Поезд 002а красная стрела фото



История легендарной «Красной стрелы»

красная стрела

Легендарный экспресс, соединяющий две столицы впервые отправился из Ленинграда в Москву почти 90 лет назад — 10 июня 1931 года. Antenna Daily вспоминает историю символа эпохи, который до сих пор ежедневно отправляется в свой путь.

В первые десятилетия СССР переживала нелегкий период. Еще в начале 30-х годов одна из центральных газет писала: «Опаздывания поездов до сих пор носят массовый характер; пренебрежительное отношение к пассажиру еще не выжжено окончательно; недопустимо велик еще парк больных пассажирских вагонов; низка, как правило, скорость движения; огромное число опозданий; велики организационные возможности ускорения пассажирооборота».

Появление «Красной стрелы» было для страны особым событием. Этот фирменный поезд, в корне изменил ситуацию на железной дороге и возродил дореволюционную традицию поездов первого класса.

red arrow

Организовать ежедневное курсирование между столицами самых быстрых и самых комфортных поездов распорядился в 1931 году лично Сталин. Известно, что он терпеть не мог авиаперелетов, а вслед за ним и вся властная верхушка предпочитала поезда.

Газета «Правда» писала о задании Сталина так: «Между двумя столицами – старой и новой – должен курсировать экспресс, соответствующий высочайшим мировым стандартам».

6 июня в газете «Гудок» появилось объявление: «9 июня, в 1 час 30 мин. ночи, из Ленинграда на Москву отправится в первый рейс экспресс «Красная стрела». Расстояние между Ленинградом и Москвой экспресс покроет в 9 ч. 45 мин. Средняя скорость экспресса 70 км в час. На отдельных перегонах скорость дойдет до 100 км в час».

krasnaya strela

Первый рейс

В первый рейс «Красная стрела» отправилась в ночь с 9 на 10 июня 1931 года. Экспресс вышел из Ленинграда в 1 час 30 минут ночи и прибыл в Москву в 11 часов 20 минут, преодолев расстояние между двумя крупнейшими городами страны за 9 часов 50 минут.

Из сообщения газет того времени известно, что участок Ленинград-Малая Вишера (161,7 км) поезд прошел за 2 часа 20 минут со средней скоростью 75-80 км/час, участок М.Вишера-Бологое (167,7 км) был преодолен за 2 часа 38 минут. Мимо станции Боровенка экспресс «проскочил» со скоростью 90 км/час, мимо Лихославля — со скоростью 93 км/час. Участок Бологое — Москва (330 км) был пройден за 4 часа 40 минут.

В обратный рейс «Красная стрела» отправилась 11 июня 1931 года в 1 час 30 минут. На станции Завидово (около 100 км от Москвы) у одного из спальных вагонов загорелся подшипник, из-за чего поезд пришлось остановить и вагон отцепить. Несмотря на 30-минутную стоянку на этой станции, опоздание было быстро ликвидировано 100-километровой скоростью на одном из участков пути. В Ленинград поезд прибыл в 11 часов 18 минут 11 июня. Расстояние между Москвой и Ленинградом экспресс прошел за 9 часов 48 минут, что по тем временам считалось большим достижением.

Дизайн

Первый состав «Красной стрелы» состоял из 12 вагонов, выкрашенных в синий цвет: 7 жестких купейных, 3 мягких, 1 спальный с двухместными купе и 1 багажный. «Красной стрелой» поезд был назван за красоту – поскольку в то время он сильно отличался от большинства других составов.

Впервые в истории советских железных дорог в «Красной стреле» был создан вагон СВ. Для этого четырехместные купе усовершенствовались: верхние полки сняли, на их место повесили зеркала и светильники. Оборудование и внутреннее убранство этих вагонов ни в чем не уступало зарубежным аналогам и даже превосходило их.

Сервис

Уровень сервиса в этом составе был для тех времен просто невероятным. Впервые пассажирам на время пути предоставлялись шашки, шахматы и другие настольные игры. В поезде работали буфеты, где можно было заказать ужин с доставкой в купе. Для удобства пассажиров в одном из вагонов был оборудован телефонный переговорный пункт, с которого во время стоянки на станциях Бологое, Окуловка и Малая Вишера можно было связаться не только с Кремлем, но даже с Лондоном и Парижем.

«Красная стрела» стала не только самым быстрым и комфортабельным, но и самым точным поездом

«Красная стрела» стала не только самым быстрым и комфортабельным, но и самым точным поездом. Если «Красная стрела» преодолевала расстояние между Ленинградом и Москвой за 10 часов, то обычные пассажирские поезда ехали не менее 12 часов.

С первого дня своего существования «Красная стрела» была вынуждена конкурировать с самолетом, поскольку почти одновременно с появлением поезда началось регулярное пассажирское авиасообщение по линии Москва – Ленинград.

В 30 – 40-е годы «Красной стрелой» ездили, главным образом, высокопоставленные советские и зарубежные чиновники. Кстати, время отправления поезда – 23:55 – было установлено по личному распоряжению Лазаря Кагановича. Таким образом, он позаботился о командированных чиновниках, которые получали суточные за лишний день.

Время отправления поезда – 23:55 – было установлено по личному распоряжению Лазаря Кагановича

Технологии

На «Красной стреле» проходило испытание самое современное оборудование своего времени. Например, в 1933 году на поезде была испытана первая модель электропневматических тормозов системы Ф.П.Казанцева. Для «Стрелы» разрабатывались даже особые, скоростные модели паровозов. Так, незадолго до Великой Отечественной войны Коломенский завод выпустил два опытных паровоза типа 2-3-2, которые с 1938 года обслуживали рейсы «Красной стрелы». Паровоз развивал скорость до 150 – 160 км в час.

Годы войны и восстановление рейсов

«Красная стрела» в течение 10 лет регулярно отправлялась в путь, вплоть до 24 июня 1941 года, когда в связи с введением военного положения поезд пришлось отменить. Один из составов «Красной стрелы» был эвакуирован в Цирульск, другой был укрыт в бывшем «царском павильоне» возле Обводного канала.

В конце 1943 года вагоны «Красной стрелы» были возвращены из эвакуации. Они находились в крайне запущенном состоянии. Начальник вагонного участка И.А.Завьялов сумел организовать их ремонт в условиях отсутствия самых необходимых материалов.

29 января 1944 года Красная армия полностью освободила от фашистов территорию, по которой проходила железнодорожная линия Ленинград – Москва, а 23 февраля по ней уже прошел первый поезд. Первая после блокады «Красная стрела» отправилась от перрона Московского вокзала 20 марта. Проводники в белых перчатках и аккуратно подогнанной форме встречали первых пассажиров возле вагонов. В пути состав ещё могли атаковать немецкие самолеты, поэтому вереницу вагонов замыкала бронированная платформа с зенитными пулеметами. Состав сопровождали врач, сотрудники милиции и пограничники. «Красная стрела» вышла из Ленинграда в 17:00 и через 16 часов прибыла в Москву.

В тот момент, когда от Московского вокзала в Ленинграде отошёл старейший из фирменных пассажирских поездов, с Ленинградского вокзала в Москве отправился в рейс другой состав «Красной стрелы» – в сторону Ленинграда. Оба состава в одну и ту же минуту 21 марта 1944 года остановились у своих платформ в Москве и Ленинграде. «Красная стрела» после трёхлетнего перерыва вновь стала регулярно курсировать между обеими столицами.

Вот что пишет в своем дневнике участник этого рейса, ленинградский журналист Матвей Фролов: «Если бы не пулемет на товарном вагоне, прицепленном в «хвосте поезда», трудно было бы и подумать, что война продолжается. Что идут бои на Днестре. Всё оборудование поезда довоенное. Когда 22 июня 1941 года «Красная стрела» пришла в Ленинград в последний раз, железнодорожники не только надежно укрыли составы, но и бережно спрятали все оборудование: белье, одеяла, ковры, хрустальные графины – пригодятся! «Стрела» не ходила больше тысячи дней. Всё хозяйство сберегли, и оно действительно пригодилось».

По случаю восстановления движения «Красной стрелы» на Московском вокзале была открыта первая в послеблокадном Ленинграде парикмахерская.

В конце 40-х годов шло активное возрождение Октябрьской железной дороги. В 1944 – 1945 годах было введено в строй паровозное депо Малая Вишера, а также 48 км главных путей. Были заново построены вокзалы на станциях Чудово, Любань, Бологое, Малая Вишера. К 1948 году путейцы смогли восстановить второй главный путь. В 1951 году – к столетию дороги – был реконструирован зал ожидания Московского вокзала.

1950-ые — 1970-ые годы

С 1952 года на «Красной стреле» стали эксплуатироваться цельнометаллические вагоны – вместо старых деревянных. После войны состояние железной дороги не позволяло поездам развивать большие скорости. «Красную стрелу» обслуживали паровозы С (сормовский) и СУ (сормовский усиленный). Время следования экспресса с этими паровозами составляло в 1954 году 11 часов 15 минут.

Только проведенная на линии Москва – Ленинград в середине 50-х годов работа по усилению пути позволила в летнем графике 1956 года поднять допускаемые скорости движения по отдельным перегонам до 100 км/ч, а по ряду станций – до 80 км/ч.

Использование паровозов серии П36 увеличило скорость «Красной стрелы» с 58 до 69 км/ч и сократило время в пути на 1 час 45 минут. По новому графику оно составило 9 часов 30 минут и стало лучшим в регулярной эксплуатации для паровой тяги на магистрали Москва – Ленинград. 5 декабря 1957 года на одном из перегонов на участке Ленинград – Бологое паровоз П36-028 под управлением машинистов П.И.Волосюка и А.И.Щербинина развил скорость 120 км в час.

Одним из первых документов, определившим программу повышения скоростного движения поездов на Октябрьской дороге, стал приказ МПС от 29 мая 1957 года «О подготовке линии Москва – Ленинград к движению пассажирских поездов с повышенными скоростями». В том же году на дорогу поступили первые тепловозы ТЭ7, которые с конца 1958 года стали без отцепки возить экспрессы «Красная стрела».

Ещё с 1950 года началась электрификация линии Москва – Ленинград, однако вся магистраль была переведена на электрическую тягу только в конце 1962 года.

В 1962 году был принят современный тёмно-красный вариант раскраски.

В 1960-е годы поезд был ускорен до 8 часов 30 минут после отмены остановок в Малой Вишере, Окуловке и Калинине. Единственной промежуточной остановкой, на которой останавливался поезд для смены локомотивной бригады была станция Бологое-Московское.

Для безопасности движения скоростных поездов в начале 70-х годов был построен защитный забор, который протянулся вдоль всей железнодорожной трассы от Москвы до Ленинграда.

Традиции

В 1967 году появился обычай встречать и провожать поезд на Московском вокзале под музыку Р.Глиэра «Гимн великому городу».

С 1976 года в поезде стали использовать вагоны марки Аммендорф, построенные в ГДР. Эти вагоны отвечали высоким запросам советской элиты — «Красная стрела» обслуживала все самые статусные мероприятия тех времён: съезды партии и профсоюзов, фестивали, олимпиаду. Кстати, олимпийский огонь в 1980 году был доставлен из Москвы в Ленинград в вагоне «Красной стрелы».

Олимпийский огонь в 1980 году был доставлен из Москвы в Ленинград в вагоне «Красной стрелы»

В 1976 году был введен второй рейс «Красной стрелы», отправлявшийся в 23.59. Оба поезда стояли на одной платформе, которую в народе прозвали Проспектом «Красных стрел». Сейчас вторая «Стрела» называется «Экспресс», этот состав уходит в 23.32.

Еще:  Расписание поездов Адлер Санкт Петербург

Из Москвы с 1996 года поезд отправляется под песню «Москва» Олега Газманова.

В 1998 году Тверским вагоностроительным заводом был изготовлен вагон нового поколения модели 61-4170, предназначенный для использования на скоростях 200 км/час.

Сегодня у «Красной стрелы» особое положение среди поездов России и она носит почетные номера 001А/002А.

Источник

Поезд Ленинград — Москва — Санкт-Петербург. Девять десятилетий "Красной стрелы"

По случаю юбилея "Красной стрелы" мы "проехали" через девять десятилетий ее истории по девяти остановкам и поговорили с тремя поколениями проводников.

Отправление. Ленинград, 1931 год

В ночь на 10 июня экспресс "Красная стрела" впервые отправился из бывшей имперской столицы в Москву. Фон этого старта — целые кладбища дореволюционных вагонов и паровозов, на ремонт которых не хватило средств, постоянные опоздания поездов и часто невежливое отношение к пассажирам.

"1930-е годы, мягко говоря, не самое клиентоориентированное время", — рассказывает начальник научно-просветительского отдела Музея РЖД Павел Дунаев.

С ростом урбанизации и индустриальной связи Ленинграда и Москвы понадобился надежный и быстрый транспорт. Новые элиты помнили дореволюционный комфорт, одним из главных столпов которого служили поезда Бельгийского общества спальных вагонов. Эти вагоны с богато украшенными купе не стояли на ж/д кладбищах, советские власти бережно хранили их на особом балансе.

Именно из них и состоял первый экспресс, на борту которого красовались надписи "Красная стрела" и Red Arrow. Тогда состав ходил раз в неделю и перевозил очень ограниченный контингент — представителей партийной и индустриальной номенклатуры и иностранных туристов. Для простых граждан, сравнивает Дунаев, билет на "Стрелу" был подобен путевке в "Артек" и выдавался за особые заслуги.

Экспресс был тогда окрашен в синий цвет, как дореволюционные вагоны первого класса. Как и до революции, все проводники на "Стреле" были мужчинами. Связано это было и с традицией, и с обязанностями — отопление было угольным, и экипажу приходилось самостоятельно подкидывать топливо в топку.

Малая Вишера. 1941 год

Вишера была первой из четырех промежуточных остановок "Красной стрелы" между Ленинградом и Москвой, рассказывает Павел Дунаев. Локомотив в те годы ходил на пару, поэтому требовались технические станции, на которых паровозы заправлялись водой.

Железнодорожная станция в Малой Вишере Goffert/Public domain/Wikimedia Commons

В первые десятилетия у "Стрелы" не было и фиксированного времени отправления — оно колебалось между 23:00 и 01:00. А вот время прибытия было одним и тем же.

Синие вагоны "Стрелы" были отделаны ценными породами древесины, украшены бронзовой фурнитурой, в пути предлагали эксклюзивный по тем меркам чай в подстаканниках, наборы шахмат и шашек. На промежуточных остановках была возможность позвонить по коммутаторам в столицы.

Но все это было дополнительной услугой к главному сервису — самой высокой скорости перемещения. До 1937 года авиация не была конкурентом железнодорожному транспорту, да и в более поздние годы десятиместные самолеты с трудом справились бы с перевозкой 200 пассажиров "Стрелы", отмечает Павел Дунаев.

Стабильные перевозки такого числа пассажиров со скоростью 120 км/ч экспресс продолжал до 22 июня 1941-го, после чего на целых три года вагоны "Красной стрелы" встали на консервацию в ожидании победного часа.

Окуловка. 1944 год

"Красная стрела" не стала первым поездом до Москвы из блокадного Ленинграда вопреки распространенному мнению, говорит Дунаев. На тот момент по длинному из-за разрушенных путей маршруту уже успели уйти несколько пассажирских составов. Однако именно выход "Красной стрелы" 20 марта 1944-го ознаменовал возвращение к мирной жизни.

Железнодорожная станция в Окуловке Goffert/Public domain/Wikimedia Commons

Александр Шашунов, проводник, пришедший на "Стрелу" в начале 2000-х, вспоминает, как несколько лет назад в своем вагоне он сопровождал ветерана обороны Ленинграда, который рассказал: "Мне письмо пришло от сестры, мол, 20 марта "Красная стрела" пойдет в Москву. А мы на Невском пятачке, задача — взять позицию в рукопашной. Саперная лопатка, штык-нож, нужно пробежать 200 метров, нас поднялось человек 60, а добежало 15. Я весь черный, как кошка, был. И когда это письмо пришло, я ощутил, ради чего мы бежим. Стало понятно, что город ожил!"

После войны на "Стрелу" пришло несколько трофейных немецких вагонов, а в 1948 году со всего состава сняли английские буквы названия. Так, говорит Дунаев, "Стрела" прошла период поздних сталинских репрессий и эру "борьбы с космополитами".

В тот период советская "шпиономания" достигла пика, все проводники "Стрелы" должны были проходить собеседование в органах госбезопасности в Большом доме на Литейном в Ленинграде. Это условие с разной степенью обязательности сохранялось на экспрессе до конца 1990-х, вспоминает Александр Шашунов.

Бологое. 1958 год

После новгородской Окуловки следует главная промежуточная станция — Бологое. Остановку здесь отменят последней, в 2002 году. А в 1958-м именно Бологое оставили в качестве единственной остановки "где-то между Ленинградом и Москвой", как поется в старой песенке.

Послевоенное и оттепельное время для "Красной стрелы" стало эпохой "трех Иванов и одного Иванова", рассказывают проводники. Это была спайка четырех начальников поездов, бригадиров, каждый из которых выстраивал вокруг себя команду высшего класса.

Каждый бригадир руководил на "Стреле" по 30–40 лет. Они становились эпохой для экспресса и были именно теми фигурами, которые сохраняли старые традиции "Стрелы" и адаптировали к ним все технические новшества, говорит проводница Юлия Навоенко, ставшая частью экипажа в 1990-е.

В 1950-е "Стрела" полностью обновилась: изношенные дореволюционные вагоны с деревянной обшивкой заменили цельнометаллическими. Один из таких вагонов позже запечатлел Эльдар Рязанов в своем фильме "Вокзал для двоих".

Именно эти вагоны задали стандарт, известный сегодня пассажирам как СВ, ставший сокращением от изначальной аббревиатуры Бельгийского общества спальных вагонов, рассказывает Павел Дунаев.

На рубеже 1950-х и 1960-х в эпоху четырех легендарных начпоездов "Красная стрела" приобрела те черты, по которым мы ее знаем сегодня: состав выкрасили в красный, а время отправления зафиксировали на отметке 23:55.

Тогда же на "Стреле" появились розетки для первых советских электробритв, а в вагоны пришло радио. Именно из его динамиков в 1967 году впервые донесся отрывок из балета Глиэра "Медный всадник", который стал неизменным символом сперва "Красной стрелы", а затем и всего города на Неве.

"В 60-е мелодия Глиэра не имела такого значения, было много мелодий про Ленинград. Но благодаря "Стреле" она стала гимном города", — говорит Дунаев. Позже, в 2000-е, дополняет Александр Шашунов, "Гимн великому городу" стали включать и на "Сапсанах", но от этой практики достаточно быстро отказались, сохранив приоритет за "Стрелой".

1960-е — это и время демократизации "Красной стрелы", отмечает Дунаев. Именно тогда в стране выросло число артистов, художников, инженеров, которые стали жить на две столицы. Вместе с первым секретарем Ленинградского обкома Григорием Романовым тем же поездом стал ездить Аркадий Райкин, переехавший в московские театры из-за цензуры в Ленинграде.

Тогда же стали появляться и иностранные туристы. Специально для них в кармашки кресел стали вкладывать литературу о Ленине, об истории Октябрьской революции и освоении космоса.

Лариса Пугачева с одним из пассажиров Личный архив Ларисы Пугачевой

Как вспоминает проводница Лариса Пугачева, перед каждым рейсом экипажу зачитывали политинформацию, а в самой поездке несколько раз в год могли устроить экзамен: "Подходишь, становишься по стойке смирно и отвечаешь, когда был такой-то съезд комсомола или является ли Турку (город в Финляндии) побратимом Ленинграда".

Калинин (Тверь). 1977 год

До 1965 года "Красная стрела" была единственным фирменным поездом в СССР. После на основных направлениях стали появляться другие экспрессы.

В 1977 году, после пожара в фирменном поезде "Юность", возникшего из-за буфета, вагоны-рестораны закрыли на всех поездах, в том числе на "Красной стреле". С 1977 по 1995 год в экспрессе не было предусмотрено возможности питания, рассказывает Павел Дунаев.

Незадолго до введения этого запрета на "Стрелу" пришла проводница Лариса Пугачева. Ее подруга в то время уже работала на "Стреле". "Наши поезда стояли рядом, и я к ней в вагон заскочила. И тут Иван Филиппович идет: все, будешь у меня на "Стреле" работать", — рассказывает Пугачева.

Иван Филиппович — это Иван Роденков, один из той самой легендарной четверки бригадиров "Стрелы". В то время, вспоминает проводница, он был известным человеком, с которым большинство пассажиров поддерживали хорошие отношения — давали контрамарки в лучшие театры Москвы и Ленинграда, рекомендовали лучших врачей страны, оказывали все посильные услуги.

Столь же теплое общение поддерживали пассажиры и с проводницами поезда. В 1970-е "Стрелу" сопровождали практически исключительно женщины, говорит Пугачева: угольное отопление осталось только в самом комфортабельном вагоне, который называли правительственным. Именно в нем работала Лариса Пугачева, и именно ее угольная топка при закрытом буфете часто служила для пассажиров кухней.

"Когда был буфет, это было хождение до утра", — вспоминает Пугачева. "Актер Валерий Золотухин, обернутый в простыню, как римлянин, ходил босиком туда за шампанским". Другие пассажиры просили сварить картошки или подогреть что-то из продуктов на угольной печке.

Примерно в то же время на "Стреле" запретили курить — сначала в купе, а затем и в коридоре вагона. "Еще в 60-е пепельница была предусмотрена в каждом купе", — напоминает Павел Дунаев.

В те годы появились новые услуги — пассажиры всегда могли взять не только чай, но и кофе, вафли и печенье. "Кофе был в то время в дефиците, а у нас он всегда предлагался", — вспоминает Пугачева.

В дефиците была и туалетная бумага. "За одну поездку у нас в вагоне могли украсть по три рулона". Бывало, на сувениры растаскивали и полотенца, скатерти, подстаканники и даже занавески. "Особенно часто подстаканники пытались утащить иностранцы, думая, что это подарок", — говорит Лариса Пугачева. За всем этим приходилось постоянно следить, параллельно стараясь обеспечить пассажирам комфорт и хорошее настроение.

"У нас была сильная система поощрений, но и очень строгая система штрафов", — вспоминает проводница. Так под руководством бригадиров кристаллизовалась "стреловская вышколенность" — особый уровень сервисного мастерства российских железных дорог.

У проводников были свои постоянные клиенты, те, кто старался ездить именно с ними, благодаря чему экипаж знал привычки своих гостей. "Один встает рано, ему надо побриться, чайку попить, как, например, вставал начальник ленинградского КГБ Носырев, а другой до последнего — вот Александр Абдулов вставал, уже когда поезд стоял на платформе в Москве", — рассказывает проводница Пугачева.

Еще:  Цены на ж д билеты Ростов на Дону Москва 2021

Эти же пассажиры иногда обменивались номерами с проводниками и при необходимости могли достать через них дефицитные до начала 1990-х билеты на "Стрелу".

Москва. 1991 год

К началу 1990-х "Красная стрела" подошла с обновленными вагонами немецкого производства. На них в 1980 году "Стрела" провезла огонь Олимпийских игр, их застал постоянный пассажир Владимир Высоцкий, вспоминает Лариса Пугачева.

На излете существования СССР билеты на "Красную стрелу" пошли в открытую продажу, после чего среди пассажиров стали появляться новые категории. Как рассказывает проводница, к депутатам Верховного совета в первой половине 1990-х стали прибавляться предприниматели, оставлявшие иногда щедрые чаевые, как Роман Абрамович, и более скупые, как Борис Березовский, многочисленные звезды тележурналистики, представители церкви, рок-музыканты. На "Стреле" ездили Виктор Цой и Борис Гребенщиков.

"Тогда с нами стали ездить и бандиты", — говорит Лариса Пугачева. "Убили однажды какого-то авторитета в Питере, едут человек пять в черных рубашках, с похорон, очень загруженные. Пили водку и жаловались, как так, две пули в спину, так несправедливо. Мы кивали, конечно, сочувственно, — рассказывает проводница. — Мы всегда, с любыми пассажирами оставались на высшем уровне, что бы ни происходило".

В те времена проводникам приходилось непросто: кроме прямых обязанностей они должны были и убирать вагоны, а когда в 1995-м снова появились вагоны-рестораны, то в первое время случались неприятные инциденты. Тогда в поездах начали ездить наряды милиции.

Милиция стала своего рода услугой безопасности, отмечает Павел Дунаев. В 1990-е и в 2000-е обострилась конкуренция фирменных поездов, поэтому "Красная стрела" активно внедряла новые услуги.

Юлия Навоенко Личный архив Юлии Навоенко

Так, говорит Юлия Навоенко, пришедшая на "Стрелу" в 1990-е после железнодорожного вуза, впервые на "Стреле" появились специальные блокираторы замков, защита от воровства. Новшеством стали и ланч-боксы. Стали предлагать другую прессу — "Правду" и "Комсомолку" потеснили деловые издания и дорогие журналы.

В конце 1990-х на "Стреле" установили специальные таксофоны для звонков, рассказывает Павел Дунаев. Правда, нужда в них довольно скоро отпала — появились мобильные телефоны.

В то время на "Красной стреле" случались и удивительные находки. Однажды кто-то забыл в вагоне большой кинжал, украшенный драгоценными камнями, а уже в 2000-е в купе оставили два обручальных кольца. Вернувшаяся за ними пара рассказала, что кольца сделаны из патронов, а обручены они были во время первой чеченской войны в одном из подвалов в Грозном, вспоминает Александр Шашунов.

Бологое. 2002 год

В конце 1990-х на "Стреле" стало спокойнее, вспоминает Лариса Пугачева, ушедшая на пенсию в 2008 году. С середины 2000-х для экспресса и вовсе наступила новая эра: в 2002-м отменили последнюю промежуточную остановку в Бологом, а потом, рассказывает Александр Шашунов, вагоны из ГДР заменили на новые, с расширенными купе, построенные специально для экспресса.

Немецкие вагоны проводники вспоминают с теплом, но нынешний состав, говорят, удобнее. В 2006 году в каждом купе экспресса появились розетки для мобильных и ноутбуков, позже в коридорах установили Wi-Fi и камеры наблюдения. В конце 2000-х стали появляться новые пассажиры — блогеры и работники IT-сферы.

"Нулевые" на "Стреле" отражались и другими чертами эпохи, говорит Павел Дунаев. В ланч-боксы стали добавлять специальные баночки с красной икрой, а некоторые артисты, как Алла Пугачева, стали прицеплять к экспрессу собственные вагоны — для советского времени привилегия только партийной номенклатуры.

Как вспоминает проводник Шашунов, переломом в жизни пассажиров уже в 2010-х стал запрет на курение в тамбурах. "Люди болезненно переживали запрет курения, но терпели". Так плавно завершилась борьба с курением на железных дорогах, начавшаяся еще в 1970-х.

Прибытие. Санкт-Петербург. 2021 год

"То, что этот поезд особенный, — это общая заслуга всего коллектива поезда", — говорят все три наших проводника.

Лариса Пугачева сегодня на пенсии, Юлия Навоенко — замначальника филиала по кадрам и социальным вопросам Федеральной пассажирской компании, а Александр Шашунов остается частью экипажа "Красной стрелы" в должности проводника уже 20 лет.

Все, кто работал на "Стреле" в разное время, считают поезд особенным не просто из-за обилия услуг или комфорта. "Я не потому выбираю твой поезд, что он такой красивый и удобный, я езжу, потому что атмосфера здесь", — цитирует одного из постоянных пассажиров Александр Шашунов.

Эту атмосферу создают на "Красной стреле" именно проводники, говорит Лариса Пугачева. "Мы встречали многих пассажиров как друзей, как старых знакомых. Они нам настроение создавали, мы им".

"Есть "Сапсан", где ты сел, кто-то что-то разнес — и все. А тут совершенно другая история, это другой поезд. Мы готовим проводников, и конечно, "Красная стрела" — это высший пилотаж", — считает Юлия Навоенко.

"Многие пытались уйти на "Сапсан", но потом возвращались", — подтверждает слова Юлии Александр Шашунов.

Преимущество, возможно, еще и в том, что на "Стреле" дорожат обратной связью. "Я всегда пассажирам говорю, пишите нам на сайт, обращайтесь, говорите, что хотите видеть у нас, а мы всегда постараемся в меру возможностей это реализовать", — соглашается Александр Шашунов.

"Люди всегда будут хотеть ездить там, где к ним будут относиться с уважением, где они будут себя чувствовать самыми значимыми. Неважно, какая это будет техника, главное — это человеческое, — рассуждает Лариса Пугачева. — У нас иногда спрашивали пассажиры: что от нас требуется в поездке? Мы и всегда отвечали — от вас требуется только хорошее настроение! А об остальном позаботимся мы!"

Источник

Первее всех! «Красная Стрела» — поезд, связавший прошлое, настоящее и будущее России

Со своего первого рейса экспресс «Красная стрела» ходит под номером 1/2. Причем №1 – это поезд «Петербург-Москва», а на пути из Москвы в Петербург он становится №2.

Запущенная 88 лет назад «Красная стрела» до сих пор летит по рельсам между двух столиц. Она привозила на вокзалы Петербурга и Москвы не просто пассажиров, а историю страны – первых космонавтов, артистов, политиков и даже огонь Олимпиады-80. А 75 лет назад, 20 марта 1944 года поезд совершил первый рейс после прорыва блокады Ленинграда.

На экспрессе из разрухи


Поезд «Красная стрела», 1954 год, общий вид.

«Опаздывания поездов до сих пор носят массовый характер; пренебрежительное отношение к пассажиру еще не выжжено окончательно; недопустимо велик еще парк больных пассажирских вагонов; низка, как правило, скорость движения; огромное число опозданий; велики организационные возможности ускорения пассажирооборота», — писала одна из центральных газет СССР в начале 1930-х.

После революций и Гражданской войны страна все еще с трудом восстанавливалась. Нужен был в прямом и переносном смысле локомотив, который вытянет ее из этой разрухи. Одним из них стал совершенно новый по духу и содержанию экспресс «Красная стрела».

Он отправился в свой первый рейс в ночь на 10 июня 1931 года из Ленинграда в Москву.

«Красной» эта «стрела» сначала была только по смыслу – первый комфортабельный курьерский состав страны Советов: 12 только купейных вагонов – 7 жестких, 3 мягких и один, каких еще не было, СВ (в купе оставили только нижние полки, а верхние сняли и вместо них повесили зеркала и светильники). Но по цвету вагоны «Красной стрелы» долгое время оставались синими. Свой фирменный цвет они получат только в 1951 году, к столетию Петербурго-Московской железной дороги.


Плакат «Красной стрелы» времен СССР с синими вагонами


Общий вид коридора мягкого вагона, 1954 год


Общий вид коридора «Красной стрелы», наши дни

Алло, Кремль?

До появления железных дорог путь от Петербурга до Москвы на конном дилижансе занимал 4-5 дней. Первые поезда преодолевали расстояние меж двух столиц примерно за сутки. А в 1871-м появился экспресс, который проезжал те же километры за 15 часов 45 минут.

«Красная стрела» в своем первом «полете», в июне 1931-го, пронеслась из Ленинграда до Москвы за 9 часов 50 минут. Поезд ехал со средней скоростью 80 километров в час, а на отдельных участках разгонялся до 100 километров в час.

Обратную дорогу на следующий день тот же состав преодолел на 2 минуты быстрее. И это с учетом незапланированно долгой стоянки в Завидово. Там у одного из вагонов вышел из строя подшипник, пришлось останавливаться и отцеплять вагон. Но потерянное время локомотивная бригада во главе с машинистом Василием Ивановым наверстала в дороге.

Так что пассажиры и не заметили задержки. Да и не до того им было. Впервые в вагонах советского поезда выдавался не просто кипяток. Работал настоящий буфет, ужин из которого можно было заказать прямо в купе. Проводники приносили желающим настольные игры – шашки, шахматы. А на больших остановках – в Бологом, Окуловке и Малой Вишере – прямо из поезда можно было позвонить по телефону. Соединяли и с Кремлем (сразу знали, кто будет ездить на «Стреле»), и с заграницей.


Прибытие поезда «Красная стрела» в Ленинград, 1954 год


«Красная стрела» на Московском вокзале Санкт-Петербурга, наши дни

Хрустальные графины пережили блокаду

«Красной стреле» всегда доставалось все самое лучшее. Ее доверяли перворазрядным бригадам. Тянуть составы ставили самые современные локомотивы – сначала паровозы, тепловозы, а с 1962 года, когда была полностью электрифицирована линия Ленинград-Москва, и электровозы. Вагоны тоже постоянно совершенствовались.

«Красные стрелы» летали навстречу друг другу каждый день с лета 1931-го. Их движение было остановлено только во время Великой Отечественной войны. Уже 24 июня 1941-го первые бомбы разрушили железнодорожное полотно, пострадал мост через Волхов в Ленинградской области. Так вышло, что оба состава «Красной стрелы» в этот день были в Ленинграде. Один из них потом эвакуировали. Другой спрятали в бывшем царском павильоне у Витебского вокзала.

Во время войны поезда не пострадали, но обветшали. В 1944-м после полного снятия блокады Ленинграда железнодорожники привели вагоны и локомотивы в порядок. Снова «достали из сундуков» фирменное постельное белье, одеяла, занавески, ковры. И даже хрустальные графинчики не разбились и не потерялись – все вернулись в поезда.

Первая после блокады «Красная стрела» отправилась в путь от перрона Московского вокзала Северной столицы в 17 часов 20 марта 1944 года. Состав сопровождали врач, милиционеры и пограничники. За пассажирскими вагонами была прицеплена платформа с зенитными пулеметами на случай воздушной атаки. Ехали по меркам довоенного времени не спеша. До Москвы добрались только через 16 часов. Причиной тому было плачевное состояние железнодорожного полотна.

Еще:  Минтранс разрешит детям ездить в поездах без документов

Купе жестко-купейного вагона, 1954 год


Интерьер «Красной стрелы», наши дни


Интерьер «Красной стрелы», наши дни


Интерьер «Красной стрелы», наши дни

Мечта молодоженов

В послевоенные годы «Красная стрела» ускорилась. Постепенно время в пути было сокращено до нынешних 8 часов. И это самый знаменитый ночной экспресс в стране.

Еще в советские годы поезд №1/2 смог выдержать соревнование с гражданской авиацией. Пассажирские самолеты меж двух столиц стали летать примерно одновременно с запуском экспресса. Изначально они были быстрее. Но проехать на «Стреле» всегда было не просто удобно, а еще и статусно. С 1930-х именно этим поездом отправлялись кто в Москву, кто в Ленинград самые важные люди страны. Соседом по купе мог стать и партийный начальник, и известный артист, и герой Советского Союза, позднее космонавт. Большая часть билетов распределялась по «брони». А у молодоженов считалось особым шиком прямо в день свадьбы уехать в ночь на «Красной стреле».

Эти составы обслуживали все самые статусные мероприятия СССР: съезды партии и профсоюзов, фестивали, олимпиаду. Даже олимпийский огонь в 1980 году был доставлен из Москвы в Ленинград в вагоне «Красной стрелы».

В этом году «Красной стреле» исполняется уже 88 лет. И нет сомнений, что долетит она и до 100-летнего юбилея.

Посадка пассажиров в вагон поезда «Красная стрела», 1954 год


Состав поезда «Красная стрела», поданный под посадку в Ленинграде, 1954 год


Прибытие поезда «Красная стрела», наши дни.

Почти домашняя атмосфера
«Поезд «Красная Стрела» с первого рейса и до сегодняшнего дня остается флагманом пассажирских железнодорожных перевозок. Первый фирменный состав в стране с самого начала предлагал своим пассажирам высочайший уровень сервиса. Комфорт, скорость и точность расписания – это отличительные черты, которые поезд номер один пронес через всю свою богатую историю, насчитывающую уже более 87 лет.
Несмотря на существующую сегодня конкуренцию с другими железнодорожными перевозчиками, авиакомпаниями и автоперевозчиками, этот поезд давно нашел своего пассажира. «Красной Стрелой» пользуются те, кто ценит уют, тишину и возможность на время поездки отключиться от суеты и проблем. Те, кто хочет побыть наедине с самим собой, и ощутить почти домашнюю атмосферу комфорта, которую создает профессиональная поездная бригада» — начальник Северо-Западного филиала АО «Федеральная пассажирская компания» Михаил Поярков.

Источник

Тест поезда. Чем меня разочаровала «Красная стрела»

Когда-то «Красная стрела» была самым фешенебельным и передовым поездом страны. Ее отправление и прибытие на вокзале встречали торжественными мелодиями. Ее выбирали актеры, бизнесмены и лучшие люди страны. Проверил, что стало с главным поездом России сегодня.

Покупка билета и его цена

«Красная стрела» – один из немногих поездов в России, продажа билетов на которые открывается за 120 суток до отправления поезда. В РЖД уверены: чтобы не случилось, расписание «стрелы» не изменится. Уже много лет она отправляется в 23:55 и прибывает в 7:55 следующего дня.

Самый дешевый билет при покупке за 120 суток обойдется в 2743 рубля – это верхнее место в купе. Нижнее стоит около 3,5 тысяч. Цена билетов в купе за несколько дней до отправления может доходить до 6-7 тысяч рублей. СВ – в 1,5-2 раза дороже.

Я покупал билет за сутки до отправления, но не за деньги, а бонусные баллы «РЖД Бонус». Именно на «Красную стрелу» я не метил – просто повезло, что билеты были как раз на этот поезд. Правда при покупке столкнулся с проблемой – в РЖД как раз на 4 августа анонсировали акцию, согласно которой бонусные билеты должны были продаваться со скидкой 50%. Но она не работала.

Поезд с историей

«Красная стрела» неспроста имеет номер один! Это был первый в Советском Союзе фирменный поезд. Он начал курсировать в 1931 году, правда, поначалу вагоны были синими.

На время войны движение поездов прекратилось, а сами составы эвакуировали. До 1962 года у поезда несколько раз менялись типы вагонов и паровозы/тепловозы, таскавшие синюю «Красную стрелу». Некоторые локомотивы специально окрашивали в синий цвет, чтобы они гармонировали с составом.

С 1962 года, когда линию электрифицировали, «Стрелу» стал везти электровоз, а вагоны, наконец, получили красную окраску. Долгие годы – с 1976 по 2006 – здесь курсировали купейные вагоны производства немецкого завода «Аммендорф» (с шоколадными стенками).

В 2006 году вагоны заменили на новые – производства Тверского вагоностроительного завода. Они и используются в «стреле» по сей день.

Поездка в День железнодорожника

Моя поездка пришлась на 4 августа. В 2019 году это День железнодорожника.

«Красная стрела» на Московском вокзале Петербурга традиционно подается к платформам номер пять или четыре, которые прямиком выходят к главному входу в здание вокзала.

В моем случае это была пятая платформа, правая сторона. Первое, на что я обратил внимание – поезд, ранее всегда состоявший из 16 вагонов плюс ресторан, в этот раз был каким-то коротким. Посмотрел схему состава в Сети. Вот она:

Как мы видим, часть вагонов отсутствует. С чем это связано в пик сезона перевозок – не знаю. Может быть, часть вагонов на ремонте? А, может, нет спроса? Хотя это вряд ли.

Еще несколько лет назад была нормальная практика: посадка в «стрелу» начиналась не за полчаса до отправления, как во все поезда, а за час. В моем случае состав подали только за 40 минут до отправления. Проводники сразу вышли на платформу и выстроились вдоль поезда, чтобы начать сажать пассажиров. Это было еще до объявления начала посадки.

В моем вагоне работала приветливая проводница средних лет. Поздоровались, она проверила паспорт, нашла данные моего билета в наладонном компьютере и пригласила пройти внутрь вагона.

Нет титана и девятого купе

«Красная стрела» была одним из первых поездов, в котором производитель отказался от титана. Вместо этого у проводника – обычный чайник. Еще одно отличие – в поезде не девять, а восемь купе. Оба туалета находятся со стороны нерабочего тамбура.

В коридоре лежит красная ковровая дорожка, которая во время посадки застелена белым тряпочным полотном. Потом его убирают. На окнах – шторы с фирменным вензелем КС.

Внутри купе полки-трансформеры, которые, естественно, застелены бельем. Одеяла заправлены в пододеяльники. Под столиком, который удобно выдвигается так, что за ним могут поместиться сразу четыре человека, расположены две розетки. Для пассажиров верхних полок розетки и usb-порты для зарядки телефонов отсутствуют.

Контингент поезда – командировочные и очень много иностранцев. Китайских групп я не видел, но индивидуальных путешественников – полно. Причем это не только китайцы. Я, например, отчетливо и в большом количестве слышал и французскую, и английскую речь.

Впрочем, в моем купе были только мужчины-сограждане, которые ехали явно по делам.

В 23:55 поезд отправился в полной тишине. Еще несколько лет назад в Петербурге, когда «Красная стрела» отправлялась или прибывала, на вокзале включали гимн Великому городу (в Москве – песню Газманова «Москва. Звонят колокола»). Позже эту традицию распространили и на «Сапсаны», в результате мелодии играли так часто, что всем надоели, и от них решили отказаться, заодно и применительно к «Красной стреле».

По громкой связи к пассажирам обратился начальник поезда Алубаев Роман. Он рассказал, что локомотивом поезда управляет машинист первого класса Михаил Павлушин, а также сообщил, в каких вагонах какое предусмотрено питание, кратко рассказал о правилах проезда и попросил в случае чего обращаться к нему с вопросами.

Я думал, что скажет что-то еще про день железнодорожника, но нет. Помню какое-то время тому назад легендарный начальник «Красной стрелы» Александр Дымнич толкнул под новый год такую речь, что все пассажиры прослезились. В этот раз ничего такого не было. Четкий текст и всё. Кстати, в купе находилась визитка с телефоном начальника поезда, чтобы в случае чего позвонить ему. Отличное решение!

Чуть позже пришла проводница. Она рассказала, что кроме того питания, что стояло на столах (0,25 мл воды, булочка, печенье и йогуртовый продукт), пассажирам полагается горячий завтрак. На выбор предлагались блинчики с мясом или яблоком, а также запеканка.

Кроме того, проводница объяснила, что купе оборудовано регулятором температуры воздуха – можно выставить от 20 до 24 градусов.

«У вас сейчас стоит на минимуме, на 20 градусах. Если будет холодно, можно сделать потеплее, но имейте в виду, что от 21 градуса внизу начинает работать электрообогрев», – рассказала она.

Я попросил чай, кто-то из соседей заказал на утро кофе, и все легли на свои полки. Я закрыл шторку. Кто-то немного почитал, кто-то посидел в смартфоне, и мы уснули.

Температура в купе была идеальной для того, чтобы спать под одеялом. Не жарко и не холодно. Приток воздуха отличный. Дышалось свободно. Не было абсолютно никакого дискомфорта в плане климата, часто свойственного для купейных вагонов.

Когда нас разбудила проводница за полчаса до прибытия, на столе уже стояло питание, принесенное сотрудниками вагона ресторана. Я взял блинчики с яблоком, очень приличные на вкус. Соседи нахваливали блины с мясом и запеканку.

За полчаса до прибытия начальник поезда вновь вышел на связь, пожелал всем доброго утра и напомнил, что в 7:55 поезд прибудет в Москву. Так оно и случилось – ровно по расписанию.

Так чем же меня разочаровала «Красная стрела»

«Красная стрела» – безусловно очень хороший поезд. Но, увы, сегодня нельзя сказать, что лучший. Еще лет пять-семь назад это было так.

Покупая билет на «Красную стрелу», пассажир покупал билет как будто в пятизвездочную гостиницу со всем свойственным пафосом: музыка при отправлении и прибытии, особый сервис, особые вагоны.

Но сегодня уже есть вагоны круче и гораздо новее, где розеток не две на купе, а четыре, где в каждом вагоне душ (в «Стреле» есть, но не в каждом вагоне), где так же кормят горячими завтраками и есть красивые занавески, наконец, где проводники не хуже.

И «стрела» – это уже просто бренд, очень сильный для туристов. Но какой-то особой атмосферы там нет. Оттого, возможно, и вагонов уже не 16, как раньше.

ФПК нужно сильно поломать голову, чтобы решить, что делать с этим поездом, чтобы он вновь стал особым.

Источник