Локомотивами и локомотивными бригадами

Локомотивами и локомотивными бригадами

Исторически сложилось, в процессе развития железных дорог в зависимости от возможностей паровозов длина так называемых тяговых плеч составила 100-130 км. Тяговое плечо – это участок железной дороги между основным и оборотным депо, на котором локомотив следует без отцепки от поезда, а локомотивная бригада без смены. И способ обслуживания поездов локомотивами по тяговым плечам назывался плечевой ездой. В оборотном депо локомотив отцеплялся и с другим поездом возвращался в основное депо. Основной недостаток плечевой езды – частые отцепки локомотивов от поездов и заходы их на территорию депо, вызывающие значительные потери времени, да и при этом, горловины и пути станций дополнительно заняты маневровыми передвижениями.

В целях повышения использования локомотивов и снижения их простоев на станциях основного депо в случае, если оно расположено между пунктами оборота применяют кольцевую езду. Локомотивы работают на участках обращения, значительно превышающих длину прежних тяговых плеч.

Участок обращения – это направление железной дороги, обслуживаемое одним или нескольким депо, одной или нескольким железным дорогам по единому графику. С вводом электрической тяги длина участков обращения увеличилась. При работе на участках обращения локомотив может обернуться на любой из участковых станций в зависимости от характера грузопотока. С вводом электрической тяги можно увеличивать длину тяговых плеч. Однако, в реальных условиях приходится учитывать сложившееся расположение сортировочных и участковых станций, размещение предприятий локомотивного хозяйства и местожительство локомотивных бригад.

Решение об удлинении или изменении границ тяговых плеч должно основываться на технико-экономических расчетах.

Существуют два основных способа обслуживания локомотивов локомотивными бригадами: сменная езда и прикрепленнаяезда.

Примерная схема обслуживания участков

— станция основного депо

— пункт смены локомотивных бригад

— оборот локомотива на участке обращения

— заход локомотивов в основное депо на ремонт

— оборот локомотивных бригад

При сменной езде локомотивные бригады не закреплены за локомотивом, т.е. на локомотиве могут работать локомотивные бригады одного или нескольких депо.

При сменной езде возможна организация работы локомотивов на участках, протяженность которых соответствует конструктивным особенностям локомотива, ликвидируются простои локомотива из-за отдыха локомотивных бригад, обеспечивается равномерная загрузка локомотивных бригад, соблюдение норм выработки рабочего времени и отдыха локомотивных бригад.

Но при сменной езде для сохранения локомотива в надлежащем технически исправном состоянии потребовалось изменить порядок технического содержания. На локомотиве имеется журнал технического состояния, в котором машинисты расписываются при приеме и сдаче локомотива, записывают все замечания, неисправности в работе локомотива, наличие инструмента, инвентаря и т.д.

Источник

Технология обслуживания локомотивов

ОБСЛУЖИВАНИЕ ЛОКОМОТИВОВ осуществляется локомотивными бригадами несколькими способами. Различают сменный, прикрепленный, турный способы обслуживания.

Содержание

Классификация

Сменный способ

Сменный способ (сменная езда) — обслуживание локомотивов очередными сменными локомотивными бригадами, назначаемыми на работу после окончания отдыха. Как правило, при сменной езде бригада обслуживает разные локомотивы. При сменной езде достигается наиболее полное использование локомотива по времени, что позволяет сократить эксплуатируемый парк локомотивов. При сменной езде обеспечивается также более рациональное планирование труда и лучший отдых членов локомотивных бригад. Сменная езда периодически вводилась на железных дорогах России до 1917 г., в годы первых пятилеток СССР. С 1960 г. почти все поездные электровозы и тепловозы на рос. железных дорогах обслуживаются сменными локомотивными бригадами. Сменная езда применяется на железных дорогах США и ряда других зарубежных стран. Особая необходимость в сменной езде возникла при замене паровозов электровозами и тепловозами для реализации возможности совершать дальние рейсы без частой экипировки локомотивов.

Сменная езда

Сменная езда эффективна только при строжайшем соблюдении единой системы технического обслуживания, ремонта и контроля за техническим состоянием локомотивов в процессе их эксплуатации. При сменном способе обслуживания локомотивов возможны различные варианты организации работы локомотивных бригад: по принципу обслуживания видов движения — раздельная и совместная езда; по схемам обслуживания участков — плечевая и накладная езда.

Раздельная езда

Раздельная езда — обслуживание локомотивов грузового и пассажирского движения отдельными локомотивными бригадами. Совместная езда — обслуживание локомотивов грузового и пассажирского движения одними и теми же локомотивными бригадами. Плечевая езда — обслуживание локомотивов, выполняющих весь объем поездной работы на участке обслуживания локомотивными бригадами одного основного депо. Накладная езда — обслуживание участка локомотивными бригадами двух смежных основных депо. При накладной езде обеспечивается равномерная загрузка и равноценные условия труда и отдыха локомотивных бригад всех депо железнодорожного полигона.

Прикрепленный способ

Прикрепленный способ (прикрепленная езда) — обслуживание локомотива определенными постоянно прикрепленными к нему бригадами (одной, двумя,тремя, четырьмя), сменяемыми поочередно, после окончания отдыха в пункте проживания членов бригад, где происходит их смена. Прикрепленный способ обслуживания локомотивов был до 1956 г. основным при паровой тяге. При таком способе ограничивалась протяженность участка работы локомотива без отцепки от состава, определяемая временем непрерывной работы бригад. На некоторых участках обслуживание локомотивов грузового и пассажирского движения прикрепленными бригадами сохранилось. Такое обслуживание целесообразно при коротких тяговых плечах, когда время оборота локомотива не превышает допустимую продолжительность непрерывной работы бригады 7-8 ч). Локомотивы, занятые на маневровой, вывозной, хозяйственной работах, а также электропоезда и дизель-поезда обслуживаются в основном прикрепленными локомотивными бригадами.

Турный способ

Турный способ (турная езда — разновидность прикрепленной езды) — обслуживание локомотива несколькими (обычно четырьмя) постоянно закрепленными за ним локомотивными бригадами, из которых две находятся в поездках вместе с локомотивом, поочередно работают и отдыхают в специально приспособленном для жилья бригад пассажирском вагоне, следующем все время с локомотивом, а другие отдыхают. После поездки возвратившиеся на станцию постоянного жительства бригады подменяются бригадами, находившимися на отдыхе. Турная езда применяется при командировках локомотивов с бригадами на другие дороги, на строящихся ж. д., при испытательных поездках на новом подвижном составе.

Впервые турная езда была введена в 1882 г. на Закавказской железной дороге. Принцип турной езды широко использовался во время Великой Отечественной войны на фронтовых дорогах для обслуживания паровозов и оправдывал себя в сложных прифронтовых условиях.

Комбинированный способ

Комбинированный способ (комбинированная езда) — обслуживание локомотивов на определенных участках тягового плеча постоянно прикрепленными и сменными локомотивными бригадами. Постоянно прикрепленные бригады обслуживают локомотивы на участке от основного депо до пункта подмены бригад; сменные бригады — от пункта подмены до оборотного депо. Локомотив следует без отцепки от поезда по всему тяговому плечу. При комбинированной езде удлиняются тяговые плечи и исключаются простои локомотивов в оборотных депо в ожидании отдыха локомотивных бригад. Этот способ улучшает использование локомотивов, но значительно затрудняет планирование работы и отдыха постоянно прикрепленных локомотивных бригад и требует строго определенного места расположения пункта подмены, что не всегда осуществимо. Впервые комбинированная езда была введена в России в 1905 г. на Казанской железной дороге, широко применялась в СССР в 50-е гг.

Еще:  Купить ЖД билеты Армавир Пятигорск

Для организации работы локомтивных бригад заранее планируется время явки локомотивной бригады в поездку и отдыха между поездками. Различают следующие способы организации работы локомотивных бригад: вызывной, безвызывной, по именным расписаниям и по нарядам.

Вызывная система

Вызывная система — явка локомотивной бригады в поездку по вызову нарядчика при назначении поезда. Теоретически при такой системе все поезда при любых колебаниях размеров движения обеспечиваются бригадами. Недостатком является отсутствие плана работы бригад, невозможность планирования и прогнозирования домашнего отдыха и выходных дней.

Безвызывная система

Безвызывная система — указание локомотивной бригаде времени следующей явки или номера поезда, с которым предстоит следовать, сразу же после выполнения очередной поездки. Планирование производится не менее чем на 12 ч вперед. При такой системе можно планировать отдых между смежными поездками. Недостатки — неопределенная дата предоставления бригадам выходных дней и невозможность планирования их использования.

Работа по именным расписаниям

Работа по именным расписаниям — составление локомотивной бригаде плана ее работы на предстоящий месяц с указанием числа и номеров поездов, с которыми бригада должна отправляться из основного депо, точного времени начала и окончания домашнего отдыха и выходных дней, планируемой месячной выработки.

Работа по нарядам

Работа по нарядам, самостоятельная явка локомотивных бригад на работу — организация работы части штата бригад по именным расписаниям без привязки поездов. Локомотивная бригада является на работу без вызова к строго определенному времени, но отправляется с поездом не сразу, а в интервале времени ожидания отправления.

Классификация штатов бригад

Различают списочный, явочный и временный штат бригад. Для определения контингента бригад применяют следующие методы: индексный, прошлогодних выдач (статистический), по нормам и объемам работы, расчет по графику движения поездов и графический. Машинистом локомотива назначают специалиста, обладающего надежностью, под которой понимают оптимальное сочетание его психологических и физиологических особенностей, характеризующееся безошибочностью действий, готовностью к своевременным действиям в соответствии с определенными требованиями в течение заданного ограниченного времени, возможностью контроля своих действий и исправления допущенных ошибок до наступления явного отказа. В систему мероприятий по повышению надежности машиниста входят: профессиональный отбор, совершенствование профессиональной подготовки, поддержание функционального состояния.

Показатели использования локомотивов

Показатели использования локомотивов — ряд количественных и качественных характеристик, используемых для планирования и финансирования расходов по перевозкам и оценки эксплуатационной деятельности предприятий и подразделений локомотивного хозяйства. Показатели делятся на количественные и качественные. Основными количественными (объемными) показателями плана ж.-д. транспорта, определяющими работу локомотивов, являются грузооборот и пассажирооборот. Главными качественными показателями использования локомотивов являются производительность локомотива, участковая скорость и средняя масса поезда.

Количественные показатели

Количественные показатели использования локомотивов — пробеги и работа локомотивов (рис. 5.74).

574э.jpg

Пробеги локомотивов: общий годовой пробег локомотивов эксплуатируемого парка:

574фэ.jpg

где ΣSл.лин — линейный пробег, слагается из пробегов локомотивов во главе поездов, вторых локомотивов и во вспомогательной работе; ΣMSл.ман — условный пробег специально маневровых локомотивов;

ΣMSл.ус — условный пробег, за исключением специально маневровых локомотивов. Показатель ΣMSл.общ используется в расчетах ремонтов локомотивов, потребности экипировочных материалов, ремонтных и экипировочных средств.

Работа локомотивов

Работа локомотивов — показатель объема работы в локомотиво-часах и тонно-километрах. Различают тонно-километры (ткм) брутто грузового и пассажирского движения и тонно-километры нетто эксплуатационные. Тонно-километры брутто Ат — важнейший показатель, характеризующий перевозочную работу депо,отделения, дороги и сети в целом:

575фэ.jpg

где n — число участков обслуживания в зоне депо, lбр — длина i-го участка обслуживания (работы) локомотивных бригад, Ni — число пар поездов на i-м участке, Qсрi — средняя масса состава брутто на i-м участке.

Качественные показатели

Качественные показатели использования локомотивов (рис. 5.75) включают оценку производительности, скоростей движения, массы поезда.

575э.jpg

Среднесуточная производительность локомотива определяется только для грузового движения по видам тяги и является основным показателем использования локомотивов:

576фэ.jpg

где ΣNLлQ — общие т-км брутто с учетом одиночно следующих локомотивов, Мэ — эксплуатируемый парк локомотивов, включая одиночно следующие, занятые на подталкивании, работающие кратной тягой и по системе многих единиц.

Скорости движения определяют для различных условий работы локомотива. Ходовая скорость Vx — средняя скорость движения локомотива (поезда) по перегону или участку L без учета времени стоянок tст на промежуточных станциях, на разгоны и замедления tра при остановках и проследовании промежуточных станций и мест с ограничением скорости:

577фэ.jpg

Техническая скорость

Техническая скорость — средняя скорость движения без учета времени стоянок на промежуточных станциях, но с учетом времени на разгоны и замедления при остановках, при ограничении скорости и на остановки, не предусмотренные графиком движения:

578фэ.jpg

Участковая скорость

Участковая скорость — средняя скорость движения между участковыми станциями:

579фэ.jpg

Техническая и участковая скорости движения — комплексные показатели, зависящие от деятельности всех служб: локомотивной, перевозок, вагонной, пути, связи и др.

Средняя масса поезда

Средняя масса поезда — количество тонн, приходящихся в среднем на один проведенный поезд по участку:

580фэ.jpg

Отношение фактически выполненной средней массы поезда брутто к расчетной массе поезда на данном участке, установленной тяговыми расчетами с учетом использования кратной тяги, кинетической энергии поезда и существующих ограничений по нагреву электрических машин, сцеплению и т.д., определяет коэффициент использования силы тяги локомотива клок:

581фэ.jpg

Среднесуточный пробег локомотива

Среднесуточный пробег локомотива — линейный пробег, выполненный локомотивами за сутки на дороге, на отделении, в данном депо или на участке обслуживания во главе поездов, при двойной тяге и в одиночном следовании, отнесенный к одному локомотиву эксплуатируемого парка, без учета локомотивов, занятых на непоездной работе и подталкивании.

Общий процент неисправных локомотивов

Общий процент неисправных локомотивов определяется отношением числа локомотивов (в локомотиво-сут.), одновременно находящихся в ремонте и в ожидании ремонта, к парку локомотивов депо (дороги), находящихся в распоряжении депо (дороги) для всех видов движения и работы, во всех видах ремонтного обслуживания. Процент неисправных локомотивов отражает техническое состояние всего парка, характеризует уровень организации ремонта и состояние ремонтной базы, а также надежность локомотивов. Различают общий и деповской процент неисправных локомотивов.

Общий процент неисправных локомотивов

Общий процент неисправных локомотивов — оперативное планирование и управление всей поездной работой, направленное на выбор и реализацию оптимального решения задач по обеспечению выполнения планов перевозок, передачи поездов и вагонов, технических норм использования подвижного состава, ритмичности, бесперебойности и безопасности движения поездов. Оперативное руководство перевозочным процессом и регулирование эксплуатируемого парка локомотивов осуществляет диспетчерский аппарат.

Новый этап развития и совершенствования эксплуатации локомотивов связан с применением для решения управленческих задач ЭВМ, что обеспечивается автоматизированной системой управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ) и ее подсистемами АСУТ (управление локомотивным хозяйством) и АСУД (управление перевозочным процессом), имеющими непосредственное отношение к управлению эксплуатацией локомотивов.

Еще:  Как посмотреть где сейчас находиться поезд

Источник



Способ обслуживания поездов локомотивами и локомотивными бригадами

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Распоряжение ОАО «РЖД» от 7 февраля 2012 г. N 247p «Об утверждении Типовой инструкции о порядке управления локомотивами с двумя и более кабинами управления или работающих по системе многих единиц при маневровых передвижениях на инфраструктуре ОАО «РЖД»

В целях приведения нормативных документов в соответствие Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 286:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "21 декабря 2010 г."

1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 2012 г. прилагаемую типовую инструкцию о порядке управления локомотивами с двумя и более кабинами управления или работающих по системе многих единиц при маневровых передвижениях на инфраструктуре ОАО "РЖД".

2. Заместителю начальника Дирекции тяги Путинцеву С.В., начальнику Центральной дирекции управления движением Иванову П.А., начальникам железных дорог организовать в установленном порядке изучение типовой инструкции, утвержденной настоящим распоряжением и обеспечить выполнение ее требований.

Вице-президент
ОАО "РЖД"
А.В. Воротилкин

Настоящая Типовая инструкция вводится в действие с 1 июля 2012 г.

Типовая инструкция
о порядке управления локомотивами с двумя и более кабинами управления или работающих по системе многих единиц при маневровых передвижениях на инфраструктуре ОАО "РЖД"
(утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 7 февраля 2012 г. N 247p)

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция определяет основные положения и требования к организации работы локомотивных бригад в грузовом, вывозном, хозяйственном и маневровом движении, по технологии управления локомотивами с двумя и более кабинами управления или работающих по системе многих единиц, при выполнении маневровых передвижений на инфраструктуре ОАО "РЖД", требования предъявляемые к локомотивам, локомотивным бригадам, объектам инфраструктуры ОАО "РЖД", а также порядок взаимодействия локомотивных бригад с причастными работниками филиалов ОАО "РЖД".

1.2. Перечень станций, предназначенных для производства маневровых работ со сборными и вывозными поездами локомотивами с двумя и более кабинами управления или работающих по системе многих единиц, должен быть согласован руководителями дирекций тяги и управления движением и утвержден начальником железной дороги.

2. Условия выполнения маневровых передвижений с двумя и более кабинами управления или работающих по системе многих единиц

2.1. Маневровые передвижения на локомотивах с двумя и более кабинами управления или работающих по системе многих единиц, разрешается осуществлять только из головной кабины управления по ходу движения локомотива.

2.2. Как исключение при выполнении маневровых передвижений допускается управление локомотивом из задней по ходу движения кабины в следующих случаях:

— при выполнении на железнодорожных станциях маневровой работы с хозяйственными поездами;

— при исключении вагона из состава поезда в пути следования вследствие его неисправности, при условии отсутствия маневрового локомотива на железнодорожной станции;

— при выполнении локомотивом, задействованном в вывозном движении, со сборными поездами, отцепки (прицепки) подвижного состава, если на данной станции отсутствует маневровый локомотив.

2.3. Запрещается выполнять маневровую работу на железнодорожной станции, локомотивами с двумя и более кабинами управления или работающих по системе многих единиц, если на данной железнодорожной станции дислоцируется маневровый локомотив, который не задействован на других видах работ и по техническим характеристикам может реализовать работу по отцепке — прицепке вагонов. Маневровая работа данными локомотивами должна производиться при условии руководства маневровой работой составителем поездов (со сборными и вывозными поездами допускается помощником машиниста локомотива, совмещающего профессию кондуктора грузовых поездов) при наличии у локомотивной бригады носимых радиостанций.

3. Требования, предъявляемые к локомотивам

3.1. Локомотивы, занятые на маневровой работе с двумя и более кабинами управления или работающих по системе многих единиц должны соответствовать следующим требованиям:

— исправность в обеих кабинах управления локомотива (локомотивов), средств радиосвязи, совместимых с системами поездной и станционной радиосвязи инфраструктуры участка обращения;

— наличие и исправность двух носимых радиостанций радиосвязи;

— исправность тормозного оборудования локомотива (локомотивов);

— наличие и исправность датчика усл. N 418 или устройства, отключающего режим тяги на локомотиве при падении давления в тормозной магистрали;

— исправность действий устройств безопасности;

— исправность приборов для подачи звуковых сигналов;

— исправность и наличие предохранительных устройств, исключающих несанкционированное перекрытие комбинированных кранов блокировочных устройств.

4. Требования, предъявляемые к локомотивной бригаде, обслуживающей локомотивы по системе многих единиц

Для работы на локомотивах, работающих по системе многих единиц

— пройти курс обучения особенностям эксплуатации и управлению локомотивами работающих по системе многих единиц с проверкой знаний и составлением акта, который хранится в личном деле работника (Приложение N 1);

— пройти собеседование в комиссии начальника эксплуатационного депо по знанию местной инструкции, особенностям эксплуатации тормозов и управление локомотивом;

— иметь заключение закрепленного машиниста-инструктора локомотивных бригад о допуске к работе на всех участках обслуживания эксплуатационного локомотивного депо.

5. Особые условия выполнения маневровых передвижений локомотивами с двумя и более кабинами управления или работающих по системе многих единиц

5.1. Порядок выполнения маневровых передвижений локомотивов, работающих по системе многих единиц, исходя из местных условий работы, должен быть разработан эксплуатационным локомотивным депо и отражаться в местных инструкциях депо и станции. Местные инструкции должны утверждаться дирекциями тяги и управления движением железных дорог.

В инструкции должно отражаться:

— порядок смены кабины управления локомотивной бригадой;

— порядок проверки тормозного оборудования;

— положение комбинированных кранов блокировочного устройства усл. N 367;

— особые условия выполнения маневровых передвижений для каждой станции.

5.2. Маневровые передвижения осуществляются по команде ДСП в соответствии с регламентом переговоров при поездной и маневровой работе на инфраструктуре ОАО "РЖД", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 31 марта 2010 г. N 684 р.

Приложение N 1
к распоряжению ОАО "РЖД"
от 7 февраля 2012 г. N 247p

Акт о проведении теоретических и практических испытаний работников

локомотивных бригад для работы на локомотивах

эксплуатационное локомотивное депо_______________________________________

машинист (помощник машиниста)____________________________________________

Ненужное подчеркнуть (Ф.И.О.)

назначаемый машинист (помощник машиниста) локомотива для работы на

локомотивах с двумя и более кабинами управления, работающих по системе

многих единиц, при проведении теоретических испытаний получил оценки

Наименование предмета Оценка
Правила технической эксплуатации железных дорог, Инструкция по движению поездов и маневровой работе, Инструкция по сигнализации, приказы, распоряжения ОАО "РЖД".
Правила и инструкции по охране труда и производственной санитарии
Конструкция локомотива, устройство и работа тормозного оборудования железнодорожного подвижного состава, управление автотормозами
ТРА станций обслуживаемого участка и местные инструкции
Еще:  Купить ЖД билеты Далматово Екатеринбург

установлено, что ________________________________________________________

теоретические испытания "____" ________ 20 __ г.

сдал и допускается к выполнению практических поездок.

Проведенными практическими поездками с "__"_______20_г. по"__"______20_г.

(тип ТПС) (вид движения)

управление поездом, автотормозами и правила техники безопасности освоил,

профиль обслуживаемого участка (участков), расположение на нем (них)

постоянных сигналов, сигнальных указателей и знаков, их назначение, на

знает хорошо и может быть допущен к самостоятельной работе машинистом

_______________________________ в ______________________________ движении

(тип ТПС) (вид движения)

на указанных участках и станциях

Примечание: при использовании локомотивов от сборных поездов для

производства маневровой работы в заключении указывается знание машинистом

ТРА станций и возможность выполнения им маневровой работы на этих

станциях при работе со сборными, вывозными и хозяйственными поездами.

Дата ____________ Машинист-инструктор локомотивных бригад _______________

По заполнении сдается в отдел кадров

Распоряжение ОАО "РЖД" от 7 февраля 2012 г. N 247p "Об утверждении Типовой инструкции о порядке управления локомотивами с двумя и более кабинами управления или работающих по системе многих единиц при маневровых передвижениях на инфраструктуре ОАО "РЖД"

Типовая инструкция, утвержденная настоящим распоряжением вводится в действие с 1 июля 2012 г.

Текст распоряжения официально опубликован не был

Обзор документа

Утверждена Типовая инструкция о порядке управления локомотивами с 2 и более кабинами управления или работающих по системе многих единиц при маневровых передвижениях на инфраструктуре ОАО "РЖД".

Она определяет основные положения и требования к организации работы локомотивных бригад в грузовом, вывозном, хозяйственном и маневровом движении, требования к локомотивам, бригадам и объектам инфраструктуры, а также порядок взаимодействия бригад с причастными работниками филиалов ОАО.

Маневровые работы со сборными и вывозными поездами проводятся на строго определенных станциях. Их перечень должен быть согласован руководителями дирекций тяги и управления движением и утвержден начальником железной дороги.

Источник

Обслуживание локомотивов и организация их работы

Электровозы и тепловозы обслуживают локомотивные бригады в составе машиниста и его помощника. Мотор-вагонные поезда, поездные и маневровые электровозы и тепловозы могут обслуживаться и одним машинистом при наличии устройств автоматической остановки, срабатывающих в случае внезапной потери машинистом способности вести поезд. При электрической и тепловозной тяге одна локомотивная бригада может обслуживать несколько локомотивов или постоянно соединенных секций, управляемых из одной кабины.

Основным способом обслуживания поездных локомотивов является сменная езда, при которой бригады не закрепляются за определенными локомотивами. Лишь при вспомогательных видах движения (маневровая работа, перевод составов с одной станции узла на другую и т.п.) закрепляются две —четыре бригады. Сменная езда позволила значительно сократить непроизводительные простои локомотивов, удлинить участки их обращения и вместе с тем улучшить условия труда и отдыха локомотивных бригад.

Продолжительность непрерывной работы поездных локомотивных бригад составляет 1. 8 ч, и лишь в исключительных случаях допускается увеличение этой нормы до 12 ч. Если продолжительность непрерывной работы в оба конца превышает установленную норму, бригаде предоставляется отдых в пункте оборота длительностью не менее половины времени предшествовавшей работы.

Обслуживание поездов локомотивами осуществляется по определенной системе в зависимости от размещения основного депо и станции формирования, характера грузопотока и др. Когда основное депо расположено на граничной станции А участка обращения (рис. 13.1, а), локомотивы, приписанные к основному депо, следуют до участковых станций Б и В, являющихся пунктами оборота. На станцию А локомотив возвращается с поездом обратного направления. Здесь он отцепляется от состава и следует в депо для экипировки, технического обслуживания и смены локомотивной бригады, после чего подается на станцию к следующему составу. Способ обслуживания поездов по такой схеме называется плечевой ездой. Ее основными недостатками являются частые отцепки локомотивов от поездов, потери времени из-за захода на территорию депо, более продолжительное нахождение локомотивов в горловинах и на путях станции.

Для того чтобы уменьшить простои локомотивов, на станциях основных депо стали применять схему кольцевой езды (рис. 13.1, б"). В этом случае локомотивы не отцепляют от составов при прохождении станции основного депо, бригады меняются на станционных путях, а техническое обслуживание и экипировку локомотивов проводят в пунктах оборота. В основное депо локомотив заходит только для очередного технического обслуживания или текущего ремонта. Однако и при таком способе обслуживания локомотив следует по кольцу, охватывающему только два тяговых плеча, и резервы улучшения его использования полностью не реализуются.

Разновидностью кольцевого способа обслуживания поездов является петлевой, при использовании которого локомотив один раз

Схемы обслуживания поездов локомотивами при плечевой (а)

и кольцевой (б) езде:

А — основное депо; Б, В — оборотные депо; участки АБ, АВ — тяговые плечи

Схема обслуживания поездов при кольцевой езде на удлиненном участке обращения локомотивов

А — основное депо; Б, В — пункты оборота; Г, Д — пункты смены локомотивных бригад

за полный оборот заходит в основное депо для экипировки и технического обслуживания.

Благодаря тепловозной и особенно электрической тяге в сочетании с работой сменных бригад стало возможно применение наиболее эффективной схемы обслуживания поездов — езды на удлиненных участках обращения локомотивов (рис. 13.2). В этом случае локомотивы, не отцепленные от поезда, следуют по большому кольцу, охватывающему несколько участков работы бригад «своей» и других дорог.

На станции А расположено основное локомотивное депо, на станциях Б и В — пункты оборота, а на станциях Г и Д — пункты смены локомотивных бригад. Экипировку и техническое обслуживание локомотивов проводят без отцепки локомотива от поезда на станциях Б и В, а при необходимости — и на станциях смены бригад. В районах с разветвленной железнодорожной сетью с целью улучшения использования локомотивов несколько смежных участков их обращения объединяют в зону обращения (рис. 13.3). При этом локомотивы, приписанные к разным основным депо, входящим в зону обращения, работают по единому плану.

В настоящее время преобладает эксплуатация локомотивов на удлиненных участках обращения при сменной работе бригад. Протяженность этих участков устанавливают исходя из нормативной продолжительности работы локомотивов между техническими об-служиваниями и в зависимости от рода тяги, месторасположения

станций формирования поездов, основных депо, наличия пунктов стыкования различных видов тяги и других факторов.

Работа локомотивов осуществляется по графику их оборота, который составляют на основе графика движения поездов с учетом условий труда и отдыха локомотивных бригад и установленного порядка технического обслуживания, экипировки и ремонта локомотивов.

В связи с реализацией структурной реформы на железнодорожном транспорте, укрупнением отделений и дорог сокращается число стыковых пунктов между ними, что позволяет увеличить участки обращения локомотивов и локомотивных бригад.

Общий курс железных дорог

Электродинамический тормоз электровозов ЧС2 Т и ЧС200

Рассмотрены устройство и работа основного электронного оборудования, применяемого в электродинамическом (реостатном) тормозе системы «Шкода». Применительно к электродинамическому тормозу электровозов ЧС2 Т и его модификации на скоростном электровозе ЧС200

Источник