завтрак у Александра III редко начинался раньше часу дня).

Состав нёсся со скоростью около 60 вёрст в час: едва ли не в два раза больше допустимого. А что делать: в Харькове была назначена важная встреча, император не любил опаздывать. Нагоняли как могли.

Фото © Wikimedia Commons

Фото © Wikimedia Commons

В 14:14 подряд произошло три толчка. От одного практически все 23 человека, которые были в столовой, попадали на пол. Полетела посуда. Второй толчок был ещё сильнее. Остановился состав только после третьего, когда на полу уже лежала даже мебель, а сам вагон чем-то напоминал сломанную шкатулку. Столовая, где была вся семья, завалилась набок, колёса отлетели, стены были практически разрушены. Крыша частично лежала на верхней раме, рискуя обрушиться в любой момент.

«Всё смешалось: тела убитых, изуродованные железные фермы, согнутые рельсы, обломки дерева, багаж, битая посуда, инструменты… Шёл дождь, грязь была непролазная», — писал Евгений Толмачев в книге «Александр III и его время».

В аварии погибло 19 человек, было ранено 14. В тот момент император повёл себя в первую очередь как настоящий мужик. Понимая, что сейчас под завалы могут попасть его дети, жена и свита, правитель схватился за практически упавшую крышу, поднял её и дал выбраться всем, кто был в вагоне. О том, что произошло дальше, существует две версии. Согласно одной из них, вскоре ему пришли на помощь слуги, которые помогли правителю выйти. Согласно другой, он выбирался на свой страх и риск: откинув обрушившуюся часть крыши как можно дальше, чтобы успеть выбежать. А после правитель бросился помогать раненым.

Еще:  Ергач Кунгур расписание электричек пригородных поездов

Фото © Wikimedia Commons

Фото © Wikimedia Commons

«Московские ведомости» тогда писали, что правитель в момент произошедшего не говорил, какие у него травмы: он просто спасал людей, было не до себя. Очевидцы заметили, что у него сильно повреждена нога, а портсигар, лежавший в нагрудном кармане, и вовсе был сплюснут. Значит, травмы получил и правитель.

Позже выяснилось, что он сильно ударился во время падения в поезде. Как предполагают историки, из-за шокового состояния в тот момент он не чувствовал боли и смог подняться. А после ещё и поднимал крышу, которая весит десятки килограммов. Итог — повреждения спины и почек.

Император так и не смог оправиться от этих травм. Он много времени проводил на даче в Ливадии, пытаясь поддерживать здоровье. Незадолго до смерти он практически не мог двигаться. 1 ноября 1894 года в возрасте 49 лет император скончался на руках у императрицы.

Источник

Крушение императорского поезда александра iii

29 октября 1888 года поезд, в котором ехал Александр III, члены правящей династии и множество слуг, потерпел крушение у станции Борки под Харьковом. Крыша буквально отделилась от вагона и едва не похоронила под собой царя, его жену и наследников (среди которых был и будущий правитель Николай II). Император держал тяжеленную крышу на своих плечах. Сам же он так и не оправился от травм, полученных в поезде.

<p>Коллаж &copy; L!FE. Фото &copy; Wikimedia Commons</p>

Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons

Александр III с семьёй и слугами отправлялся из Крыма в Петербург специальным императорским поездом из 10 вагонов, среди которых кухня, салон, спальни, столовая. В последней и завтракала царская семья вместе со свитой (завтрак у Александра III редко начинался раньше часу дня).

Состав нёсся со скоростью около 60 вёрст в час: едва ли не в два раза больше допустимого. А что делать: в Харькове была назначена важная встреча, император не любил опаздывать. Нагоняли как могли.

Фото © Wikimedia Commons

Фото © Wikimedia Commons

В 14:14 подряд произошло три толчка. От одного практически все 23 человека, которые были в столовой, попадали на пол. Полетела посуда. Второй толчок был ещё сильнее. Остановился состав только после третьего, когда на полу уже лежала даже мебель, а сам вагон чем-то напоминал сломанную шкатулку. Столовая, где была вся семья, завалилась набок, колёса отлетели, стены были практически разрушены. Крыша частично лежала на верхней раме, рискуя обрушиться в любой момент.

«Всё смешалось: тела убитых, изуродованные железные фермы, согнутые рельсы, обломки дерева, багаж, битая посуда, инструменты… Шёл дождь, грязь была непролазная», — писал Евгений Толмачев в книге «Александр III и его время».

В аварии погибло 19 человек, было ранено 14. В тот момент император повёл себя в первую очередь как настоящий мужик. Понимая, что сейчас под завалы могут попасть его дети, жена и свита, правитель схватился за практически упавшую крышу, поднял её и дал выбраться всем, кто был в вагоне. О том, что произошло дальше, существует две версии. Согласно одной из них, вскоре ему пришли на помощь слуги, которые помогли правителю выйти. Согласно другой, он выбирался на свой страх и риск: откинув обрушившуюся часть крыши как можно дальше, чтобы успеть выбежать. А после правитель бросился помогать раненым.

Фото © Wikimedia Commons

Фото © Wikimedia Commons

«Московские ведомости» тогда писали, что правитель в момент произошедшего не говорил, какие у него травмы: он просто спасал людей, было не до себя. Очевидцы заметили, что у него сильно повреждена нога, а портсигар, лежавший в нагрудном кармане, и вовсе был сплюснут. Значит, травмы получил и правитель.

Позже выяснилось, что он сильно ударился во время падения в поезде. Как предполагают историки, из-за шокового состояния в тот момент он не чувствовал боли и смог подняться. А после ещё и поднимал крышу, которая весит десятки килограммов. Итог — повреждения спины и почек.

Император так и не смог оправиться от этих травм. Он много времени проводил на даче в Ливадии, пытаясь поддерживать здоровье. Незадолго до смерти он практически не мог двигаться. 1 ноября 1894 года в возрасте 49 лет император скончался на руках у императрицы.

Источник

Крушение поезда императора Александра III-история катастрофы

Спустя сем лет после покушения на государя Александра II, Российская империя вновь вздрогнула. Теперь чуть было не оборвалась жизнь императора Александра III. Его поезд потерпел крушение, а иоб истонной причине произошедшего историки спорят и сегодня.

Как говорится, ничего не предвещало беды. Семнадцатого октября 1888 года семья государя Александра III вместе с многочисленной прислугой возвращалась из Крыма в Санкт-Петербург. Но на линии Курск-Харьков-Азов произошла трагедия. Императорский поезд внезапно сошел с рельс в нескольких десятках километров от Харькова.

Еще:  Информация о расписании поездов Нижний Новгород Омск

Император Александр III любил отдыхать с женой и детьми в Крыму, куда добирался по недавно проложенным железным дорогам. Маршруты, которых было несколько, царь выбирал сам: ехать либо через Харьков, либо через Киев и Брест. С императором, кроме семьи, слуг и приближенных, обычно ездили министр путей сообщения и главный инспектор железных дорог, а также периодически присоединялись к путешествию представители тех железных дорог, по которым император совершал свой путь. Состояние путей и вагонов периодически проверялось, однако не соблюдалось, пожалуй, самое главное правило техники безопасности. Дело в том, что железнодорожные чиновники старались сделать путь императора по железным дорогам как можно быстрее (он и сам этого требовал), поэтому разгоняли тяжеленный царский поезд, который по габаритам больше походил на перегруженный товарный, до скоростей пассажирских составов, которые были несравненно легче по весу.

Летом 1888 года царь с семьей отправился на отдых. Путь лежал через Юго-Западную железную дорогу, одним из управляющих которой был инженер Сергей Витте. Ему было поручено сопровождать императора в поездке, а Витте, пораженный тем, с какой скоростью ездит императорский поезд, в свою очередь потребовал от министра путей сообщения снизить скорость на своем участке, что, как ни странно, было сделано. Однако наутро, когда поезд остановился на одной из станций, Сергей Витте увидел, что его все обходят и смотрят весьма настороженно. Вскоре выяснилась причина: Александр III оказался крайне недоволен тем, что по Юго-Западной дороге его состав тащился крайне медленно. В этот момент на перрон вышел сам император и лично высказал Витте свое раздражение. Чуть позже и министр путей сообщения Посьет начал критиковать управляющего:

— А на других дорогах ездим же мы с такою скоростью, и никто никогда не осмелился требовать, чтобы государя везли с меньшею скоростью.

На это Витте ему ответил:

— Знаете, ваше высокопревосходительство, пускай делают другие, как хотят, а я государю голову ломать не хочу, потому что кончится это тем, что вы таким образом государю голову сломаете.

Как впоследствии оказалось, этот разговор оказался судьбоносным в жизни Витте: император эти слова инженера услышал и запомнил.

Сергей Витте

В октябре 1888 года царский поезд возвращался из Крыма в Петербург. Вначале было решено ехать по Юго-Западному направлению, но в последний момент было указано свернуть на Курско-Харьково-Азовскую дорогу.

Государь не дрогнул

На прямом участке состав из двух паровозов и пятнадцати пассажирских вагонов развил впечатляющую скорость — более шестидесяти верст в час, хотя по правилам он не должен разгоняться свыше сорока верст в час. что раскачало вагоны поезда, а те, в свою очередь, расшатали пути, не предназначенные для такой скорости.При этом автоматические тормоза у поезда не работали.. В 14 часов 14 минут на перегоне Тарановка-Борки императорский поезд сошел с рельсов.и.передние вагоны буквально разорвало из-за того, что в них ударили задние-10 вагонов рухнули на насыпь, а те из них, которые находились посередине, были разрушены полностью. . Всего лишь за несколько секунд, казавшийся несокрушимым императорский поезд, превратился в груду обломков.

Сам император, как и его семья в момент находился в вагоне-столовой. После нескольких толчков раздался страшный треск, поезд остановился.

Естественно, выжившие начали тут же искать государя, его жену, детей и свиту. И вскоре их нашли. Никто из царской семьи не пострадал, что удивительно, поскольку вагон-столовая превратился в груду дымящегося железа.

По воспоминаниям очевидцев, когда вагон рухнул, начала падать крыша. И тогда государь, который отличался большой физической силой, встал под нее. Он удерживал крышу на своих плечах до тех пор, пока все выжившие пассажиры вагона не выбрались оттуда. И лишь после этого вышел наружу сам.

Масштабы трагедии впечатляли. Из пятнадцати вагонов уцелела лишь треть, невредимыми оказались и сами паровозы. Основной удар на себя приняли вагоны, в которых расположились придворные. Из двухсот девяноста пассажиров погиб двадцать один человек, еще шестьдесят восемь получили ранения различной степени тяжести. Не пережила крушение поезда и Камчатка – любимая собака государя.

Поскольку прошло не так много лет со дня трагической гибели императора Александра II, первая же версия из-за которой произошла авария звучала так: теракт. В народе поговаривали о некой организации, которая хотела уничтожить весь род Романовых. Раз получилось с государем Александром II, получится и с его сыном. К террористической атаке склонялись и многие уцелевшие пассажиры злосчастного поезда. По факту, здравомыслие сохранил лишь государь. Он не стал рубить с плеча и впадать в истерику. Вместо этого Александр III приказал провести тщательное расследование, чтобы выяснить истинную причину катастрофы.

Это сложное и очень важное для всей Российской империи задание получил Анатолий Федорович Кони, человек, который на тот момент являлся председателем Петербургского окружного суда и занимал должность обер-прокурора.

Еще:  Маршрут движения пассажирского поезда 377Г Новый Уренгой Казань на карте

Без права на ошибку

Надо сказать, что Александр III не давил на Анатолия Федоровича, требуя от него найти «правильные» улики. Обер-прокурор получил полную свободу действий, поскольку императору было важно знать правду.

Сложное и щекотливое расследование поручили Кони не просто так. Дело в том, что он к тому времени являлся уже известным юристом. А славу ему принесло сложное дело Веры Засулич, женщины-террористки, которая совершила покушение на градоначальника Петербурга Федора Федоровича Трепова. И хотя все ожидали, что Засулич понесет суровое наказание за свой поступок, именно Кони сумел ее спасти. В высших кругах к Кони относились уважительно. Его считали человеком слова и чести, который, однако при этом отличался хитростью.

Александр III, конечно, был в курсе дела Веры Засулич. Оправдательный приговор его, как и многих других, не устроил. Но именно работа Кони государя сильно впечатлила. Поэтому, после совещания с министром юстиции Константином Ивановичем Паленом император остановил свой выбор на Анатолии Федоровиче. В их личном разговоре Александр III заявил, что выяснение истинной причины крушения поезда заставит его забыть о деле Засулич. По факту, выбор у Кони отсутствовал. Ему нужно было строить карьеру дальше, а благосклонность государя сыграла бы в этом большую роль. Анатолий Федорович любезно заверил императора, что сумеет разобраться в непростом деле. На том они и разошлись.

По своему личному усмотрению Кони собрал специальную комиссию, которая взялась за расследование причин трагедии. В нее вошли представители государственной полиции, жандармы, инженеры и механики. Александр III, что называется, держал руку на пульсе и периодически вызывал Анатолия Федоровича для доклада.

И однажды Кони сообщил ему, что после самых разнообразных проверок, которые только можно было провести, он пришел к выводу, что крушение поезда произошло не по вине каких-либо террористов. Государь ответил на это, что даже не сомневался в таких результатах. Кони заявил, что главная причина – изношенные рельсы, которые не смогли выдержать тяжелый императорский поезд. Таким образом, виновником стал министр путей сообщения Константин Николаевич Посьет.

Есть версия, что сразу после аварии, когда Александр III выбрался из разрушенного вагона, его взгляд зацепился за странную шпалу. Присмотревшись, государь понял, что она являлась прогнившей. Это и уверило его в том, что поезд сошел с рельс именно из-за ветхого железнодорожного полотна. Затем кусок этой шпалы он передал и приехавшему на место крушения Посьету. Естественно, министр путей сообщения был в ужасе. Гнилая рельса унесла жизни двух десятков человек и чуть не погубила императора. Соответственно, в ее силах было и поставить крест на всей карьере Константина Николаевича. И есть мнение, что поэтому именно он начал активно продвигать версию с террористической атакой.

Вскоре Кони выступил с официальным докладом. Он заявил, что виновником катастрофы являлся не только Посьет, но и многочисленные чиновники, которые при помощи коррупционных схем, отмывали деньги, выделенные на содержание железнодорожного полотна в надлежащем состоянии.

Вскоре сам Посьет, а также еще несколько человек были отстранены от занимаемых ими должностей. Начался новый этап расследования. Но… по факту, он завершился ничем. Никаких обвинений этим людям не было выдвинуто. Но восстановления в должностях также не последовало.

Истинная причина крушения, которую предпочли скрыть

Есть версия, что Кони вместе с комиссией докопался до истинной причины крушения, вот только ее по личному распоряжению Александра III предпочли скрыть.

Однажды все выжившие собрались в Гатчинском дворце, чтобы почтить память людей, жизни которых унесла железнодорожная катастрофа. И после панихиды государь подошел к Посьету и барону фон Таубе и заявил, что знает правду и больше не считает их виновниками аварии.

Есть сведения, что параллельно с официальным расследованием Кони вел второе, неофициальное с задействованием сотрудником тайной полиции во главе с генерал-адъютантом Петром Александровичем Черевиным. И вот Черевин выяснил, что крушение произошло не из-за «гнилых рельс», а из-за взрыва бомбы. Он установил, что ее в один из вагонов заложил молодой помощник повара. В момент взрыва его в поезде не было, поскольку он незаметно сошел с него во время остановки. Поначалу никто не обратил внимания на его отсутствие, парня посчитали погибшим. Но и среди трупов помощника повара также не нашли. Фамилия этого «поваренка», к сожалению, засекречена. Однако, известно, что он при помощи революционных организаций в скором времени оказался в Париже. Об этом удалось узнать благодаря документам генерала Николая Дмитриевича Селиверстова. Николай Дмитриевич возглавлял во Франции Политическое отделение Министерства внутренних дел. Что же касается террориста, то его дни были сочтены. Он погиб в Париже при невыясненных обстоятельствах.

Из-за политических причин Александр III приказал засекретить результаты расследования Черевина. И официальной версией крушения поезда стали именно гнилые рельсы. Но все равно вытравить мысли и догадки о теракте не получилось. О нем писали и российские газеты, и европейские. Но государь до конца своих дней не признавал эту версию, по крайней мере, официально.

Источник