Основные мероприятия по повышению безопасности движения на железных дорогах

Занятие 2 «Причины нарушений безопасности движения поездов. Техногенные, организационные и субъективные».

Общие вопросы безопасности движения поездов. Основные положения. Безусловное обеспечение безопасности движения поездов — закон функционирования железнодорожного транспорта, основа организации бесперебойного перевозочного процесса.

Под безопасностью понимают создание таких условий эксплуатации, которые исключают в процессе перевозок травмирование людей, повреждение транспортных средств, порчу перевозимых грузов и дезорганизацию движения. Самое незначительное отступление от правил эксплуатации, любое пренебрежение ими может создать аварийную ситуацию, привести к сбоям движения, материальному ущербу и к человеческим жертвам. Поэтому обеспечение безопасности движения — не только организационная, техническая, но и социально-экономическая и. политическая задача.
Проблема безопасности движения на железных дорогах очень сложна из-за специфических особенностей рельсового транспорта.

К ним относятся:

— значительная кинетическая энергия движущегося поезда, обусловленная его большой массой и высокой скоростью движения, приводящая к тому, что тормозной путь поезда на площадке исчисляется сотнями метров;

— невозможность маневра на плоскости вследствие ограничений, накладываемых рельсовой колеей;

— недостаточная гибкость и надежность тормозов при значительном увеличении массы и длины поездов;

-возможность попадания посторонних предметов на путь, приводящего к сходам локомотивов и вагонов с рельсов, что влечет за собой разрушение пути и повреждение подвижного состава

Анализ аварий и крушений показывает, что их основными причинами являются не только низкая надежность и отказы техники, то и неправильные действия, ошибки машинистов, помощников и других работников, причастных к организации движения. В связи с этим для обеспечения безопасности движения поездов необходимы:

-квалифицированная и высокоответственная работа локомотивных бригад;

-строжайшее соблюдение работниками железных дорог правил технической эксплуатации, должностных инструкций;

-соблюдение установленного режима труда и отдыха локомотивных бригад;

-глубокое и всестороннее изучение причин совершившихся аварий и крушений и принятие соответствующих мер;

-постоянный высококвалифицированный контроль выполнения’ правил, инструкций, приказов и изучение обстоятельств и причин аварий и крушений.

В предупреждении аварий и крушений велика роль также новых, высокоэффективных технических устройств, повышающих безопасность движения, и привлечения к борьбе за безаварийность на транспорте широкого круга железнодорожников.

Локомотивные бригады при вынужденных остановках поездов на перегонах вследствие неисправностей, угрожающих безопасности движения, пути, контактной сети, сооружений и устройств, при разрывах поездов, сходах и столкновениях подвижного состава обязаны немедленно предупредить об этом машинистов встречных и идущих следом поездов и сообщить по радиосвязи, телефону или нарочным дежурным по станциям, ограничивающим перегон.

Классификация нарушений безопасности движения поездов. Нарушения безопасности движения в поездной и маневровой работе классифицируют как крушение, аварию, брак особого учета, брак в поездной и маневровой работе.

К крушениям относятся

-столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом сходы подвижного состава на перегонах и станциях, в результате которых имел место хотя бы один из нижеперечисленных случаев: погибли люди (или были раненые в пассажирских поездах);

-повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения из инвентаря;

-допущен полный перерыв в движении в течение 6 ч и более на двухпутном участке, 10 ч и более на однопутном.

К авариям относятся

— все столкновения пассажирских поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских поездах на перегонах и станднях, не приведшие к таким последствиям, как при. крушениях;

-столкновения грузовых поездов с другими грузовыми поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в грузовых поездах без последствий, как при крушениях, но в результате которых допущен перерыв в движении по одному из путей 6 ч и более;

-столкновения и сходы подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, в результате которых погибли люди либо разбиты локомотивы или вагоны до степени исключения из инвентаря или допущен полный перерыв в движении в течение 6 ч и более на участке.

К особым случаям брака относятся:

— все столкновения грузовых поездов с другими грузовыми поездами и подвижным составом, сходы подвижного состава в грузовых поездах на перегонах и станциях без последствий, как при крушениях и авариях;

— прием поезда на занятый путь и отправление на занятый перегон;

— прием и отправление поезда по неготовому маршруту;

-проезд запрещающего сигнала или предельного столбика;

-перевод стрелки под поездом; уход вагонов на маршрут приема или отправления поезда;

-развал груза в пути следования;

-наезд на автотранспортные средства, самоходные и другие машины, путевые вагончики, скот и посторонние предметы;

— неправильное действие устройств связи и СЦБ;

-повреждение контактной сети, вызвавшее полный перерыв в движении более 1 ч;

-отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;

— излом оси или бандажа колесной пары подвижного состава;

— повреждение локомотива в пассажирском поезде, при котором требуется резерв;

-неограждение сигналами опасного места для движения поездов при производстве работ;

-ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания.

Учету как брак в поездной и маневровой работе подлежат, следующие нарушения:

-обрыв сцепных приборов и хребтовых балок подвижного состава,

-падение на путь деталей локомотивов и вагонов,

-заклинивание колесных пар,

-вызвавшие остановки поездов на перегонах более 30 мин сверх времени, установленного расписанием, и др.

Все случаи нарушения безопасности движения в поездной и маневровой работе подлежат расследованию, порядок которого установлен специальных инструкциях. Основная задача расследования заключается в своевременном и полном установлении причин, вызвавших нарушения безопасности, и в принятии всех необходимых мер по их предупреждению.

Служебное расследование крушений (аварий) производят лично начальники железных дорог, отделений дорог, дорожные ревизоры по безопасности движения и ревизоры по безопасности движения отделений дорог с участием соответствующих руководителей служб и отделов, специалистов железнодорожного транспорта и других организаций.

В целях быстрейшей ликвидации последствий нарушения безопасности движения на железных дорогах имеются аварийнополевые команды, аварийно-восстановительные летучки, пожарные и восстановительные поезда.

Основные причины нарушений безопасности движения. Около 60% крушений и аварий происходят из-за проезда запрещающих сигналов, почти 20%—из-за превышения скорости, примерно 10%—из-за неправильного ведения поезда и 10% приходятся на другие нарушения. Проезд запрещающего сигнала квалифицируется как тягчайшее преступление, так как приводит к крушениям с самыми трагическими последствиями.

Проезды запрещающих сигналов случаются, главным образом, при въезде на станцию или выезде с нее (чаще при выезде). Половина проездов приходится на маневровую работу, половина — на поездную. Причины этих нарушений связаны с низким уровнем дисциплины локомотивных бригад, сном на локомотиве, невнимательным наблюдением за сигналами и незнанием их расположения на станции, нахождением машиниста на локомотиве в нетрезвом состоянии. Последнее особо преступно: алкогольное опьянение — неизбежный путь к катастрофе.

Еще:  Билеты на поезд Витебск Могилев

Однако было бы неправильно объяснять проезды запрещающих сигналов только недисциплинированностью локомотивных бригад. Есть и другие причины, например накапливающаяся усталость машиниста во время ведения поезда из-за неудовлетворительного отдыха перед поездкой, сверхдлительного рейса или ожидания работы, перегрузка нервной системы как следствие неудовлетворительного психологического климата на работе и в быту. Дополнительно утомляют машиниста несовершенные устройства контроля бдительности, задержки в движении поездов и т. д.

Психологи изучают и анализируют вопросы проездов запрещающих сигналов и дают достаточно эффективные предложения, «нейтрализующие» некоторые из их причин. Например, установлено, что машинист порой воспринимает не реальное показание сигнала, а то, что он ожидал увидеть или привык видеть. Действует сила привычки: сотни раз повторяющаяся ситуация нередко воспринимается как единственно возможная. Такого рода ошибки называют иллюзорными. Следует знать о них и стараться избегать. Психологи рекомендуют не доверять первоначальному ощущению и перепроверять его. Эффективно помогает этому повторение сигналов помощником машиниста. И машинист, и помощник должны твердо знать, что громкое повторение сигнала — обязанность каждого из них.

Разновидностью указанной ошибки является восприятие «чужого» сигнала, т. е. с соседнего железнодорожного пути, за свой. Нередки ошибки в оценке расстояния на глаз, особенно при определении его до сигнала или препятствия в темное время суток, в прогнозировании скорости, действия Тормозов. Для их недопущения нужна постоянная тренировка.

Причины проездов запрещающих сигналов по наблюдениям за последние 6 лет распределяются следующий образом: невнимательность— 31%, сон на локомотиве — 17%, отвлечение машиниста от управления локомотивом — 13%, восприятие сигнала с соседнего пути за свой—12%, позднее применение тормозов— 10%, неправильное восприятие сигнала или команды — 6,5%, алкогольное опьянение — 2,5%, прочие причины — 8%.

Анализ аварий, происшедших по вине локомотивных бригад, показывает, что почти третья часть из них допущена машинистами I и II классов со стажем работы более 10 лет. Причина — снижение требовательности к опытным машинистам и контроля за их работой. Следовательно, ни стаж поездной работы, ни •квалификация без самосовершенствования, самодисциплины и .нормального трудового режима не гарантируют высокий уровень безопасности.

На безопасность движения оказывают влияние поездная обстановка, взаимоотношения локомотивной бригады с организаторами движения, состояние технических средств (путь, вагоны, локомотивы, устройства электроснабжения, СЦБ и связи) и природно-климатические факторы (температура, осадки, наличие насекомых, высота над уровнем моря, план и профиль пути).

Источник

Организация расследования нарушений безопасности движения

Приводятся основные предписания в отношении организации проведения расследований нарушений безопасности движения на российских железных дорогах и за рубежом (в странах Европейского союза, Украины, США, Канады) в зависимости от принятой классификации нарушений, принятых правовых норм и законодательных требований и их сравнительный анализ. Даются предложения, направленные на совершенствование классификации нарушений и организации проведения таких расследований на российских железных дорогах.

На железных дорогах всех стран мира большое внимание уделяется вопросам расследования транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (далее – нарушения безопасности движения). На протяжении всего длительного периода развития железнодорожного транспорта и в условиях разделения стран государственными границами сложилось так, что каждая из стран шла своим путем, разрабатывая не только классификацию таких событий (чтобы знать, что расследовать), но и порядок организации их расследования (каким уполномоченным органом, в какие сроки, какие цели достигаются). Поэтому сравнительный анализ различных подходов к расследованию нарушений безопасности движения, их достоинств и недостатков представляет определенный интерес.

В настоящее время в развитых странах наличие определенным образом отработанных технологий расследования нарушений безопасности движения рассматривается как непременная составная часть, обязательный элемент системы менеджмента безопасности на железных дорогах [1]. В ОАО «Российские железные дороги», в котором идет процесс развития системы менеджмента безопасности движения (СМБД), данная технология также включена в СМБД как ее обязательный элемент. К нему применяется процессный подход, в соответствии с которым объектом управления является процесс расследования, как показано на рис. 1.

В ОАО «РЖД» в соответствии с предписаниями Минтранса России выделяют 3 группы нарушений безопасности движения:

  1. транспортные происшествия (крушения, аварии, происшествия при перевозке опасных грузов, приведшие к чрезвычайным ситуациям межрегионального и федерального характера), о которых требуется незамедлительное оповещение территориальных органов МЧС России, Ространснадзора и его территориальных органов, органов прокуратуры, Следственного комитета, внутренних дел и местного самоуправления;
  2. события, связанные с нарушениями безопасности движения (возгорания груза в вагоне или контейнере; сходы или столкновения железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом или столкновения с другим транспортным средством вне или на железнодорожном переезде, если они не привели к транспортным происшествиям; затопление, пожар или нарушение целостности конструкций сооружений инфраструктуры, вызвавшие полный перерыв движения хотя бы по одному из путей на перегоне на 1 час и более; происшествия при перевозке опасных грузов, приведшие к чрезвычайным ситуациям локального, муниципального, межмуниципального и регионального характера), о которых требуется оповещение в течение 3 часов с момента случившегося Ространснадзора и его территориальных органов;
  3. события, связанные с нарушениями безопасности движения (опасные действия (бездействия) людей, изломы и другие опасные отказы, неисправности или нарушения работоспособности элементов железнодорожного подвижного состава и инфраструктуры, нарушения технических условий погрузки грузов, багажа и грузобагажа, которые не привели к последствиям первых двух групп нарушений безопасности движения), о которых ежемесячно информируется Ространснадзор и его территориальные органы.

Для проведения расследований нарушений безопасности движения на инфраструктуре ОАО «РЖД» Минтрансом России делегировано право ОАО «РЖД» создавать свою комиссию по расследованию с включением в нее заинтересованных и (или) причастных владельцев железнодорожного подвижного состава, в том числе перевозчиков. При этом для проведения расследований транспортных происшествий (первая группа нарушений безопасности движения) одновременно создается комиссия Ространснадзора из числа его работников. Такая же комиссия создается для проведения расследования событий (вторая и третья группа нарушений безопасности движения), если техническое заключение о причинах и последствиях события содержит особое мнение члена комиссии ОАО «РЖД».

Еще:  Расписание поездов Москва Кемерово

Источник



Основные сведения о происшествиях на железных дорогах и причины нарушения безопасности движения

Основные сведения о происшествиях на железных дорогах и причины нарушения безопасности движения.

I концепция крушения, аварии, происшествия являются неизбежными

II концепция развитие науки и техники приведет к ликвидации этих последствий

Все работы направлены на повышение уровня безопасности, они исходят из второй концепции

1825 – первая железная дорога общего пользования

К концу 40 годов – в США 25.000 км

На дорогах возникали столкновения поездов, сходы подвижного состава (не приводили к тяжким последствиям), взрывы паровозных котлов

1837 – С-Петербург – Царское село

через 1,5 года после ввода в эксплуатацию первое столкновение поездов, были жертвы

с 1933 по 1990 произошло 47 263 крушения

800 происшествий в год (достаточно крупные крушения, аварии)

1934 – 7000 происшествий

1942 – менее 1000 происшествий

1965 – меньше 100 в год

в 90 гг. по сравнению с 30 гг. количество происшествий уменьшилось в 90 раз

1997 – 7 крушений (однако, было мало перевозок)

1997-1999 – ни один человек не погиб в происшествиях

*по количеству перевезенных пассажиров у авиатранспорта меньше всего жертв

4 января 1987 – Скоростной поезд Вашингтон – Бостон, 175 км/ч врезается в цепь из 3 локомотивов, 200 жертв

январь 90 гг. – Пакистан – столкновение пассажирское поезд, пострадавших более 1000 человек, более 700 раненых

июнь 1998 – Мюнхен – Гамбург, около 100 чел.

85-86 – сход поезда «Аврора», Санкт-Петербург – Москва, в районе Вышнего Волочка

87-88 – Каменская (Ростов-на-Дону), с большим количеством человеческих жертв

В среднем 62% случаев происходит из-за неисправности технических средств, 31% из-за нарушения должностных обязанностей и трудовой дисциплины, 7% — по вине посторонних лиц.

По хозяйствам в период 1990-2005 41% всех аварий произошла по вине путевого хозяйства, 16% — проезд запрещающих сигналов (в основном на станциях), 10% — неисправность колесных пар, 3% — самопроизвольный уход вагонов со станции, 7% — прием и отправление поездов по неготовому маршруту (сейчас меньше), 23% по другим причинам.

Основные причины нарушения безопасности движения поездов

1) Ошибки проектирования.

2) Нарушение технологии производства работ

3) Применение неисправных средств механизации работ

4) Несогласованное использование конструкций пути и других сооружений в качестве временных анкеров, опорных устройств, страховочных приспособлений.

5) Нарушения правила погрузки, крепежа и страховки материалов и техники на подвижном составе.

6) Отступление от требований проектной документации при выполнении строительно-монтажных и ремонтных работ.

7) Нарушение габаритов приближения строения при производстве работ

8) Нарушение техники безопасности и охраны труда при производстве работ

9) Нарушение трудовой дисциплины

10) Неограждение места производства работ сигналами

Основные мероприятия по повышению безопасности движения на железных дорогах РФ

1. Совершенствование конструкции пути и отдельных их элементов.

Р65 – основной рельс, 2 два завода выпускают. Р75 – самый тяжелый рельс в мире. За рубежом Р60 – самый тяжелый рельс.

1) Термическое упрочнение рельсов

2) Переход с деревянных шпал на железобетонные шпалы

3) Переход на использование бесстыкового пути

4) Перевод пути на щебеночный балласт

5) Использование современных промежуточных скреплений (основной КБ-65 – недостатки: много деталей, быстро ослабевает крепление клеммы в подошве рельса, на западе диапазон широкий, мы переходим на АРС)

6) Применение безбалластных подрельсовых оснований.

Безопасность движения поездов определяется не только техническим состоянием д пути, но и остальной инфраструктурой.

2. Оборудование дорог автоблокировкой и диспетчерской централизацией.

· Автоблокировка с тональными рельсовыми цепями

Системы диспетчерской централизации

Дежурный по станции на сегодняшний день играет второстепенную роль

3. Комплексная механизация путевых работ

Переход на механизацию основных операций

Комплексная механизация дает возможность повысить прочность пути сразу после ремонта.

Дает возможность отменить предупреждение об ограничении скоростей движения.

4. Совершенствование организации и технологий путевых работ

Технология работы на закрытом перегоне

необходима «Культура производства работ»

Основные направление системы профилактических мер по предупреждению аварийности на железных дорогах

1 Фактор – укомплектование и расстановка кадров в соответствии с нормативами численности (штатным расписанием).

2 Фактор – профессиональный отбор кандидатов на должности, связанные с движением поездов.

3 Фактор – научно-обоснованная организация труда и управление производством

4 Фактор – укрепление трудовой и технологической дисциплины

5 Фактор – периодическое медицинское освидетельствование работников, связанных с движением поездов.

6 Фактор – организация технического обучения и повышение квалификации

7 Фактор – периодические испытания работников

8 Фактор – применение материальное ответственности за материальный ущерб

9 Фактор – осуществление комплекса организационно-технический мер по предупреждению особо опасных нарушений:

· проезд запрещающего сигнала

· несоблюдение правил ограждения мест производства работ и опасных мест

· нарушение правил крепление и строповки грузов

Классификация нарушений безопасности движения поездов

В соответствии с приказом 1Ц на сегодняшний день все транспортные происшествия классифицируются по 4 позициям:

· особые случаи брака в работе

· случай брака в работе

Крушениями называются столкновение пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава пассажирских или грузовых поездах на перегонах и станциях, в результате чего погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди, повреждены локомотивы и вагоны до степени исключения их из инвентаря.

Аварии – столкновения пассажирских поездов с другим подвижным составом, сходы подвижного состава пассажирских поездов на перегонах и станциях, в результате которых нет последствий, присущих крушениям, но при этом повреждены вагоны и локомотивы, требующие капитального или деповского ремонта.

Источник

Действия при аварии на железнодорожном транспорте

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются: неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде — центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.

Еще:  Как убеждается дежурный по станции посту парку в правильности приготовления маршрутов приема отправления поездов

Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила:

* при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;

* тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;

* не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;

* курите только в установленных местах;

* не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;

* не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;

* при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна-аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если это невозможно — идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов — малминит — выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв. Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

Источник

Безопасность при движении в железнодорожном транспорте

В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека. Наши рекомендации помогут вам их избежать.

Основные профилактические правила

С точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде – центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.
Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила:

  • при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;
  • тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;
  • не срывайте без крайней необходимости стоп-кран;
  • запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;
  • курите только в установленных местах;
  • не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;
  • не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;
  • при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

Правила поведения при аварии на железной дороге

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

Как действовать при железнодорожной аварии

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряжёнными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла.

В случае обнаружения в поезде задымления или возгорания немедленно сообщите об этом проводнику и выполняйте его указания. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если это невозможно – идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для органов дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов, выделяет токсичный газ, опасный для жизни .

Оказавшись снаружи, по возможности включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может составить от двух метров на сухой земле до 30 метров – на влажной.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, так как возможен пожар и взрыв.

Об основных правилах поведения в общественном наземном транспорте, а также, как вести себя при аварии, читайте в наших рекомендациях.

Источник