Раздолье Александр Александрович Дейнека 1944 год описание картины

«Раздолье», Александр Александрович Дейнека, 1944 год — описание картины

Раздолье — Александр Александрович Дейнека. Холст, масло. 204 x 300 см
Дейнека, известный и признанный во всем мире советский художник, живописец, скульптор, монументалист, фотограф, иллюстратор.

Темы, посвященные строителям социалистического труда, проходят через весь его творческий путь. Как яркий представитель соцреализма, Дейнека изображает своих героев идейными, высокодуховными и в то же время мужественными, сильными, здоровыми, спортивными людьми.

Тема спорта всегда занимала художника, он увлеченно и много работает в ней с юношеских лет. Так, свою знаменитую картину «Раздолье», Дейнека начал писать еще в довоенные годы, но закончил ее в 1944 году.

В этой работе автор удачным образом сочетает пейзаж и жанр спорта. Общее впечатление, как будто ухвачен «стоп-кадр», момент, когда группа девушек, выбегая снизу с берега, пробегает мимо автора и веселой шумной стайкой исчезает справа.

Они красивы, стройны, со спортивными фигурами, которые вырисовываются под влажной после купания одеждой.

Вся картина наполнена динамикой и молодым задором. Ощущение простора создает великолепный среднерусский пейзаж с его березками и елями, водной гладью и облаками, стогами сена и песчаными берегами.

Учитывая, что картина написана в военном 1944 году, можно только предположить, сколько художник внес в нее своих воспоминаний о той предвоенной, мирной, светлой жизни, сколько желания скорейшей победы, что и произведение получилось запоминающимся, солнечным, ярким, заполняющим каждую клеточку души счастьем.

Неудивительно, что такая жизнеутверждающая работа как «Раздолье», в разные годы неоднократно представлялась на выставках в Москве, в Санкт-Петербурге, в Курске, в Риге, а также на международных выставках в Вене, в Праге, в Манчестере, в Китае.

Источник

ХОДЛЕР И ДЕЙНЕКА.

Об этих картинах- близнецах мне напомнил в комментарии к посту о творчестве Ходлера один из гостей дневника. Поэтому решил показать эту парочку вам. Традиционно вместе с картинами помещаю небольшие биографические справки об авторах.

Фердинанд Макс Ходлер
Ferdinand Max Hodler

14 марта 1853, Берн — 19 мая 1918, Женева

Ferdinand Max Hodler Self-Portrait. 1892 г.

Швейцарский художник и график, один из крупнейших представителей «модерна».
Писал пейзажи, портреты, картины аллегорического и символического содержания, сцены из швейцарской народной жизни. Родился в небогатой семье. Отец Жан Ходлер работал плотником, мать Маргерит Нойкомм работала кухаркой в тюрьме, где и родился Фердинанд. В возрасте 8 лет мальчик потерял отца и двух младших братьев, умерших от туберкулёза. Мать вышла замуж за художника-декоратора, но в 1867 году тоже скончалась от туберкулёза. До 10 лет отчим, художник-декоратор Г. Шюпбах,
учил Ходлера декоративной живописи, затем он был отправлен в Тун, где обучался у местного художника Фердинанда Зоммера-Колье (1822-1901). Ранние работы Ходлера представлены пейзажами, которые он продавал туристам. В 1871 году пешком добрался до Женевы, став учеником Бартелеми Менна, у которого учился в Художественном училище (1873-1876).
Писал Ходлер в те годы пейзажи, портреты в духе реализма. В 1875 году посетил Базель, изучив там творчество Ханса Хольбейна Младшего. По окончании учебы в 1877 году Ходлер уехал в путешествие по Франции и Испании, проведя в Мадриде почти год.
Художник прожил большую часть жизни в нужде, постоянно борясь с необъективной критикой и непониманием (широкая известность на родине пришла к Ходлеру только в конце 1890-х годов).
В работах 1890-х годов прослеживается влияние нескольких жанров, в том числе символизма и «модерна». Ходлер разработал стиль, который назвал «параллелизм», характеризующийся симметричным расположением фигур в танцевальных или ритуальных позах. Художник стремился к воплощению масштабных, «общечеловеческих» тем, позволяющих выразить идею о нерасторжимой слитности человеческого и космического бытия (или человека и истории).
Умер 65-летний художник в Женеве от отека легких 20 мая 1918 года.

Ferdinand Max Hodler Auszug der Jenenser Studenten in den Freiheitskrieg 1813 (Уход йенских студентов на освободительную войну против Наполеона в 1813 году) 1908-09 г.г. Йенский университет

Настенную фреску на историческую тему «Уход йенских студентов на освободительную войну против Наполеона в 1813 году» (1908-09) Ходлер начал писать по заказу Йенского университета в 1907 году. Действующие лица картины расположены в два яруса. Это позволило художнику соединить персонажей в композиционное целое по принципу параллелизма. Фреска в годы Первой мировой войны была забита досками до 1919 из-за шумихи, поднятой вокруг имени художника, подписавшего в 1914 году протест Швейцарии против бомбежек немецкой авиацией Реймсского собора.

Еще:  Список остановок поезда москва чита

Александр Александрович Дейнека

20 мая 1899, Курск — 12 июня 1969, Москва

Александр Дейнека Автопортрет. 1916 г.

Советский художник-живописец, график и скульптор, педагог. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1969). Лауреат Ленинской премии (1964).
Дейнека родился в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский.
Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 году, в которой он участвовал в составе «Группы трех» (А.А.Дейнека, А. Д. Гончаров, Ю. И. Пименов). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ), в 1928 – членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931—1932 — членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ).
С середины 1930-х годов Дейнека увлекся современными темами, любимыми из которых были авиация и спорт. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».
К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести мозаики для фойе актового зала Московского университета (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961), мозаики для станций московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).
За мозаики «Хорошее утро» (1959—1960) и «Хоккеисты» (1959—1960) в 1964 году художник был удостоен Ленинской премии.
Александр Дейнека скончался 12 июня 1969 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище

Александр Дейнека Оборона Петрограда. 1928 г. Третьяковская галерея

В 1928 году художником была создана, как считают искусствоведы, первая советская монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
Сам художник рассказывал о работе так:
«Прием орнаментального силуэта ясен до предела в моей «Обороне Петрограда». И если композиционно замкнутый смысловой круг двух планов — внизу идущих на фронт бойцов, слева направо, и вверху по мосту возвращающихся раненых — вначале создает впечатление плоского двухъярусного построения, то последовательное углубление позволяет убедиться, что прием обратного движения замкнул композицию холста. Горизонтальный фризовый прием принял кольцевой ход, глаз улавливает внутренний смысл композиции. В центре снова намечается переход от профильного плана к изображению бойцов, уходящих в глубь пространства картины. Это не отвлеченные типы бойцов. Фигуры моделированы объемно. Цвет, хотя и скупо, передает цветовую индивидуальную характеристику портретированных. Однако фигуры идущих по снегу мне всегда представляются в виде силуэтов. Возможно, что я излишне заострил подобную трактовку. Но если это снизило цветовое живописное начало, то подчеркнуло динамику, действие в картине, ее смысл и зримость. Мне ничем посторонним не хотелось разбивать ритма, которого я добился, и впечатления воли и тяжелых страданий, поэтому я отказался от всякой лишней бытовщины, которой много в эскизе к картине.

Александр Дейнека Эскиз картины «Оборона Петрограда». 1927 г. Одесский художественный музей

Для новой картины мне нужен был и более непосредственный конкретный жизненный материал. Я обошел Ленинград, с удовольствием смотрел на путиловских рабочих, но завод мне не понравился, зато знакомство с людьми, их лица позволили найти хороший, выразительный типаж.
«Оборону Петрограда» я написал в течение двух недель. Это предельно короткий срок. Но путь к этим двум неделям был очень долгий. «Обороне Петрограда» предшествовало несколько картин. И хотя уже были сделаны эскизы, я не находил в них того тематического ключа, который нужен был для нового полотна. Необходимо было довести его до такого состояния, когда картина из чисто декоративной становится произведением большой темы. Это был период трудный, даже мучительный — дать картине духовное дыхание. Сама жизнь, ее героика, яркие характеры людей, с которыми я встречался, открыли путь к решению задачи.
Прошло много времени, и теперь, когда я гляжу на это произведение, я узнаю среди его героев своих друзей и знакомых рабочих. Их уже, наверное, давно нет в живых, но для меня они продолжают жить такими, какими видел их тридцать пять лет тому назад. Картина по-прежнему мне очень близка. В ней, думается, я нашел путь к воплощению того, что меня глубоко волнует и по сей день — новое в жизни, выраженное языком новой художественной формы. Может быть, только это и способно дать произведению длительную жизнь».

Еще:  Вокзал Ишим расписание поездов и электричек по станции

Источник — сайт , посвященный творчеству Дейнеки.

Замечу, что при таком подробном описании художник нигде не оговаривается, что смысл картины и композиция взяты (или позаимствованы) у Ходлера.

Источник



Дейнека пейзаж с поездом

July 6th, 2018, 09:00 am

Первые десятилетия XX века в России царили революционные настроения: и в искусстве, и в политике. Русский авангард и русская революция нашли друг друга, и после победы последней в России сложилась уникальная ситуация: художественный авангард стал фактически официальным государственным искусством. Но длился этот роман недолго. Новая власть укоренилась, вчерашние революционеры превратились в новую элиту, и ожидания от искусства изменились: революции остались в прошлом, теперь художникам предписывалось живописать счастливый трудовой быт советского народа. Так в 1930-х годах возник так называемый «социалистический реализм». Потом, после краха СССР к нему было принято относиться со снисходительной усмешкой — что, на мой взгляд, совершенно напрасно. Соцреализм — не стиль, а скорее — жанр. Он ограничивал сюжет и тему, но оставлял художнику достаточно свободы в выборе художественных средств: всё мировое художественное наследие к твоим услугам — от античности до импрессионизма. Главное пиши не графьёв, а сталеваров.
И в официальном советском изобразительном искусстве было немало интересного. Не говоря уж про таких мастеров, как Бродский, Решетников, Яблонская, Пластов. И, конечно же, мой сегодняшний герой:

Александр Дейнека (1899 — 1969)

«Будущие лётчики» (1938, Третьяковка)

На смену новаторским и конструктивистским 1920-м пришли монументальные и помпезные 1930-е. В архитектуре — сталинский ампир: лепнина, шпили, арки, колосья и грозди. А в живописи — идеальные люди (привет античности и ренессансу), уверенно смотрящие в будущее. И Дейнека, на мой взгляд, наиболее яркий представитель этой эстетики.

Родился в Курске, там же учился рисовать. Образования оказалось достаточно, чтобы работать оформителем. А продолжает образование он во ВХУТЕМАССе. Вот так вот — Дейнека уже продукт не классической художественной школы, а новой. Работает в РОСТе, общается с Маяковским.

«Физкультурница» (1933, Российская государственная библиотека, Москва)

«Работать, строить и не ныть!» Да и живопись у Дейнеки как плакат — лаконична, выразительна и, пожалуй, несколько прямолинейена.

«Стахановцы» (1937, Пермская государственная художественная галерея)

Источник

10 неизвестных: мозаики Александра Дейнеки на "Маяковской"

По понедельникам редакция m24.ru в рубрике «10 неизвестных» знакомит читателей с десятью произведениями мирового искусства, объединенных одной тематикой.

Московский метрополитен – тоже своего рода музей и архитектурный памятник, недаром он считается одним из самых красивых в мире. Над проектами станций работали крупнейшие архитекторы эпохи: Алексей Щусев, Алексей Душкин, Иван Фомин, Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх, Дмитрий Чечулин и многие другие. К оформлению вестибюлей были привлечены художники, создавшие образ советской эпохи в своих произведениях. Одним из них стал Александр Дейнека. Сегодня мы предлагаем 10 мозаик мастера, которые можно увидеть в подземке.

Александр Дейнека «Парашютисты»

Станция метро «Маяковская» была построена по проекту архитектора Алексея Душкина и открыта 11 сентября 1938 года. Для ее оформления 35 мозаичных панно из смальты были заказаны художнику Александру Дейнеке. Они были размещены в плафонах куполов центрального нефа станции, но таким образом, что увидеть их можно только если встать непосредственно под каждым из них. Из 35 панно на сегодняшний день сохранились 34 – парное «Знамя СССР», расположенное ближе всего к старому выходу, было утрачено из-за строительства гермозатвора, защитных ворот, не пропускающих радиоактивную пыль в случае ядерного взрыва. Но то панно, что было расположено симметрично относительно него, также со знаменем, сохранилось.

Александр Дейнека «Игра в волейбол»

Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Уже в детстве он интересовался живописью и техникой, что нашло отражение в его творчестве. В 1919–1920 годах Дейнека служил в Красной Армии и руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТА» в Курске, благодаря чему имел возможность выезжать на фронт в качестве художника агитационного театра.

Александр Дейнека «Парашютист ночью»

После войны Дейнека уехал в Москву, чтобы продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении. Его учителями стали Игнатий Нивинский – известный живописец, график и театральный декоратор, и Владимир Фаворский, книжный иллюстратор, основатель советской ксилографии и выдающийся теоретик живописи, оказавший на молодого Александра Дейнеку сильное влияние. При этом, Дейнека очевидно был хорошо знаком с творчеством западных художников, например Анри Матисса или Фердинанда Ходлера, что также нашло отражение в его работах.

Еще:  Особенности выбора детских паровозиков

Александр Дейнека «Прыгун с шестом»

Окончив ВХУТЕМАС, Дейнека вместе с другими выпускниками основывают «Общество станковистов» (ОСТ). Художники нового общества стали совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, а главным героем их картин стала советская «художественная молодежь». Множество картин этого периода творчества Дейнеки посвящены изображению «примет XX столетия», воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства, индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта. Мозаики в плафонах «Маяковской» стилистически и тематически близки к этому периоду, хотя Дейнека вышел из «Общества» намного раньше, чем были выполнены эти панно.

Александр Дейнека «Перелет через полюс»

Мозаики были набраны в мастерской Владимира Александровича Фролова в Ленинграде. Весь цикл получил название «Сутки советского неба», но в творчестве Дейнеки тема авиации появляется еще с начала 1930-х. На некоторых панно запечатлены важные исторические события. На одной из них, например, изображен самолет АНТ-25, на которым 18-20 июня 1937 года был совершен первый беспосадочный перелет Москва-Северный полюс-Ванкувер во главе с командиром экипажа Валерием Чкаловым.

Александр Дейнека «Плодовое дерево»

Небо действительно изображено на каждой из мозаик, но сами сюжеты были обыграны по-разному. Дейнека изобразил не только достижения советской авиации, но и спортсменов в полете, архитектурные сооружения и скульптуру на фоне неба, а также флоральные мотивы. На трех панно можно увидеть яблоню с сочными спелыми фруктами, апельсиновое дерево и подсолнухи, а на другом – известный скульптурный мотив в советском искусстве – изображение девушки с веслом. Такие скульптуры были выполнены в разное время мастерами Иваном Шадром и Ромуальдом Иодко, а их название стало нарицательным.

Александр Дейнека «Прыжок лыжника»

Во второй половине 1930-х творчество Дейнеки получило признание за рубежом. В 1937 году панно «Знатные люди Страны Советов» принесло ему золотую медаль Всемирной выставки в Париже. А в 1939 архитектурный проект станции «Маяковская» и ее оформление получили Гран-при Нью-Йоркской Международной выставке. Мозаичный цикл был представлен в натуральную величину в виде мультимедийной инсталляции «Метрокомната».

Александр Дейнека «Прыжок в воду парня и девушки»

Хотя станция изначально получила название «Маяковская» в честь поэта Владимира Маяковского, его личность или стихи никак не были отражены в оформлении станции. Скульптурный бюст поэта появился в вестибюле только после войны. Но при этом, стилистически и эмоционально они действительно созвучны поэтическому языку и духу слова Маяковского.

Александр Дейнека «Спасская башня днем»

Изображение Спасской башни можно найти на Маяковской сразу в двух вариантах – днем, с авиапарадом, и ночью – с дирижаблем. Биплан И-15, изображенный на этом панно, производился серийно с 1934 по 1939 год. Первый полет на новом самолете в 1933 году произвел летчик-испытатель Валерий Чкалов, более позднему перелету которого через полюс также посвящена одна из мозаик станции. «Сменяясь, проходит ряд картин: стройки страны, трактористы и комбайны идут по необъятным колхозным полям, цветут сады, зреют плоды, небеса день и ночь заняты самолетами, молодежь героически работает и замечательно отдыхает, готовя себя к труду и обороне… Жизнь СССР бьется полным пульсом круглые сутки. Так определилась тема – Сутки страны советов,» – написал Дейнека в книге «Из моей рабочей практики».

Александр Дейнека «Дирижабль над Спасской башней ночью»

Кстати, металлические арки, которые поддерживают своды станции, были изготовлены на заводе «Дирижаблестрой» так как только там была освоена технология производства крупномерных металлических конструкций для дирижаблей. Предприятие существует и сегодня. Теперь оно называется «Долгопрудненское научно-производственное предприятие» и занимается производством авиационного вооружения. При этом, конструкции на станции действительно уникальны: если два человека встанут у противоположных колонн станции по разным сторонам от центрального нефа и один что-то скажет, отвернувшись лицом к колонне, то второй прекрасно все расслышит, даже невзирая на шум поезда. Такой же опыт можно проделать с монеткой, которая должна будет прокатиться по всей арке свода.

Источник