Презентация по географии на тему Железнодорожный транспорт

Презентация по географии на тему «Железнодорожный транспорт».

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ Пархомец И.Ю., учитель географии, г. Луганск

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ Пархомец И.Ю., учитель географии, г. Луганск

Железнодорожный транспорт — вид наземного транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям. Железнодорожный транспорт является: 1.безопасным видом транспорта по сравнению с другими его видами; 2. способен справляться с большими объёмами пассажиро — и грузопотоков; 3. энергоэффективным; 4. однако обычно менее гибкий и более капиталоёмкий, чем автомобильный транспорт при меньшей загрузке транспортной сети.

Паровоз Тревитика и дорога, по которой он двигался в 1804 г.

Первой железной дорогой на паровой тяге стала линия Ливерпуль – Манчестер в Англии, открытая в 1830 г. В том же году была построена и первая железная дорога в США, соединившая города Чарлстон и Огаста. В 1833 г. появилась первая железная дорога во Франции, в 1835 г. – в Германии и Бельгии. А в России первая железная дорога Петербург – Царское Село (26 км) была открыта в 1837 г. Так было положено начало периоду бурного железнодорожного строительства: с 1850 по 1900 г. в мире было введено в эксплуатацию более 800 тыс. км путей (в среднем по 16 тыс. км в год). Рекордсменом в этой области стали США, а на второе место вышла Россия. К 1920 г. протяженность железных дорог мира достигла уже почти 1,2 млн км.

Системы высокоскоростного транспорта — такой тип железнодорожного транспорта, который передвигается значительно быстрее, чем обычный поезд. Однако чёткого деления на высокоскоростные и обычные не существует. Обычно высокоскоростной транспорт движется со скоростью 200 -350 км/ч. Первой в мире "высокоскоростной железной дорогой" стала «Tōkaidō Shinkansen», открытая в октябре 1964 (строительство началось в 1959 году). Поезда Shinkansen нулевой серии, построенные Кавасаки, достигали скорости в 200 км/ч (средняя скорость 160 км/ч) на маршруте "Токио — Нагоя — Киото — Осака". В Японии этот транспорт носит название СИНКАНСЕ́Н (Shinkansen; "Новая магистральная линия") В 1996 году на тестовых испытаниях была достигнута скорость 443 км/ч для обычного рельса, а 2003 году был установлен мировой рекорд скорости для поездов, использующих магнитную левитацию, — 581 км/ч.

Сейчас пальму первенства в скорости держат французы. Французские линия называется TGV (сокр. фр. train à grande vitesse, скоростной поезд). Первая ветка была открыта в 1981 году между Парижем и Лионом. Поезда TGV ходят со скоростью до 320 км/ч. 3 апреля 2007 года на испытаниях особо измененный поезд достиг скорости 574.8 км/ч.

Шанхайском поезде на магнитной подушке, построенном по технологии Transrapid в сотрудничестве с Siemens, Германией, который эксплуатируется с марта 2004 года.

По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают: США (176 тыс. км), Россия (86), Канада (85), Индия, КНР, ФРГ, Аргентина, Австралия, Франция, Мексика. На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира.

Густота и электрификация железных дорог : По густоте лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км). Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км. По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в Швейцарии электрифицировано около 100% железных дорог, в Швеции — 65%, в Италии, Австрии и Испании — более 50%, в России-47%). Россия занимает первое место по общей длине электрифицированных железных дорог. Электрификация железных дорог США очень низка (1%).

Грузооборот и пасажирооборот По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия; по пассажирообороту — Япония (395 млрд пассажиро-км), КНР (354), Индия (320), Россия (170), ФРГ — 60 млрд пассажиро-км;

Максимальная скорость железнодорожного сообщения Тайвань: Тайбэй — Гаосюн, Тайваньская высокоскоростная железная дорога (THSR) — до 300 км/ч Китай: Ухань — Гуанчжоу — до 350 км/ч, Япония: Токио — Осака — до 276 км/ч (план Токио — Нагоя — до 500 км/ч) Южная Корея: Сеул — Тэджон (Daejon) — до 430 км/ч Франция: Париж — Страсбург — до 350 км/ч Германия: Франкфурт/М.(аэропорт) — Кёльн, Мюнхен — Нюрнберг — до 320 км/ч Италия: Рим — Неаполь — до 300 км/ч Испания: Мадрид — Барселона — до 350 км/ч Великобритания-Бельгия: Лондон — Брюссель — до 300 км/ч Турция: Анкара — Стамбул — до 300 км/ч Россия (состав Сапсан): Москва — Санкт-Петербург — до 250 км/ч, Москва — Нижний Новгород — до 160 км/ч; (состав Аллегро) Санкт-Петербург — Хельсинки — до 200 км/ч

Городской железнодорожный общественный транспорт Метрополитен Трамвай

Метрополитен (от фр. métropolitain, сокр. от chemin de fer métropolitain — «столичная железная дорога»), метро́ (фр. métro, англ. underground, амер. англ. subway) — в традиционном понимании городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров, инженерно отделённая от любого другого транспорта и пешеходного движения (внеуличная). В общем случае метрополитен — любая внеуличная городская пассажирская транспортная система с курсирующими по ней маршрутными поездами (например, городской монорельс).

Крупнейшие метрополитены в мире: по количеству станций и маршрутов — Нью-Йоркский (468 станций, 24 маршрута) по длине линий — Шанхайский (548 км) и Пекинский (527 км) по годовому пассажиропотоку — Токийский и Сеульский по суточному пассажиропотоку — Пекинский и Московский

Первая подземная железная дорога была построена в Лондоне в 1863 году компанией «Метропо́литен рэйлуэй» (англ. Metropolitan Railway — букв. «столичная железная дорога»). Второй метрополитен был открыт в Нью-Йорке в 1868 как надземный, однако первые надземные участки не сохранились и впоследствии были заменены подземными (первая подземная линия открыта в 1904). На европейском континенте старейшими являются метрополитены Будапешта (1896), Парижа (1900), Берлина (1902), а также Гамбурга (1912). В Великобритании следующим после лондонского стал метрополитен в Глазго (1896).

Еще:  Шемордан расписание поездов и электричек

В России первая линия метрополитена была торжественно открыта в Москве 15 мая 1935 года. На территории СССР метрополитен был открыт также в Ленинграде (1955), Киеве (1960), Тбилиси (1966), Баку (1967), Харькове (1975), Ташкенте (1977), Ереване (1981), Минске (1984), Горьком (1985), Новосибирске (1986), Куйбышеве (1987) и Свердловске(1991). После распада СССР метрополитен был открыт всего лишь в трёх городах: Днепропетровске (1995, Украина), Казани (2005, Россия) и Алма-Ате (2011, Казахстан).

Трамвай (от англ. tram — вагон, вагонетка и way — путь, название произошло по одной из версий от вагонеток для перевозки угля на шахтах Великобритании) — вид уличного рельсового общественного транспорта, обычно на электрической тяге, используемый преимущественно в городах для перевозки пассажиров по заданным маршрутам. Так же называют и экипаж или отдельный вагон данного вида транспорта. Трамваи возникли в первой половине XIX века, электрические — в конце XIX века.

В 1892г. был построен первый трамвай в Российской Империи – в нынешней столице Украины – Киеве. Этому примеру последовали многие другие города – трамвай был построен в Нижнем Новгороде (1896), Екатеринославе (ныне Днепропетровск – 1897), Житомире (1899), Москве (1899). Тогдашняя столица – Санкт-Петербург – обзавелась трамваем несколько позже, в 1907г., однако через некоторое время уже Ленинград стал настоящей трамвайной столицей не только России, но и мира. Ныне длина трамвайной сети Санкт-Петербурга составляет более 500 км, при том, что значительная часть линий демонтирована в последнее время. В Луганске – 1 мая 1934 года пошел первый трамвай

Источник

Транспорт

С самых древних времен люди мечтали научиться быстро передвигаться из одной точки мира в другую, какое бы огромное расстояние между ними не было. Сейчас человечество использует множество разновидностей транспорта. Благодаря им каждый человек может прилететь в любую точку мира, переплыть моря и океаны или же просто приехать в какое-либо место на своем личном автомобиле.

Древний мир

Транспорт появился еще в древние времена. Он часто использовался для военных целей или перевозки больших грузов. В Римской империи часто использовали колесные повозки. Со временем, для улучшения торговли между государствами, начали использовать морские судна, по началу гребные, а потом парусные. В основном использовался труд рабов. Транспорт еще не стал отдельной частью хозяйства, им владели рабовладельцы. Одним из самых древних и распространенных транспортов был гужевой (вид передвижения, управляемый животными). При помощи лошадей можно было преодолевать большие расстояния по земле. На них купцы могли возить свои товары или передвигаться пассажиры.

Промышленный переворот

В Европе в 18 веке начинается промышленный переворот, благодаря ему транспорт начинает отделяться от торговли и становится самостоятельной частью производства. Ведущим странам в тот момент нужно было быстро и без лишних затрат перевезти огромное количество грузов. Для этого создавали каналы и строили железные дороги с конной тягой. В начале следующего столетия было решено полностью перейти к механическому транспорту на паровых двигателях. В Англии изобрели паровоз Р. Тревитика, который двигался по рельсам. После в США был использован паровой двигатель для речного транспорта.

Железнодорожный транспорт

По началу железные дороги были с деревянными и каменными рельсовыми колеями, по которым катились телеги с лошадью. Так можно было намного быстрее увести более большой груз. Спустя половину столетия люди сумели создать и начать использовать паровую машину, а рельсы стали делать из металла. Железные дороги стали большим открытием на тот период времени в производстве, торговле и путешествиях. Раньше всего они начали свое распространение в США и в странах Западной Европы, но вскоре стали появляться и в других странах. Железные дороги к 1830 году стали самым популярным средством передвижения, до этого им были лошади. Но это длилось не очень долго, потому что в игру вступили автомобили и авиатранспорт.

Источник



Тема транспорт мира поезд

Данное чудо свободомыслия было сконструировано автопромышленным гигантом в США в 1950-е годы по заказу нескольких железнодорожных компаний, которым требовались быстрые локомотивы дабы потеснить конкурентов и отбить спешащих пассажиров у бурно развивающейся гражданской авиации.

На странного облика «аэропоезд», произведенный «Дженерал Моторз» в 1956 году, возлагали немалые надежды. Красоту ему придал известный дизайнер стильных «тачек» и концепт-каров Чак Джордан.

В конструкции вагонов состава под маркой «Aerotrain» не было почти ничего нового. Специалисты автомобилестроения просто взяли несколько своих автобусов и заменили в них шасси. Но при этом аэропоезд был быстрым и лёгким, более чем в два раза легче, чем тогдашние паровые поезда при полной загрузке.

«Дженерал Моторз» выпустила два прототипа нового транспорта, которые были предоставлены нескольким ж.-д. компаниям для тестирования. Все они были единодушны в диагнозе: аэропоезд имеет слишком слабый двигатель, не позволяющий ни достичь максимально возможной скорости, ни поднять состав на возвышенность. При этом за локомотивом было сложно ухаживать, а тем более чинить. Дополнительную злую шутку сыграла легковесность поезда, в котором пассажиры себя почувствовали, как будто едут в кузове грузовика по не очень гладкой трассе. Прототипам удалось наездить 970 тысяч километров, в 1966 году их списали. Ныне аэропоезда от автогиганта пребывают на заслуженном отдыхе в американских музеях.

Реактивный поезд «Чёрный Жук»

Изделие М-497, вошедшее в историю железнодорожного транспорта под прозвищем «Black Beetle», было детищем эксперимента по переводу локомотивов с дизельной или электрической тяги на реактивную, как в самолетах. «Чёрный Жук» был сконструирован и собран в 1966 году по заказу Центральной железной дороги Нью-Йорка.

Предназначенный для перевозки пассажиров, «Black Beetle» взял на вооружение две бывших в употреблении реактивных турбины с бомбардировщика B-36. На химерном локомотиве в ходе испытаний был установлен рекорд скорости — 295 км/ч, остававшийся непобитым на протяжении сорока лет.

Нью-Йоркские железнодорожники остались недовольны вероятной дороговизной реактивного самоходного вагона «Чёрный Жук». Даже несмотря на то, что прототип чудо-поезда был собран из бэушных деталей и поэтому был не слишком дорог. Кроме того, специалисты протестировали состояние рельсов и точной техники внутри M-497 и пришли к выводу, что применение реактивной тяги на ж.-д. транспорте сильно изнашивает сам транспорт. То есть, «Жук» оказался бы еще более затратным, чем казался. В итоге турбины с послужившего для них субстратом рельсового автомобиля сняли, а сам автомобиль прослужил на обычном своем двигателе до 1984 года, после чего был превращен в гору металлолома.

Еще:  Информация о расписании поездов Архангельск Смоленск

Советский реактивный поезд

В 1970 г. Калининский вагоностроительный завод закончил изготовление реактивного локомотива, получившего название СВЛ (скоростной вагон-лаборатория). Кузов высокоскоростного вагона был построен на основе моторного головного вагона ЭР22, у которого поставлены головной и хвостовой обтекатели, а подвагонное оборудование и ходовая часть закрыты с обеих сторон съемными фальшбортами. Причём кабина, лобовая и задняя стенки ЭР22 сохранены, обтекатели являются лишь «насадками». Забавно, что в результате машинист смотрит на путь через два стекла: кабины и обтекателя.

Форма обтекателей является разработкой МГУ и имеет коэффициент лобового сопротивления 0,252. Модель вагона продувалась в аэродинамической трубе ЦАГИ. Собственно говоря, КВЗ планировал постройку сверхскоростного реактивного поезда «Русская Тройка» именно с этими обтекателями. Для уменьшения воздушного сопротивления при движении на высоких скоростях съёмным обтекателем закрывается и автосцепка СА-3.

Головной вагон ЭР22-67 был специально построен Рижским вагоностроительным заводом для СВЛ — то есть чертежи были обычные, но особое внимание уделено качеству изготовления. Изначально СВЛ был окрашен в цвета ЭР22: кремово-жёлтый верх и красный низ. Длина вагона с обтекателями 28 м.
Вагон имеет необычные для головного вагона двухосные тележки конструкции Калининского вагоностроительного завода и ВНИИВ с пневматическими рессорами центрального подвешивания. Такие тележки ранее подкатывались под прицепные вагоны электропоездов ЭР22.

Вагон оборудован дисковыми тормозами с пневматическим и электропневматическим управлением. Имеются песочницы для увеличения сцепления колес с рельсами при торможении. На крыше вагона в головной его части на специальном пилоне установлены два авиационных турбореактивных двигателя самолета ЯК-40, которые и создают необходимую силу тяги для движения вагона. Вес двух двигателей менее 1т. Максимальная сила тяги их 3000 кгс.

В кабине машиниста установлен авиационный пульт управления двигателями, а также обычные приборы управления тормозами и песочницами. В кузове вагона смонтировали дизель-генератор. От генератора получают питание электродвигатель компрессора, осветительные приборы, цепи управления и электропечи. Вагон в экипированном состоянии весил 59.4 т, в том числе запас топлива (керосина) 7.2 т.

В 1971 г. экспериментальный вагон проходил испытания на линии Голутвин — Озёры Московской дороги, где была достигнута скорость 187 км/ч. Затем в начале 1972 г. вагон совершал поездки на участке Новомосковск — Днепродзержинск Приднепровской железной дороги, где постепенно увеличивалась максимальная скорость (160, 180, 200 км/ч). Итогом испытаний была скорость движения 249 км/ч.

Необходимо отметить, что целью испытаний не являлось установление рекорда скорости. Испытания проводились для исследования взаимодействий в системе «колесо-рельс», для будущих скоростных поездов. Для испытаний лучше всего подходил вагон «который едет сам», не отталкиваясь колёсами от рельсов. Прицепить вагон к локомотиву не было возможности, т. к. в 1970 году в СССР ещё не было локомотивов способных длительное время держать скорость более 230 км/ч. Железнодорожный путь, также не позволял развивать скорости более 250 км/ч.

После завершения испытаний СВЛ был брошен на задворках Калининского вагоностроительного завода у ст. Дорошиха.

Источник

Презентация на тему:"Железнодорожный транспорт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: «Железнодорожный транспорт». Данная презентация может быть использована на уроках географии в 10 классе при изучении темы «География транспорта». Железнодорожный транспорт сегодня является ведущим среди универсальных видов пассажирских и грузоперевозок во многих крупных странах мира, в том числе, и в России. Это обусловлено, прежде всего, географическими особенностями. На территориях большой протяженности передвигаться по железной дороге удобно, экономично, относительно безопасно. Сегодня в большинстве стран мира железнодорожный транспорт делится на промышленный, городской (трамваи, метрополитены) и общего пользования (пассажирский, грузовой междугородний). Современные составы мало напоминают своих предшественников из XIX века. История железнодорожного транспорта – это путь длиною в два столетия от первого паровоза в 1803 году через электровозы и тепловозы начала ХХ века до ультрасовременных высокоскоростных поездов и поедов на электромагнитной подушке.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему:»Железнодорожный транспорт»»

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ Пархомец И.Ю., учитель географии, г. Луганск

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ Пархомец И.Ю., учитель географии, г. Луганск

Железнодорожный транспорт — вид наземного транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям. Железнодорожный транспорт является: 1.безопасным видом транспорта по сравнению с другими его видами; 2.способен справляться с большими объёмами пассажиро - и грузопотоков; 3. энергоэффективным; 4. однако обычно менее гибкий и более капиталоёмкий, чем автомобильный транспорт при меньшей загрузке транспортной сети.

Железнодорожный транспорт — вид наземного транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям.

Железнодорожный транспорт является: 1.безопасным видом транспорта по сравнению с другими его видами;

2.способен справляться с большими объёмами пассажиро — и грузопотоков;

4. однако обычно менее гибкий и более капиталоёмкий, чем автомобильный транспорт при меньшей загрузке транспортной сети.

Паровоз Тревитика и дорога, по которой он двигался в 1804 г.

Паровоз Тревитика и дорога, по которой он двигался в 1804 г.

Первой железной дорогой на паровой тяге стала линия Ливерпуль – Манчестер в Англии, открытая в 1830 г. В том же году была построена и первая железная дорога в США, соединившая города Чарлстон и Огаста. В 1833 г. появилась первая железная дорога во Франции, в 1835 г. – в Германии и Бельгии. А в России первая железная дорога Петербург – Царское Село (26 км) была открыта в 1837 г. Так было положено начало периоду бурного железнодорожного строительства: с 1850 по 1900 г. в мире было введено в эксплуатацию более 800 тыс. км путей (в среднем по 16 тыс. км в год). Рекордсменом в этой области стали США, а на второе место вышла Россия. К 1920 г. протяженность железных дорог мира достигла уже почти 1,2 млн км.

Первой железной дорогой на паровой тяге стала линия Ливерпуль – Манчестер в Англии, открытая в 1830 г. В том же году была построена и первая железная дорога в США, соединившая города Чарлстон и Огаста. В 1833 г. появилась первая железная дорога во Франции, в 1835 г. – в Германии и Бельгии. А в России первая железная дорога Петербург – Царское Село (26 км) была открыта в 1837 г. Так было положено начало периоду бурного железнодорожного строительства: с 1850 по 1900 г. в мире было введено в эксплуатацию более 800 тыс. км путей (в среднем по 16 тыс. км в год). Рекордсменом в этой области стали США, а на второе место вышла Россия. К 1920 г. протяженность железных дорог мира достигла уже почти 1,2 млн км.

Системы высокоскоростного транспорта - такой тип железнодорожного транспорта, который передвигается значительно быстрее, чем обычный поезд. Однако чёткого деления на высокоскоростные и обычные не существует. Обычно высокоскоростной транспорт движется со скоростью 200 -350 км/ч. Первой в мире

Системы высокоскоростного транспорта — такой тип железнодорожного транспорта, который передвигается значительно быстрее, чем обычный поезд. Однако чёткого деления на высокоскоростные и обычные не существует. Обычно высокоскоростной транспорт движется со скоростью 200 -350 км/ч.

Еще:  Купить ЖД билеты на поезд Минеральные Воды Петров Вал

Первой в мире «высокоскоростной железной дорогой» стала «Tōkaidō Shinkansen», открытая в октябре 1964 (строительство началось в 1959 году). Поезда Shinkansen нулевой серии, построенные Кавасаки, достигали скорости в 200 км/ч (средняя скорость 160 км/ч) на маршруте «Токио — Нагоя — Киото — Осака». В Японии этот транспорт носит название СИНКАНСЕ́Н (Shinkansen; «Новая магистральная линия») В 1996 году на тестовых испытаниях была достигнута скорость 443 км/ч для обычного рельса, а 2003 году был установлен мировой рекорд скорости для поездов, использующих магнитную левитацию, — 581 км/ч.

Сейчас пальму первенства в скорости держат французы. Французские линия называется TGV (сокр. фр. train à grande vitesse, скоростной поезд). Первая ветка была открыта в 1981 году между Парижем и Лионом. Поезда TGV ходят со скоростью до 320 км/ч. 3 апреля 2007 года на испытаниях особо измененный поезд достиг скорости 574.8 км/ч.

Сейчас пальму первенства в скорости держат французы. Французские линия называется TGV (сокр. фр. train à grande vitesse, скоростной поезд). Первая ветка была открыта в 1981 году между Парижем и Лионом. Поезда TGV ходят со скоростью до 320 км/ч. 3 апреля 2007 года на испытаниях особо измененный поезд достиг скорости 574.8 км/ч.

Шанхайском поезде на магнитной подушке, построенном по технологии Transrapid в сотрудничестве с Siemens, Германией, который эксплуатируется с марта 2004 года .

Шанхайском поезде на магнитной подушке, построенном по технологии Transrapid в сотрудничестве с Siemens, Германией, который эксплуатируется с марта 2004 года .

По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают:

По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают:

  • США (176 тыс. км),
  • Россия (86),
  • Канада (85),
  • Индия, КНР, ФРГ, Аргентина, Австралия, Франция, Мексика.
  • На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира.

Густота и электрификация железных дорог :

  • По густоте лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км).
  • Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км.
  • По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в Швейцарии электрифицировано около 100% железных дорог, в Швеции — 65%, в Италии, Австрии и Испании — более 50%, в России-47%).
  • Россия занимает первое место по общей длине электрифицированных железных дорог.
  • Электрификация железных дорог США очень низка (1%).

Грузооборот и пасажирооборот

  • По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия;
  • по пассажирообороту — Япония (395 млрд пассажиро-км), КНР (354), Индия (320), Россия (170), ФРГ — 60 млрд пассажиро-км;

Максимальная скорость железнодорожного сообщения

  • Тайвань: Тайбэй — Гаосюн, Тайваньская высокоскоростная железная дорога (THSR) — до 300 км/ч
  • Китай: Ухань — Гуанчжоу — до 350 км/ч,
  • Япония: Токио — Осака — до 276 км/ч (план Токио — Нагоя — до 500 км/ч)
  • Южная Корея: Сеул — Тэджон (Daejon) — до 430 км/ч
  • Франция: Париж — Страсбург — до 350 км/ч
  • Германия: Франкфурт/М.(аэропорт) — Кёльн, Мюнхен — Нюрнберг — до 320 км/ч
  • Италия: Рим — Неаполь — до 300 км/ч
  • Испания: Мадрид — Барселона — до 350 км/ч
  • Великобритания-Бельгия: Лондон — Брюссель — до 300 км/ч
  • Турция: Анкара — Стамбул — до 300 км/ч
  • Россия (состав Сапсан): Москва — Санкт-Петербург — до 250 км/ч, Москва — Нижний Новгород — до 160 км/ч; (состав Аллегро) Санкт-Петербург — Хельсинки — до 200 км/ч

Городской железнодорожный общественный транспорт

  • Метрополитен
  • Трамвай

Метрополите́н (от фр. métropolitain, сокр. от chemin de fer métropolitain — «столичная железная дорога»), метро́ (фр. métro, англ. underground, амер. англ. subway) — в традиционном понимании городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров, инженерно отделённая от любого другого транспорта и пешеходного движения (внеуличная). В общем случае метрополитен — любая внеуличная городская пассажирская транспортная система с курсирующими по ней маршрутными поездами (например, городской монорельс) .

Крупнейшие метрополитены в мире: по количеству станций и маршрутов — Нью-Йоркский (468 станций, 24 маршрута) по длине линий — Шанхайский (548 км) и Пекинский (527 км) по годовому пассажиропотоку — Токийский и Сеульский по суточному пассажиропотоку — Пекинский и Московский

Крупнейшие метрополитены в мире: по количеству станций и маршрутов — Нью-Йоркский (468 станций, 24 маршрута) по длине линий — Шанхайский (548 км) и Пекинский (527 км) по годовому пассажиропотоку — Токийский и Сеульский по суточному пассажиропотоку — Пекинский и Московский

Первая подземная железная дорога была построена в Лондоне в 1863 году компанией «Метропо́литен рэйлуэй» (англ. Metropolitan Railway — букв. «столичная железная дорога»). Второй метрополитен был открыт в Нью-Йорке в 1868 как надземный, однако первые надземные участки не сохранились и впоследствии были заменены подземными (первая подземная линия открыта в 1904). На европейском континенте старейшими являются метрополитены Будапешта (1896), Парижа (1900), Берлина (1902), а также Гамбурга (1912). В Великобритании следующим после лондонского стал метрополитен в Глазго (1896).

Первая подземная железная дорога была построена в Лондоне в 1863 году компанией «Метропо́литен рэйлуэй» (англ. Metropolitan Railway — букв. «столичная железная дорога»). Второй метрополитен был открыт в Нью-Йорке в 1868 как надземный, однако первые надземные участки не сохранились и впоследствии были заменены подземными (первая подземная линия открыта в 1904).

На европейском континенте старейшими являются метрополитены Будапешта (1896), Парижа (1900), Берлина (1902), а также Гамбурга (1912). В Великобритании следующим после лондонского стал метрополитен в Глазго (1896).

В России первая линия метрополитена была торжественно открыта в Москве 15 мая 1935 года. На территории СССР метрополитен был открыт также в Ленинграде (1955), Киеве (1960), Тбилиси (1966), Баку (1967), Харькове (1975), Ташкенте (1977), Ереване (1981), Минске (1984), Горьком (1985), Новосибирске (1986), Куйбышеве (1987) и Свердловске(1991). После распада СССР метрополитен был открыт всего лишь в трёх городах: Днепропетровске (1995, Украина), Казани (2005, Россия) и Алма-Ате (2011, Казахстан).

В России первая линия метрополитена была торжественно открыта в Москве 15 мая 1935 года. На территории СССР метрополитен был открыт также в Ленинграде (1955), Киеве (1960), Тбилиси (1966), Баку (1967), Харькове (1975), Ташкенте (1977), Ереване (1981), Минске (1984), Горьком (1985), Новосибирске (1986), Куйбышеве (1987) и Свердловске(1991). После распада СССР метрополитен был открыт всего лишь в трёх городах: Днепропетровске (1995, Украина), Казани (2005, Россия) и Алма-Ате (2011, Казахстан).

Трамва́й (от англ. tram — вагон, вагонетка и way — путь, название произошло по одной из версий от вагонеток для перевозки угля на шахтах Великобритании) — вид уличного рельсового общественного транспорта, обычно на электрической тяге, используемый преимущественно в городах для перевозки пассажиров по заданным маршрутам. Так же называют и экипаж или отдельный вагон данного вида транспорта. Трамваи возникли в первой половине XIX века, электрические — в конце XIX века.

Трамва́й (от англ. tram — вагон, вагонетка и way — путь, название произошло по одной из версий от вагонеток для перевозки угля на шахтах Великобритании) — вид уличного рельсового общественного транспорта, обычно на электрической тяге, используемый преимущественно в городах для перевозки пассажиров по заданным маршрутам. Так же называют и экипаж или отдельный вагон данного вида транспорта. Трамваи возникли в первой половине XIX века, электрические — в конце XIX века.

В 1892г. был построен первый трамвай в Российской Империи – в нынешней столице Украины – Киеве. Этому примеру последовали многие другие города – трамвай был построен в Нижнем Новгороде (1896), Екатеринославе (ныне Днепропетровск – 1897), Житомире (1899), Москве (1899). Тогдашняя столица – Санкт-Петербург – обзавелась трамваем несколько позже, в 1907г., однако через некоторое время уже Ленинград стал настоящей трамвайной столицей не только России, но и мира. Ныне длина трамвайной сети Санкт-Петербурга составляет более 500 км, при том, что значительная часть линий демонтирована в последнее время. В Луганске – 1 мая 1934 года пошел первый трамвай

В 1892г. был построен первый трамвай в Российской Империи – в нынешней столице Украины – Киеве. Этому примеру последовали многие другие города – трамвай был построен в Нижнем Новгороде (1896), Екатеринославе (ныне Днепропетровск – 1897), Житомире (1899), Москве (1899). Тогдашняя столица – Санкт-Петербург – обзавелась трамваем несколько позже, в 1907г., однако через некоторое время уже Ленинград стал настоящей трамвайной столицей не только России, но и мира. Ныне длина трамвайной сети Санкт-Петербурга составляет более 500 км, при том, что значительная часть линий демонтирована в последнее время.

Источник