Петербурженка рассказала как реализует свою давнюю мечту стать машинистом электрички

Петербурженка рассказала, как реализует свою давнюю мечту стать машинистом электрички

Страничка в Instagram жительницы Санкт-Петербурга Екатерины Сергеевой гиперпопулярна – на неё подписано уже более 14 тысяч человек. 23-летняя девушка регулярно постит фото на фоне поездов и говорит, что мечтает стать машинистом пригородной электрички. Она разрушает стереотипы о том, что это – мужская профессия, считая, что девушкам она тоже по плечу. Репортёр Metro поговорил с Катей, муж которой – сам машинист, ждущий, что однажды его любимая будет работать с ним бок о бок в одной бригаде.

Профессию машиниста электропоезда вывели из перечня исключительно мужских. Екатерине предстоит сдать экзамены на квалификационных курсах, затем устроиться в эксплуатационное депо.

– Ну а там уже и до машиниста недалеко! – надеется петербурженка.

ПОЛЮБИЛА С ДЕТСТВА

Катя увлеклась электричками ещё школьницей, когда ездила с родителями на зелёных составах с деревянными лавками.

– Лет в 12 поняла, что меня влекут поезда не просто так. Стала обращать внимание, что вот это – тепловоз, а это – электровоз, что это – электропоезд серии ЭР2Т, а это – ЭТ2М. Позже стала интересоваться конструкцией поездов и их устройством. В 16 решила, что поступлю в железнодорожный техникум.

Рядом с домом Кати была платформа – она приходила туда с методичками, садилась на скамейку и подолгу занималась.

– Я была в компании любимых электропоездов, а со временем парни из локобригады начали узнавать меня и посвистывать! Совсем скоро у меня появились знакомые железнодорожники, и делать новые открытия для себя на железной дороге стало проще. Мне подарили несколько книжек по электропоездам, много непонятного объясняли, иногда что-то показывали вживую на настоящих электричках. Параллельно пыталась что-то найти в Интернете, на тематических сайтах и форумах. Сдала экзамены на отлично. После такой подготовки в школьные годы в техникуме было учиться очень просто.

Чтобы стать помощником машиниста, Катя должна была пойти на определённую специальность (электротяга), но девочек на неё не набирали. Тогда она выбрала смежную – «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. Вагоны». И решила сначала стать слесарем.

На практике в депо Катя занималась следующим: проводила замеры колёс, автосцепки, проверяла сопротивляемость изоляции проводов. Но часто девушке давали скучную бумажную работу, тогда она отпрашивалась, чтобы помогать электрикам. Работала со «внутренностями» поездов – запрессовывала смазку в подшипники моторов и редукторов.

– В итоге получила своё свидетельство слесаря по ремонту подвижного состава, диплом техника и пошла работать в моторвагонное депо до тех пор, пока не разрешат девушками попасть в кабину машиниста.

КАК ОТГОВАРИВАЛИ

Кате пришлось столкнуться с гендерными стереотипами – многие считали, что она выбрала «не ту профессию».

– Девушек на нашей специальности было на порядок меньше парней, конечно! За время учёбы никто отговорить от будущей профессии не пытался, а вот уже на практике в депо многие коллеги просили оставить это занятие. Говорили: «Не женское это дело», «Тебе ещё семью заводить, детей рожать». Люди были буквально пропитаны стереотипами. А где прописано, что женщинам нельзя этим заниматься? Ещё мне говорили, чтобы я подыскала работу получше. Это так нелепо, на мой взгляд. Я сюда пришла по своей инициативе, я знала, на что иду. И тут меня начинают отговаривать от мечты люди, которые сами там работают годами. А зачем они там тогда, если есть работа получше? Мне на это никто так и не смог ответить внятно.

Катя считает, что работа для женщины на железной дороге – вполне подходящая.

– Поймите, люди разные бывают. И среди мужчин встречаются как крупные, физически развитые, так и послабее. Есть со стержнем внутри, а есть мягкотелые, слабохарактерные люди. Это не зависит же от пола. И мужчина будет здраво оценивать свои возможности, и женщина. Никаких послаблений там не будет. Есть на железной дороге и викинги, которые автосцепку запросто с одного конца поезда в другой перенесут, а есть ребята поменьше меня. Что они там поднимут? И потом, раньше в нашей стране спокойно работали женщины машинистами и в метро, и на провозах. Я даже не про войну говорю, когда это было необходимостью. А про 70-е, 80-е. А потом вдруг запретили. Кому-то пришло в голову, что эта работа (и ещё примерно 400 в перечне) пагубно влияет на репродуктивные способности женщины. Правда, конкретных исследований на эту тему я так и не нашла. Понимаете, я в курсе специфики. Муж работает машинистом, я работала слесарем, много с кем общалась. Слышала кучу историй. И не вижу ничего такого, с чем не могла бы справиться женщина. Но свои возможности, конечно, надо оценивать здраво.

ПУТЬ К МЕЧТЕ

Катя учится на курсах, чтобы исполнить свою мечту, и уже с нового года пойти работать на линию. Пока она управляет поездами только на тренажёрах.

– К электропоездам я отношусь практически как к живым. Я к ним относилась так с самого начала. Для меня каждый электропоезд – одушевлённый, ведь когда мы с ними работаем, мы вкладываем в них частичку своей души. Лично у меня с каждым есть свои какие-то воспоминания, к каждому сформировано какое-то особое отношение за годы увлечения и работы с ними. Я каждую машину воспринимаю так же, как и каждого из окружающих меня людей – как личность. Они правда все индивидуальны, но это не каждому дано почувствовать, конечно.

Осваивать новую профессию Кате помогает муж-машинист Даниил Сергеев.

– Мы с ним познакомились на Московском вокзале семь лет назад, он тогда был ещё помощником машиниста. В 2017-м сыграли свадьбу – пришли в ЗАГС в железнодорожной форме. Супруг тоже заинтересовался поездами в детстве. Часто вспоминает такую историю. У него в школе из окна был вид на железную дорогу, и он постоянно смотрел на поезда. Учительница сделала ему замечание: «Сергеев, перестань смотреть в окно! Когда ты станешь взрослым, никто не будет тебе за это платить!» Иронично получилось.

Екатерина Сергеева и её муж Даниил.

Катя надеется, что однажды будет с мужем работать в одной бригаде. И очень хочет, что у них оставалось время и на личную жизнь.

– К счастью, на пригородных электричках с графиками попроще, чем на грузовых или пассажирских поездах.

Катя отметила, что подходит по всем критериям для работы помощником машиниста: нужно быть старше 18, иметь образование не ниже среднего, не иметь проблем со здоровьем, адекватностью и стрессоустойчивостью.

– В ноябре начнётся поездная практика и основная подготовка к экзаменам, – рассказывает Екатерина. – Я буду одной из первых девушек в Петербурге, кто пройдёт практику помощником машиниста. Нас таких две. Если всё будет удачно, то через два года работы помощником я уже смогу стать и машинистом. Будет здорово!

Источник

Моя будущая профессия машинист электропоезда (Школьные сочинения)

Скоро я, а также каждый из моих одноклассников, встанем перед выбором. И этот выбор во многом определит нашу жизнь. Выбор рабочей специальности. Хотя сейчас зачастую распространена профессиональная безработица. То есть, квалифицированный рабочий не может найти работу по специальности и работает не в своей сфере деятельности. Тем более, выбор каждого из нас должен быть таким, чтобы впоследствии он дал возможность избежать такой проблемы.

Я думаю о том, чтобы стать машинистом электропоезда. Об этой специальности не так много говорят, как, например, о профессии юриста или экономиста. Но она крайне необходима. Работать можно в двух сферах: или на железной дороге, либо под землёй, то есть в метро. В обоих случаях работа очень ответственная. В то же время требования высокие. Не каждый сможет работать в этой области.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Еще:  Цены ж д билетов на поезд Москва Махачкала

Нужно хорошее здоровье, и это является немаловажным требованием. Кроме того, важны знания и умения. Эта профессия исключительно для мужчин. Женщины не могут работать водителем электропоезда. Считаю, что я смогу быть востребованным специалистом, так как занимаюсь спортом, посещаю секцию лёгкой атлетики, здоровье имею хорошее. Кроме этого, у меня призвание к точным наукам: математика, физика, механика. Надеюсь, что знания в данной области мне помогут при обучении и в самой работе.

Почему такие требования к данной профессии? Например, под землёй машинист очень агрессивно эксплуатирует своё зрение. Он то ведёт состав в полной темноте, то выезжает на станцию, где освещение очень яркое. Поэтому зрение машиниста проверяют очень тщательно. Также нужна хорошая реакция. Метро – зона повышенной опасности для пассажиров. Случаи, что кто-то упал с платформы на рельсы, иногда случаются. Кроме этого, люди, желающие свести счёты с жизнью, часто планируют это сделать в метро. При вождении электропоезда в метро необходимы просто очень крепкие нервы

Машинист на железной дороге также должен быть хорошо подготовленным. Расстояния между станциями часто очень большие. Поэтому на одном перегоне время в пути может оказаться длиннее, чем рабочий день. Усталость накапливается, человек может быть сильно уставшим. Вот здесь тоже необходимо хорошее здоровье. Другой момент: при таких больших расстояниях, помощь при необходимости может прибыть очень нескоро. Вот почему такой работник должен быть устойчивым к стрессу.

Считаю, что все эти требования я смогу вполне выполнять. Итак, мой выбор профессии – машинист электропоезда.

Источник



Сбылась мечта водить поезда

– В 1984 году я поступил в воронежское железнодорожное училище на помощника машиниста, а через 3 года после его окончания приехал по направлению в Лихую на работу, – вспоминает машинист. – В ноябре того же года меня призвали на службу в армию. А в 1990 году я вернулся в депо, и с тех пор тут тружусь.
Стать машинистом он мечтал с детства.
– Моя мама родом из Белоруссии, и мы каждый год ездили с братом туда на поезде, – рассказал Владимир. – Я любил смотреть в окно на мелькающие мимо дома и перелески, особенно мне нравилось, когда поезд находился в кривой, и я видел не только вагоны, но и локомотив. Так возникла моя мечта водить поезда.
Начинал он в депо помощником, а в 1994 году стал машинистом. Трудился на магистральных тепловозах, потом перешёл в маневровое движение. Владимир за время работы в депо показал себя с положительной стороны как технически грамотный специалист, профессионал, и руководство предложило ему стать машинистом-инструктором. Это было в 2003 году. Сначала он исполнял обязанности машиниста-инструктора, а потом, когда был утверждён инструктором, возглавлял 15 лет маневровую колонну. В мае 2018 года перешёл сначала в помощники, а потом стал машинистом маневрового движения.
– Считал, что следует дать дорогу молодым, потому и перешёл в машинисты, – говорит Владимир Ахматов.
Сейчас он участвует в маневровой работе на станции Лихая. Станцию он изучил досконально, ему нравится тут трудиться. Он выполняет все показатели, обеспечивает безопасность движения, экономит дизельное топливо.
Жена Владимира, Татьяна, тоже железнодорожник, она работает лаборантом химводоочистки. По стопам Владимира пошёл и его сын, Сергей, который окончил железнодорожный техникум. Сегодня он трудится машинистом электровоза в Кандалакше на Октябрьской железной дороге.

Источник

Моя профессия «Машинист локомотива» мое будущее

Почему я выбрал профессию Я Иванов Михаил я студент ГПОАУ АМФЦПК , обучаюсь на 3 курсе по профессии «Машинист локомотива». О том, каков труд машиниста локомотива на ж/д транспорте, знает каждый человек. Тот, кто мечтает связать свою жизнь с железной дорогой, идёт к этому выбору осознанно. Вот я и подошел к выбору своей будущей профессии со знанием дела. Я живу на маленькой станции Чалганы- это в Магдагачинском районе. Станция, через которую на запад и восток пробегают составы, перевозимые не только людей но и грузы.

А управляют этими огромными локомотивами люди. Сколько знаний надо иметь, чтобы управлять такими огромными машинами. Чем привлекла меня моя будущая профессия? Наверно, именно этим-огромными владениями и умением водить поезда. А ещё то, что в моей семье есть люди, имеющие отношения с железной дороге -брат, который работает дорожным мастером, муж сестры, перевозящий эти самые грузы. Ну и не буду скрывать- материальное обеспечение, так как наше время – это немаловажный фактор, дающий стабильность и надежду на благополучие.

Общая характеристика профессии Особенностью профессии машиниста является то, что она считается чисто мужской. Машинист управляет локомотивом с помощью контроллера, на котором находится несколько рукояток управления, а также пневматического крана, который может затормозить ход локомотива. В процессе движения машинист напряженно всматривается вдаль, оценивая состояние железнодорожных путей, отмечая сигналы семафоров, дорожные знаки, а также постоянно контролирует состояние двигателя локомотива по показаниям приборов. Машинист локомотива обязан вести поезд точно по графику, учитывать конкретные сигналы предупреждений на перегонах.

Требования к индивидуальным особенностям машиниста Машинисту локомотива надо иметь: — достаточно хорошее здоровье; — быть физически сильным и выносливым; — необходима высокая острота слуха и зрения; быстрая реакция, развитый глазомер (линейный, плоскостной, объемный); -умение распределять и быстро переключать внимание; -хорошая зрительная память; склонность к работе с техникой.

Требования к профессиональной подготовке Машинист локомотива должен знать: ПТЭ ИСИ ИДП Обнаруживать и устранять неисправности локомотива, пользоваться радиосвязью

— контрольный осмотр локомотива при приемке в депо или на станции; — соединение рукавов тормозной магистрали; — прицепка и отцепка локомотива; — наблюдение за свободностью пути и сигналами, состоянием состава; — доклады машинисту о сигналах светофоров, сигналов дежурных по станции и сигналистов, скоростях движения по перегонам и станционным путям, о подъездах к местам ограничения скорости и их проследовании; — продувка главных резервуаров, тормозной, питательной магистралей. Обязанности помощника машиниста

Машинист управляет локомотивом с помощью контроллера, на котором находится несколько рукояток управления, а также пневматического крана, который может затормозить ход локомотива. В процессе движения машинист напряженно всматривается вдаль, оценивая состояние железнодорожных путей, отмечая сигналы семафоров, дорожные знаки, а также постоянно контролирует состояние двигателя локомотива по показаниям приборов. Машинист локомотива обязан вести поезд точно по графику, учитывать конкретные сигналы предупреждений на перегонах.

Ракетой мчит электровоз, Сквозь космос жмёт напропалую, И только звёздный блеск берёз Шарахается врассыпную. Как цепкий электронный мозг, Прожектор тьму ночную косит: То лес, то дом, то луг, то мост На миг ухватит — и отбросит. И с новой жадностью опять Чего-то ищет в поле мглистом. Иным вовек не увидать Того, что видно машинистам. Профессия моя, мечта зовущая Водить составы в дальние края. Недаром ты на транспорте ведущая, любимая профессия моя.

Медицинские противопоказания Работа не рекомендуется людям: -имеющим заболевания сердечно-сосудистой системы с выраженной патологией; -снижение остроты зрения; -нарушение бинокулярности и цветоощущения; -хронические болезни уха; -нарушения в вестибулярном аппарате; -ярко выраженную патологию опорно-двигательного аппарата, затрудняющую движение; -страдающим бронхиальной астмой.

Чтобы стать машинистом, нужно начать путь с помощника. А для этого потребуется учиться. Получить профессию «Помощник машиниста локомотива» можно, поступив в ГПОАУ АМФЦПК г. Белогорск на дневное отделение на базе основного общего образования. Срок обучения 3 года 10 месяцев. ФОТО НАШЕГО ЦЕНТРА Наш адрес: 676850, Амурская область, г. Белогорск, улица Кирова, 267

Перспективы в профессии Обучение на помощника машиниста несёт в себе много перспектив. Во-первых, обучение – это всегда престижно, а после обучения очень просто и оперативно можно найти себе рабочее место, потому что данная профессия является очень востребованной и высокооплачиваемой. Во-вторых, при хорошей рабочей деятельности уже через несколько лет можно перейти в должность машиниста поезда. В –третьих, повышением класса (их у машинистов четыре), ростом зарплаты за выслугу лет. Кстати, уровень средних выплат денежных средств для такого специалиста выходит в за рамки средних зарплат по железной дороги. осле окончания колледжа выпускники могут работать помощниками машиниста тепловоза и дизель-поезда, а после приобретения необходимого опыта работы — машинистами локомотива и, в дальнейшем, машинистами-инструкторами. Кроме того, машинист локомотива может работать в локомотивных депо бригадиром или техником, мастером по ремонту подвижного состава, дежурным по депо. Дальнейший карьерный рост связан с получением высшего образования по специальностям связанным с эксплуатацией, обслуживанием транспортных средств.

Еще:  Все поезда Саратов Москва сообщение на год

Важность профессии Профессия помощника машиниста очень важна. Ведь в одиночку машинисту невозможно справиться с управлением: во время движения возникает необходимость совершать различные технические операции одновременно в разных местах. Железнодорожный транспорт играет огромную роль в государственной экономике. Поэтому работники локомотивной бригады — это люди, без которых невозможно развитие народного хозяйства. Положительная сторона профессии Но из плюсов, самый сильный профсоюз на территории России, отдых на море, корпоративная мед. страховка, курортно – профилакторное лечение, дополнительная пенсия, льготный проезд. Места работы Работать данные специалисты могут в различных подразделениях ОАО РЖД По видам тяги: (электровозы, тепловозы, газотурбовозы, паровозы, моторвагонный подвижной состав). По видам движения: (пассажирское, скоростное, грузопассажирское, пригородное, грузовое, маневровое, хозяйственное).

. История профессии Профессия помощника машиниста появилась тогда, когда были изобретены сами механизмы, которыми машинист и его помощник управляют. Так, локомотивы на основе парового двигателя появились в 30-е годы 19 века. Их обслуживала команда из трех человек: машинист, помощник и кочегар. С усовершенствованием техники для ее управления требовалось все меньше людей. На современных локомотивах теперь машинист справляется вдвоем с помощником. В России профессия «машинист поезда» возникла в далеком 1834 году. Изначально по рельсам ходили небольшие составы всего из четырех вагонов. Их скорость не превышала 33 км/час. Но после увеличения мощности и скоростного режима до 42 км/час потребовались люди, которые бы справлялись с возрастающей нагрузкой.

Источник

Как я работал машинистом электропоезда в метро

Он не только открывает дверь для пассажиров и управляет составом, но также отвечает за безопасность движения и постоянно учится.

Я два с половиной года работал в метро Санкт-Петербурга и прошел весь путь от стажера до машиниста четвертого класса.

В этой статье расскажу, как устроиться машинистом в Петербургский метрополитен, как устроен рабочий день и с какими сложностями придется столкнуться. О зарплате, конечно, тоже расскажу.

Андрей Иванов

4 подписчика

Прибытие на станцию «Московские ворота» в Петербургском метрополитене Смотреть позже Поделиться Посмотреть на Я за работой. Подъезжаю к станции «Московские ворота»

Чем занимается машинист

У машинистов три основных вида работы:

  1. Работа на линии с пассажирами.
  2. Подмена других машинистов во время перерывов.
  3. Резерв.

Расскажу о каждом подробнее.

Машинист на линии целый день перевозит пассажиров. На конечных станциях маневровые машинисты помогают ему оборачивать поезд. За смену машинист проезжает примерно 300 км.

проезжает в среднем машинист за смену

Подменные машинисты отпускают на перерывы основных и маневровых машинистов. Еще во время своей смены они часто ездят в депо: отрабатывают возможные аварийные ситуации или берут дополнительный состав, чтобы хоть немного разгрузить линию метро в часы пик.

Резервные машинисты — своеобразные дежурные. Они выходят в рейс за тех коллег, которые не смогли пройти медицинский контроль. Еще они помогают в депо: ездят на мойки и готовят составы к выходу в «горячий резерв». Если на линии сломается основной состав, его смогут быстро заменить поездом из резерва.

Один состав готовят к работе за 26 минут. За это время машинист обязан полностью все проверить: как работает тормозная магистраль и двери, все ли в порядке с подвагонным оборудованием. Еще он смотрит, чтобы в салоне было чисто, чтобы технологические отсеки были закрыты, а огнетушители заряжены. Если у машиниста возникают замечания по составу или он выявляет серьезные недочеты, то может взять другой поезд у дежурного по депо.

Машинист работает только на той линии, на которой учился в технической школе. Если потребуется помощь машинистов с другой линии, то это считается уже командировкой и оплачивается дополнительно — плюс 15% к зарплате.

Для командировки нужно сдать отдельный экзамен на знание другой линии и подвижного состава. К примеру, в Петербурге на четвертой линии ходят поезда 81-й серии , а на третьей — более современные «Нева» и «Юбилейные». Эти составы сильно различаются: у каждого своя инструкция по эксплуатации и по выходам из аварийных случаев.

Как стать машинистом

Раньше я работал инженером-технологом на заводе в Санкт-Петербурге. Однажды увидел объявление о наборе машинистов в метро. На заводе как раз начались проблемы с выплатой зарплаты, и я решил узнать, есть ли открытые вакансии в метрополитене Санкт-Петербурга. Честно признаюсь, что меня привлекла зарплата от 60 000 Р и официальное трудоустройство.

На официальном сайте я увидел, что набор машинистов в метро идет постоянно , нужно только потратить семь месяцев на учебу. Кстати, для работы машинистом не требуется специального технического образования или особых допусков по электробезопасности. В метро возьмут даже с основным общим образованием — после одиннадцати классов школы. Всему остальному научат на курсах.

Я позвонил в отдел кадров и уточнил, когда и куда приходить. С собой попросили взять документы об образовании, паспорт и военный билет. Когда пришел, увидел очередь из десяти человек.

Все трудоустройство делится на три основных этапа:

  1. Проверка зрения.
  2. Психологическая проверка.
  3. Медицинская комиссия.

Проверка зрения. Хорошее зрение — основное требование для машиниста из-за тяжелых условий труда: в тоннеле темно, а при выезде на станцию освещение резко меняется. Зрение проверяют сразу после первой встречи в отделе кадров. Подозреваю, что это нужно, чтобы не тратить время и деньги на последующие проверки потенциального кандидата.

Острота зрения должна быть 1,0 на оба глаза. Поэтому, если со зрением у вас есть проблемы, даже не стоит пытаться устроиться в метро — только потратите время.

В отделе кадров я получил направление в поликлинику метрополитена, смог выбрать подходящую дату и время. Проверка сложная и долгая, это не обычный осмотр у окулиста. Сначала меня попросили прочитать последнюю строчку на таблице Сивцева. Затем врач проверил цветоощущение, базово оценил состояние глазного дна и сетчатки, измерил глазное давление. Все процедуры заняли 10 минут, но это была только первичная проверка на узкий зрачок. После этого врач закапал в глаза капли, которые расширяют зрачок, и отправил меня в коридор на час — ждать, пока препарат подействует.

Проверка на широкий зрачок нужна, чтобы точнее оценить состояние внутренней части глаза. На узкий зрачок данные могут быть неполными. Вот только стоит учитывать, что с широким зрачком зрение становится мутным и как будто размытым. Сложно разобрать текст вблизи, читать книгу или смотреть что-то в телефоне тоже некомфортно. Эффект длится четыре часа, но полностью зрение у меня восстановилось только через восемь часов. В этот день лучше не садиться за руль.

Через час врач вызвал меня на повторные тесты — они были теми же самыми, что в начале. Эта проверка тоже длилась 10 минут. Мое зрение оказалось отличным. Врач сразу же написал заключение и отдал его мне на руки. При положительном результате кандидата направляют обратно в отдел кадров. Вся проверка зрения от входа в поликлинику до выхода заняла у меня два часа.

Как выбрать квартиру

Узнайте, как не потерять миллионы из-за ошибки при покупке жилья и сэкономить на риелторе Изучить программу

Психологическая проверка — самый длительный этап в трудоустройстве. Он состоял из трех дней, между каждым была неделя перерыва — в это время психологи изучают результаты каждого кандидата. По моим наблюдениям, на этом этапе из-за высоких требований к стрессоустойчивости отсеивается 80% кандидатов. Кандидаты должны спокойно отвечать на все вопросы, выдерживать большую умственную нагрузку. При мне один мужчина начал громко спорить с психологами, потому что не понимал, как выполнять задание. Через пять минут с ним попрощались.

Еще:  Поезд Нижневартовск Волгоград 105Е и 105Ж расписание и отзывы цена и стоимость билета маршрут и остановки

В первый день проходит вводное занятие в группе из 20—30 человек. Участникам показывают презентацию о работе машиниста и дают тест из 20 вопросов. В нем вопросы по физике из школьной программы и вопросы на механическую понятливость из теста Беннета — это тест на выявление технических способностей. Мы отвечали на вопросы из курса электрики — например, в чем измеряется сила тока, сопротивление и напряжение; пытались понять, глядя на рисунки, в какую сторону движутся шестеренки.

Потом психологи отвечают на вопросы, которые возникли после презентации, и по одному вызывают на собеседование. На нем меня спрашивали о разном: о личной жизни, как узнал о вакансии и какие планы на будущее. Были и сложные вопросы: например, что делать в критических ситуациях, когда человек падает на путь. Кандидат должен ответить, будет ли оказывать первую помощь пострадавшим или нет. Если ответ отрицательный, то, вероятно, человеку эта работа не подойдет.

Во второй день группа работает с психологом с помощью мини-тестов. Психологи задают вопросы на знание русского языка, математики, физики. Еще упор делается на проверку памяти, ведь машинист должен быстро запомнить огромные объемы информации, а некоторые инструкции и вовсе выучить наизусть. Проверка идет по школьной программе — это может звучать странно, но на самом деле психологи оценивают не знания, а реакцию на вопросы, поведение кандидатов и прочие подобные факторы.

Проверка интенсивная: кандидаты должны быстро отвечать на все вопросы и выполнять задания. Вот какие тесты я проходил.

Тест Лурия «10 слов». Нам выдали пустые листочки и продиктовали 10 слов. Их надо было запомнить, записать и сдать бумагу. Так повторилось три раза, все это время диктовали одинаковые слова. В конце всех тестов, примерно через три часа, нам снова выдали пустые листочки и предложили написать слова, которые удалось запомнить.

Тест Бурдона, его еще называют корректурной пробой. Он нужен для проверки концентрации и внимания. Я получил бланк, на котором в случайном порядке были написаны ряды букв и символов. Среди них нужно было найти и вычеркнуть определенные буквы — мне достались «В» и «У».

Тест «Интеллектуальная лабильность». Нам выдали бланк и начали зачитывать вопросы по списку. Например, нужно было обвести определенные буквы в словах, зачеркнуть гласные или согласные, нарисовать кружочки и черточки. Вопросов было много, а паузы между ними — всего 2—3 секунды. Я на некоторые вопросы не успевал отвечать, их приходилось пропускать.

Что-то типа изложения и сочинения. Нам прочитали короткий текст, примерно на три абзаца, затем попросили написать его по памяти и дополнить от себя. После этого нужно было еще отдельно написать, какой смысл у этого рассказа.

Творческое задание. Попросили нарисовать животное, а на обратной стороне листа написать сочинение о нем. Требуется написать минимум половину листа А4. Схитрить и писать большим почерком не получится, попросят дописать.

Пословицы. Нужно было написать, как мы понимаем смысл пословиц, — их было всего пять штук, например «Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса».

Тест СМИЛ из 566 вопросов. Вопросы и темы там самые разные, похожий можно попробовать пройти в интернете.

После тестов нам выдали таблицы Шульте — в них в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Необходимо показать и назвать в заданной последовательности все числа в возрастающем и убывающем порядке. Норма времени на одну таблицу — 40—50 секунд. Если голова работает хорошо, то со временем уже начинаешь запоминать расположение чисел — становится проще. Но на последних двух таблицах психолог начала вслух называть рандомные числа, чтобы спутать. Я был совсем не готов к такому, но быстро смог снова сконцентрироваться.

В третий день проверяют внимательность — на компьютере запускают тест «Точка по кругу». На экране была большая окружность, которая состояла из 60 маленьких серых кругов. По этим серым кругам последовательно перемещается зеленая точка — шаг в секунду. Но в случайные моменты зеленая точка может перейти не на следующую, а перепрыгнуть через одну — при каждом таком прыжке требовалось нажать на кнопку. Тест длится час и требует максимальной внимательности.

Если вы не прошли психологическую проверку, то через полтора-два года можно попробовать снова.

Медицинская комиссия состоит из трех дней, но может быть увеличена, если потребуется. Врачей не так много, осмотр занимает не более двух часов, но при этом каждый день измеряют пульс и давление. Например, у меня на второй и третий день был увеличенный пульс из-за стресса, поэтому мне назначили два дополнительных дня проверки.

Кандидаты проходят осмотр у хирурга, невролога, отоларинголога, терапевта, делают флюорографию и сдают анализы.

Врачи проводят стандартные процедуры. К примеру, хирург полностью осмотрит тело и спросит про скрытые заболевания. Невролог своим чудо-молоточком постучит по коленкам и посмотрит на реакции. Отоларинголог провела диагностику на порог слышимости — для этого она отвела меня в шумоизоляционную кабину, в которой были только наушники и стул. Когда в наушниках был слышен шум, надо было нажимать на кнопку. А еще врачи делают ежегодно вибротестирование, так как в метро повышенная вибрация. Для него на палец надели специальный прибор с кнопкой — в случайное время он начинал вибрировать, в такие моменты нужно было нажимать на кнопку и держать ее. Потом такой тест делали каждый год.

На третий день терапевт дает заключение. Если все хорошо, то специалист отдела кадров называет кандидату в машинисты дату начала учебы в технической школе.

Обучение в технической школе

Обучение длится семь месяцев и состоит из двух равных частей — теории и практики. Во время теоретического курса студенты получают стипендию, ее сумма зависит от успеваемости: например, я после вычета налогов получал 10 440 Р .

стипендия, которую я получал во время обучения в технической школе

Контракт на обучение. Через неделю после начала занятий студентов приглашают на экскурсионную поездку в метро — конечно, не просто в поезде, а с машинистом в кабине. После этого заключают контракт: в нем мы обязались отработать год после обучения. Если кто-то из студентов не сдает экзамены или не отрабатывает год, он должен будет вернуть примерно 100 000 Р .

Если студент смог трудоустроиться, то сумма постепенно уменьшается. К примеру, если человек после технической школы отработал 10 месяцев и по каким-то причинам решил уволиться, то ему останется возместить около 16 000 Р . Всю сумму не обязательно платить сразу. В отделе кадров можно договориться о рассрочке. Один из моих одногруппников не смог сдать экзамены и возвращал 105 000 Р за шесть месяцев.

Впрочем, есть вариант не платить эту сумму: можно устроиться в метрополитен на другую должность и тоже отработать год. Если есть вакансии, конечно.

Предметы. Занятия у нас проходили пять дней в неделю с 09:00 до 16:20. Вот какие предметы мы изучали:

  1. Механическое, пневматическое и электрическое оборудование.
  2. Правила технической эксплуатации метрополитена.
  3. Управление электропоездом.
  4. Линии метрополитена.
  5. Охрана труда.

Если у вас есть техническое образование, понимать базовые вещи — например, как работают зубчатые передачи, — будет проще. Впрочем, если вы с этим никогда не сталкивались, страшного ничего не будет. Ребята в группе охотно помогали друг другу: многие из нас даже приходили на час раньше, чтобы обсудить непонятные вопросы по учебе. После занятий просили ключи от кабинета и задерживались, чтобы проверить свои знания на больших схемах по электрике. Конечно, это можно делать дома одному, но в группе все мелкие вопросы решаются более оперативно.

Источник