Сервис в пассажирских перевозках



Откровения уволившегося проводника: беспредел в поездах, тайные заработки и забытые пассажиры.

Бывший проводник Ион, работавший в поезде Москва – Новый Уренгой, рассказал, отстают ли пассажиры от поезда, как обманывают в вагоне-ресторане и за что штрафуют проводников.

Только бывшие проводники, уже ушедшие со своей должности, могут рассказать правду о работе в поездах дальнего следования, решили создатели программы «Рассказ уволенного. Бывшие проводники поезда», вышедшей на канале «Премьер».

Я внимательно посмотрел видео, и рассказ одного из проводников меня настолько потряс, что я подготовил его краткую текстовую версию. Я очень хочу, чтобы проводники, которые точно есть среди читателей моего канала, рассказали бы, что из описанного имеет место быть в современных поездах, а что – выдумка. Напишите, пожалуйста, в комментариях.

«Вышел на станции за пивом и не вернулся»

Когда я пришел работать, нас должны были обучать три месяца. В итоге за неделю что-то нам «накидали» вкратце. Самое интересное началось, когда мы приступили к работе. Тогда пришло понимание, что было необходимо пройти все же полный курс.

Я думал, это работа проводником – это романтика: поезжу по России, посмотрю достопримечательности, на юге на море схожу. Но это вообще не так. Это реально адский труд.

Когда приезжали на конечную станцию, давалось три-четыре часа. За это время ни то что погулять по городу – там успеть бы в туалет сходить, перекусить что-нибудь да привести себя в порядок, чтобы как черт не выглядеть. На стоянке необходимо собрать все белье, помыть вагон, отчитаться за чайную продукцию, подготовить новое белье. За месяц работы дома бывал один, максимум два раза…

Пассажиры попадались разные. Попадались такие, что могли проводнице «леща» дать. Одному не понравилось, что проводница принесла чай не черный, а зеленый, и он на нее «наехал».

Мы, проводники, не ответственны за вещи пассажиров. Были случаи, когда заходил «левый» человек из чужого вагона, проскальзывал, обворовывал кого-то, быстро убегал, а потом все кричали на проводника: чего ты не уследил, украли… А я что, сторож что ли, должен охранять твой ноутбук?

Бывало, выходят люди на станции, ты им объясняешь, что стоянка 20 минут. Человек говорил: да-да, я все успею, мне только за сигаретами сбегать. Он побежал, а поезд уже отправляется, и он бежит с этими авоськами. Если в вагоне были родственники, они дергали стоп-кран, чтобы остановить поезд. Когда дергаешь стоп-кран, срабатывают колодки, весь поезд ходуном ходит. Люди со вторых полок падали.

Некоторые перроны – абсолютно как Черкизовский рынок были, там продавали все. Какие-то бабки продавали пюре с котлетами, я не знаю, где они его делали, при каких условиях санитарных, но людям кушать хотелось, потому что в ресторанах конячие цены – пюре с котлетой стоило 700-800 рублей. Там же водку продавали.

Был случай, мужик купил водку, выпил ее, ему стало плохо. Мы начали будить мужчину, но он никак не реагировал. Проводник-то не врач, не может сразу проверить, что с ним… Он пошел к начальнику поезда, пока начальник поезда пришел, вызвали «скорую», через три станции подъехала реанимация. «Скорая» подъехала, мужчину посмотрели, а он оказался уже не жилец. Но этого можно было не допустить, если бы в каждом поезде ехали медработники. Было, что проверили номер поезда у севшего пассажира и смотрим – не наш. То есть мы посадили пассажира не своего поезда – мы ехали в сторону Нового Уренгоя, а ему надо было, наоборот, в сторону Москвы. Бывают технические станции, где мы пассажиров не запускаем и не выпускаем… Так вот, поезд остановился на технической станции, мы подумали, что это обычная пассажирская станция. И мы сказали мужчине: одевайся быстрее, мы тебя высадим, сядешь на другой поезд. Мужчина в шоке, ничего не понимает, быстро оделся, мы открываем дверь, он выходит, поезд трогается, я смотрю вокруг и понимаю, что там лес. Потом думали: дай бог, жив мужик остался.

У поезда есть хвостовой вагон. Был какой-то подвыпивший мужчина, он шел по поезду и думал, что этот вагон не последний. А проводник дверь не закрыл, он просто на ходу вылетел и не выжил в итоге.

«Вагон ресторан – отдельное государство»

Зимой, бывало, люди ходили в туалет, еще старый, не био, не нажимали на педаль как следует, и в трубе все их продукты жизнедеятельности оставались. В 30 градусов мороза это превращалось в ледышку. Если шел второй и уже нажимал педальку, туда вода попадала и намерзало еще больше. Проводники шли, выскребали это все. А потом, грубо говоря, чай раздавали.

Зимой проводник должен выйти на станции, взять лом, отчистить колодки. Надо успеть, даже если стоянка всего две минуты. Бывало 40 градусов мороза, проводник не успевал отчищать. Поезд едет, машинист, допустим, видит впереди, что на переезде застряла машина, начинает тормозить, и из-за того, что колодки не отчищены, они не примкнулись, путь торможения длиннее и, соответственно, машина сбивалась поездом.

Вагон-ресторан — это отдельное государство. Они там сами себе короли: что хотят, то и творят. Люди, что убирают туалеты, этими же руками и готовят. Пассажиры находили у себя в еде волосы и много чего еще.

В вагоне-ресторане работали те же проводницы. У них зарплата была от выручки, поэтому они пассажиров и спаивали, и на деньги обсчитывали. Хозяйки вагонов ресторанов – это такие с виду добрые, милодушные тетеньки, а как денег касалось, так сразу все соревновались, кто побольше схватит.

Люди ходили в вагон-ресторан, там бутылка водки 1000 рублей… Конечно, они подойдут к проводнику, спросят: у тебя есть дешевле? А у него есть дешевле. У проводника вообще все есть.

«Покупай чай-кофе и кури»

Официальная зарплата за месяц совокупно выходила 30 тысяч максимум. Но из этой зарплаты могли штрафов столько нарисовать, что ты вообще ничего не получал. Тот же самый стоп-кран. Если ты увидел, что его необходимо дернуть, какое-то происшествие случилось, ты его, может, и дернешь… И сам начальник поезда скажет тебе: ты молодец, ты правильно сделал. Но за то, что ты дернул стоп-кран, тебе нужно написать объяснительную обязательно, – почему ты это сделал. И там уже наверху сами решат, правильно ты сделал или нет. Принесли им десять случаев, например: ну ладно, пять простим, за пять – штраф, нам тоже нужно сделать план.

Нам выдавали на продажу кучу чая, который можно было бы полгода пить. Ты его не в состоянии продать за один рейс. И в конце рейса ты приходил к начальнику поезда отчитываться за эту чайную продукцию, и если ты все не продал, ты просто эти деньги отдавал, а чай, кофе, даже газеты забирал к себе домой. Начальники поезда не имеют права так делать, но как они объясняют, у них требуют сверху, они требуют с проводников. Мы говорили пассажирам: покупай у нас чай-кофе, лотерейный билет или ту же самую газету, и кури, сколько тебе вздумается. Бывало, что человек купил лотерею, он курит, идут правоохранительные органы, говорят ему, что нельзя курить. Полицейские подходят к проводнику, говорят, там в красной кофте стоит курит – да ему можно, он заплатил. Ну и все, идут дальше. «Паковали» тех, кто курил втихаря.

Раньше был хороший заработок – это посадить «зайца» к себе. Он подходит и спрашивает – сколько возьмешь денег до Тюмени? Была такая такса – «одна станция – одна тысяча». Более – две тысячи. Бывало, что мы сажали в свое купе по 3-4 человека.

Много передавалось посылок с севера – рыба, икра. Вообще, это все, конечно, запрещено, никакие посылки брать нельзя, потому что непонятно, что там находится. Проводник же не может вскрыть посылку и посмотреть, что там. Понятно, что там можно оружие провести.

Вообще, должны проверять, что проводники не провозят какие-то посылки, «зайцев», не продают водку и т.д. И на каждой крупной станции, где стоянка от 30 минут, были проверяющие. Они должны были проходить по вагонам, но этого не делалось. Они просто подходили к начальнику поезда, начальник жал им руку, о чем-то они говорили и расходились.

Кроме того, проверять поезд должны перед тем, как отправлять его в рейс. Приходили пожарные, смотрели, «привет-привет, все есть», шли к начальнику поезда, чай пили, начальник поезда давал, сколько надо, и все уходили, а состав ехал в рейс. Поэтому потом так и получалось, что в рейсе то вагон заморозится, то снег в вагоне оказывался, то затормозить поезд не мог, уезжал дальше станции метров на пять.

Еще:  Поезд 102 самара уфа

Что касается других заработков… Познакомились парень с девушкой в вагоне. Подходят к проводнику и говорят: нам нужно уединиться. Ну, проводник знает, что есть свободное купе, он говорит – без проблем, 30 минут – 1000 рублей.

Поезд Москва – Новый Уренгой вообще называли «матрешкин поезд». Пассажиры считали, что проводницы – это их матрешки, которые должны обслуживать их направо и налево. И сами проводницы не гнушались. Им подзаработать денег лишним не будет. У меня коллега прям реально говорила, что ей предлагали 5000 рублей сами понимаете, за что. Они сами и спаивали пассажиров. Продавали им вино по 1000 рублей, которое 200 стоит. Ну он выпьет, она даст ему себя потрогать, потом еще бутылку принесет вторую, третью… И все довольны.

А когда пассажиры спрашивали у проводника книгу жалоб и предложений – было две этих книги разных. Одна для хороших отзывов, другая – для плохих. Проводник приносил, писали всё, а в конце рейса, конечно, показывали начальству хорошую книгу, то, что мы такие хорошие, у нас все отлично.

Источник

Бейджики у проводников поезда

Alexander, аналогично в том что по телевилению выражение " Газпром национальное достояние" запретили. Газовикам не нравилось что их газ считали народным 😊

Сергей, знаю только по 33,за прогул,😎

Сергей, это социальная сеть!!!!!! А не корпоративный сайт 😊

Сергей, Формулировки без права работы на Ж.Д. нет. А согласно должностной инструкции проводник ОБЕСПЕЧИВАЕТ и далее по тексту. Но ни как не ЗАБОТИТСЯ. И мне как пассажиру " заботится" вообще может показаться аскорбительным так так косвенно может указывать на какие либо физические недостатки. И по поводу чести ФПК ни кто её здесь не порочит кроме Вас в части " нам здесь запрещено высказывать какой либо комментарий" будьте чуть чуть осторожнее 😊

Виктор, учел😊

Виктор, похоже, себе дешевле выйти из этой группы, чтобы не было соблазна что-либо писать.😊

Виктор, смысл тоже разный 😉я так и не понял, что вас так бомбит с фразы "заботиться". А вообще, пассажирам по большей части по фигу, что и как на бейдже написано

Сергей, выйти или нет это личное дело каждого как на выборах, а здесь может и администратор сам принципиально решить. Ссылок на АО " ФПК" и ОАО "РЖД" у меня в комментариях нет, а что Вы там сами до думали, ну что же каждый думает в меру своей испорченности 😊

Виктор, ну спасибо!😊

У кого что по чём, у нас они в резерве 200 рублей стоят (кондуктор🤣)

Анна Окишева ответила Анатолию

ЗАБОТА – постоянная поддержка, обеспечивающая не только удовлетворение естественных потребностей человека, но и его психическое развитие. Психоаналитическое понимание заботы прежде всего соотносится с ролью матери…

Словарь-справочник по психоанализу. — 2010

Затем поддержал уволенных сам автор песни, лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров.

«РЖД лишились веселых, ироничных и креативных сотрудниц, а мы лишились обаятельных проводниц. Я уверен, что девчонки не пропадут, и их возьмут на работу в ту организацию, где юмор не является должностным преступлением», –подбодрил певец девушек на своей страничке в Instagram.

Но и проводницы оказались не из робкого десятка и прямо указали своему бывшему работодателю на проблемы, которые требуют действительно серьёзного внимания и оперативного решения в интересах пассажиров.

Источник

Сервис в пассажирских перевозках

В пассажирских перевозках социально-культурный сервис – это организованная система обслуживания, позволяющая потребителю (пассажиру) вариант потребления предоставляемых товаров и услуг по транспортному обслуживанию с целью создания комфортных условий при совершения поездки.

Классификация пассажирских услуг:

Обслуживания пассажира до поездки;

Обслуживание пассажира во время поездки;

Обслуживание пассажира после поездки.

Сервис предполагает индивидуальный подход в обслуживании человека, техники, сырья (материала), выполнение индивидуальных услуг и операций, которые зачастую требуют от исполнителя дополнительных затрат времени, энергии, ресурсов, но, как правило без дополнительного увеличения их стоимости для обслуживаемого объекта.

В транспортном сервисе индивидуальный подход в обслуживании включает: доброжелательное приветствие, улыбку, мягкую вежливую манеру общения, хорошее деловое настроение, искреннее проникновение в нужды, желания, спрос клиента, неподдельная заинтересованность в решении проблем клиента, обаяние и сердечную благодарность за обращение к обслуживающему объекту. Другими словами, здесь работник службы сервиса, кроме традиционных операций по обслуживанию потребителей транспортных услуг, создает своими интеллектуально-умственными и эмоциональными способностями определенную положительную ауру – продукт, который вместе с приобретаемой услугой передается клиенту.

Пекари и кондитеры утверждают, что с плохим настроением хороших пирогов не испечешь – то тесто не подойдет, то водянистыми будут.

Так и у проводников, забота о пассажирах – главное в работе проводника.

Для обеспечения высокого сервиса в перевозках пассажиров необходимы комфортабельные современные вагоны. Основная роль в сервисном обслуживании пассажиров при перевозках возлагается на пассажирские компании и сервис-центры.

Самым мощным фактором успешности Компании является удовлетворенность пассажиров, которая может быть достигнута благодаря умению работников Компании выстроить с ними тесные эффективные отношения. Именно от качества взаимоотношений с работниками поездных бригад пассажир создает впечатление и представление о Компании и в целом о стране.

Одна из важнейших задач — это повышение уровня обслуживания пассажиров. Конкурентоспособность Компании все больше зависит от вклада каждого работника.

Существуют три требования (ожидания), удовлетворение которых позволяет превратить потенциальных потребителей в поклонников нашей Компании:

Уровень 1.Точность. Пассажиры хотят, чтобы Компания предоставила именно тот перечень услуг, который включен в стоимость, а проводник принёс именно то, что ему заказывали. Если Компания проваливает «экзамен на точность», пассажиры не захотят иметь с ней дело.

Уровень 2. Доступность. Каждая Компания, чьи услуги станут более доступными, приобретёт больше потребителей. Пассажир может обратиться к проводнику в любое время суток на протяжении всей поездки. Если пассажир обращается к проводнику по вопросу обслуживания, его просьба должна быть удовлетворена не позднее 15 минут.

Однако точность и доступность являются необходимыми, но недостаточными требованиями.

Уровень 3. Участие. Пассажиры хотят, чтобы Вы были внимательны к их потребностям, прислушивались и проявляли чуткость и отзывчивость. Пассажир, который чувствует, что его понимают, стоит на шаг ближе к тому, чтобы стать постоянным клиентом.

На сегодняшний день успешный проводник — это работник, ориентированный на интересы пассажира и стремящийся к максимально точному и качественному выполнению своих обязанностей.

Клиентоориентированность — ориентация на потребителя (как внутреннего, так и внешнего) с целью лучше понять его потребности и удовлетворить их. Таким образом, различают два вида клиентоориентированности:

внешняя — это ориентация персонала на интересы пассажиров, проявляющаяся в глубоком понимании и эффективном удовлетворении их потребностей. Поездная бригада, проявляя внимание, вежливость и оперативность в обслуживании, компенсирует возможные негативные впечатления пассажира о техническом состоянии вагона. Если пассажир действительно доволен, решение о дальнейшем сотрудничестве он принимает быстрее и легче, а это залог долгосрочной устойчивости бизнеса;

внутренняя — это показатель, отражающий качество корпоративных коммуникаций между сотрудниками Компании при решении различных задач.

Каждый работник и Компания в целом зависят от наших пассажиров, и поэтому Вы обязаны и должны понимать их сегодняшние и будущие потребности, точно выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

Источник

Записки студента-проводника. Часть 2. "Стажёрский рейс". Лето 2016

4 июля. «А небо всё также высоко и солнце по крышам и в городе лето…». Но это утром. А чтобы отправиться в рейс, мне пришлось встать в 2.30, так как находился в Рязани. Но это не беда. Сел на электричку и к утру оказался в Москве. Снова сбор был очень ранним. Я приехал раньше времени, поэтому пришлось немного посидеть на скамеечке возле метро позагорать. Вскоре подъехал Лёха, Денис и остальные ребята, и мы пошли в депо. Снова полдня мучительного оформления, писанины и прочего. Был и приятный момент. Денчик нам выдал крутые бейджики, эксклюзив МИИТа так сказать. Все у меня потом спрашивали даже, где такой классный бейдж взял. К вечеру нарядная, наконец, определила куда мы, ребята с МИИТа, поедем. На этот раз стажёрский рейс в Чебоксары.
Вскоре мы пошли на состав. Начальником поезда была З., и ей было всё равно, на каких вагонах поедут стажёры и так забот здесь хватает. Половина проводников на составе были студены, причём многие ехали в первый раз. Сразу стало понятно, что ничему нас здесь толком не научат. Мы сами разошлись по вагонам. Я остановился у девчонки из Барнаула – Алёны, Лёха на соседнем вагоне у её подруги, которую все называли Оля Телега. Поскольку стажёров было много и всем вагонов не хватило, на некоторых вагонах оказалось по 2 стажёра, например у меня. Со мной поехал Миша, тоже с МИИТа, он работал уже не первый год.
Поскольку я не спал с ночи, а Алёна, как выяснилось, давно не спала ночью, предложил ей сделку. Я посплю до посадки, она подготовит всё к рейсу, а ночью я буду дежурить, а она спать. Алёна согласилась, и я пошёл спать. Когда меня разбудили, поезд был уже на пути к вокзалу и на улице лил дождь. Ну думаю посадка будет сейчас под дождём, но вскоре дождь закончился, лето как-никак.
В 23.45 мы вдвоём вышли на посадку. Руки у меня дрожали, наверное, как у всех новичков. Было страшно накосячить, причём больше всего боялся подставить Алёну, она ведь была за всё ответственная. Когда работаешь сам, уже не так в этом плане страшно, поскольку за свои косяки отвечаешь сам. Наш поезд имел своеобразную фишку. Отправление в 0.15, то есть уже было 5 июля, а люди то приезжали на вокзал 4-го. Некоторые путались и по сути опаздывали на свой поезд на сутки. В моем вагоне на этот раз подобного не было, а вот у Лёхи знаю люди не уехали. Незадолго до отправления к вагону подошёл серьёзный дядечка, показал корочку следователя, спросил про одного из пассажиров и прошёл в вагон. Думали, сейчас что-то будет, кто-то не поедет в Чебоксары. Оказалось, мужик был просто свидетелем в каком-то деле и у него брали показания.
Наступила ночь, дежурство прошло тихо. Наутро пошёл спать и когда проснулся, мне рассказали, что произошло за это время. И вот что было: поезд по времени должен был приехать в Сергач, а остановился на подъезде к станции. Проводники многих вагонов начали высаживать пассажиров прям на путь, а там как раз приближался пассажирский поезд, он экстренно затормозил и просто чудом все успели отбежать и никого не задавили. Говорят, один из наших стажёров даже в последний момент вытолкнул женщину с детьми из колеи. Потом был разбор на уровне дирекции тяги Горьковской дороги. В итоге все вышли сухими из воды, хотя косяк серьёзный.
К обеду мы приехали в Чебоксары. Парень, который ехал стажёром на штабе, стал, можно сказать, нашим лидером. Позже познакомились. Это Артём К. Он договорился, чтобы начальница нас отпустила погулять на весь день. Пока мы собирались, поезд утянули с вокзала куда-то далеко в лес. Выбраться в город стало сложнее.
После прибытия в лес, МИИТовские стажёры в совсем лёгкой одежде пошли гулять. В Москве то было почти +30 и солнце, а вот Чебоксарах +15 и ливень. Вышли на трассу, там была остановка, но вот беда. Ни одна маршрутка не хотела останавливаться, пока мы тупо не вышли на дорогу. Так спустя минут 15 мы всё же уехали в город. Прошли по центральной улице, дошли до набережной, закупились сувенирами и даже покатались на колесе обозрения. В общем, было весело. Потом пошли греться в Макдоналдс, и к вечеру поехали на состав. Что меня удивило в Чебоксарах, так это то, что город очень зелёный. Кругом деревья, трава и основной вид общественного транспорта троллейбус. Троллейбусов там ооочень много, они ходят там, пожалуй, каждые пол минуты. Такого не видел нигде.
Когда приехали на станцию в лесу(Чебоксары-2), увидели, что поезда нашего нет на том месте, где он был когда уходили. Все уже напряглись, но работник станции нам подсказал, состав просто переставили на другой путь.
По пути в Москву ко мне в вагон пришёл Артём, его подруга Таня, естественно был Миша. Мы все вместе сидели, болтали, рассказывали истории, ребята делились опытом, ведь работали не первый год и даже научили готовить на титане. Была очень тёплая дружеская атмосфера, я даже не ожидал.
После стажёрского рейса нам необходимо было сдать очередной экзамен и чтобы быстрее это сделать и отправиться самостоятельно работать, мы пошли в Москве в депо прямо с перрона, не став дожидаться пока поезд оттянут. После сдачи экзаменов все были в предвкушении работы, но обо всём что было далее, в следующих частях.

Еще:  Цены на поезда с отправлением из Ачинска

Источник

Профессия: проводник

Когда едешь в поезде, кажется, что работать проводником не так уж сложно: собрал билеты, напоил чаем, проследил за порядком — и все.

Елена Иванова проводница пассажирского поезда

На самом деле далеко не все. Проводники отвечают за исправность оборудования и комфорт пассажиров. Если в поездке что-то идет не так, спрашивают с нас. При этом получаем мы не так много — до 40 тысяч в лучшем случае, а в среднем 25 тысяч рублей.

Расскажу, каково работать проводником пассажирского поезда.

Что за работа

Проводник пассажирского поезда — это официант, уборщик, истопник, электрик, психолог, продавец и много кто еще в одном лице. Он проверяет личность пассажиров, усаживает их на нужные места в вагоне, выдает белье, кормит, заносит данные о пассажирах в бланк строгой отчетности и высаживает на нужной станции. Проводник отвечает за жизнь и здоровье пассажиров, поэтому он должен знать, как вести себя в чрезвычайной ситуации.

Еще мы улаживаем конфликты и содержим вагон в чистоте. Каждую поездку нам нужно продавать товары, а зимой — очищать снег под вагонами и убирать лед.

Все о работе и заработке Как сменить профессию, получать больше и на чем заработать. Дважды в неделю в вашей почте Подписаться

Практически в каждой поездке возникают какие-то проблемы: то у пассажиров нет нужных документов и их нельзя посадить в вагон, то кто-то не успевает на поезд. Бывает, кто-то слишком много выпьет. Ну и конечно, кто-то из пассажиров обязательно будет курить в тамбуре или между вагонами, а это запрещено. Все эти проблемы решаем мы, проводники, и начальник поезда.

Каждый раз мы обязаны быть предельно вежливыми и внимательными, даже если пассажир хамит и ведет себя неадекватно. В одной из поездок пассажир требовал, чтобы температура в вагоне была +21 °C . Приходил в купе проводников и скандалил. Мне приходилось каждый раз спокойно объяснять, что температуру устанавливает система климат-контроля и я ничего не могу с этим поделать.

Изумительная история 19.01.18

Разряды железнодорожных профессий

Все должности делятся на разряды. Чем выше разряд, тем больше ответственности и выше зарплата. Например, первый разряд — у уборщиков вагонов, а начальники службы железной дороги — это 15—17-й разряд. Проводники — это работники 2—5-го разряда:

  • второй разряд — у проводников некоторых пригородных поездов;
  • третий разряд — у проводников поездов дальнего следования;
  • четвертый — у проводников фирменных поездов и поездов международного сообщения;
  • пятый — у проводников, знающих иностранный язык, на поездах международного сообщения.

У начальника поезда разряды с 8 по 11, логика разрядов такая же. Начальник поезда отвечает за безопасность пассажиров, руководит проводниками и техническим персоналом, разбирает конфликтные ситуации и жалобы. Еще он ответственен за то, чтобы поезд вовремя уезжал и приезжал.

Железнодорожные компании, зарплата и график

В России есть несколько ж/д компаний: РЖД, «Гранд-экспресс», «Транскласссервис» и др. РЖД принадлежат другие компании, например «Федеральная пассажирская компания». Все они регулярно нанимают проводников.

Зарплата в железнодорожных компаниях разная. В ТКС платят больше. Одна из причин в том, что проводники там ездят по другим, более длительным графикам. В ФПК предлагают зарплату от 25 000 до 30 000 Р в месяц, а в ТКС — 39 000 Р .

Работают проводники посменно. График бывает 8/8 , 14/14 , 16/16 . Иногда могут отправить в несколько рейсов подряд, например летом или если не хватает проводников. Такие смены оплачиваются по повышенному тарифу, как и работа в праздники.

ст. 153 ТК РФ — оплата труда в выходные и праздничные дни

Как стать проводником

Курсы. Стать проводником в РЖД несложно. Достаточно иметь среднее образование и пройти курсы — их проводят с сентября по декабрь. На курсах учат, как решать конфликты, дают знания по технике безопасности, охране труда, устройству и эксплуатации оборудования в пассажирских вагонах. Курсы у ФПК и «Гранд-экспресса» бесплатные.

Можно получить образование в железнодорожном техникуме. Специальность «эксплуатация железных дорог» есть, например, в Сибирском государственном университете путей сообщения или в Липецком государственном техническом университете.

Чтобы стать начальником поезда, не обойтись без высшего образования. Специальность необязательно должна быть железнодорожной, хотя с ней проще.

После курсов будущие проводники проходят инструктажи, тестирование и стажировку.

На инструктаже знакомят с местом работы, правилами трудового распорядка, основными вопросами по охране труда. Непосредственно на рабочем месте проводят еще один инструктаж — рассказывают, где переходить пути, как вести себя в конкретном вагоне и т. п. Раз в три месяца — повторные инструктажи.

Еще:  Билеты на поезд Астрахань Самара

На этапе тестирования нужно выполнить тесты на логику, знание дисциплин и пройти психологический тест.

Во время стажировки новички едут в пробный рейс с опытным проводником. Взять могут в любой рейс, ограничений по дальности нет. Бывает, что приходится стажироваться в рейсе Москва — Владивосток. Во время стажировки новички заполняют дневники. Там пишут, что и когда делали: проверяли билеты, убирались, продавали товары и т. д. Опытный проводник в конце рейса оценивает новичка. Мы обычно ставим хорошие оценки, потому что новички всегда стараются показать себя с лучшей стороны.

Каждые несколько лет проводники проходят дополнительное обучение и сдают экзамены по всем железнодорожным дисциплинам. Перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году у проводников в поездах, организованных для перевозки иностранных болельщиков, был дополнительный курс базового английского.

Как устроена работа в поездке

Перед посадкой пассажиров на конечной станции я убираюсь в вагоне: мою полы и все поверхности, чищу туалеты. Я работаю в фирменном поезде, поэтому обязана застилать постели на верхних полках. За несколько минут до посадки нам на специальные устройства поступает список пассажиров в нашем вагоне.

Посадка. На начальной станции посадка происходит за полчаса до отправления поезда. Я сверяю данные пассажира в документе, удостоверяющем личность, и в билете. Часто с документами возникают проблемы: бывает, например, пассажиры покупают льготный билет, не имея такого права. В этом случае я зову начальника поезда, и с каждой проблемой мы разбираемся индивидуально.

Часто пассажиры ошибаются в данных — такое случается хотя бы раз за поездку. По внутреннему регламенту пассажир может допустить одну ошибку в фамилии или номере документа. Можно пройти в вагон, даже если в билете указан неверный пол.

Ну и что? 11.12.17

Если ошибок больше, нужно успеть до отправления исправить данные. Мы сообщаем начальнику поезда об ошибках, он уточняет у оператора, действителен ли билет, после этого оператор меняет данные. Лучше, конечно, приезжать на вокзал заранее, чтобы в такой ситуации все успеть до отправления поезда. Услуга стоит 200 Р .

Еще дети до пяти лет ездят на поездах бесплатно на одной полке с сопровождающим. При этом ребенку нужно оформить бесплатный билет в кассе. Часто родители забывают об этом. Тогда билет ребенку оформляют в поезде, но тоже берут за это 200 Р .

После отправления поезда я еще раз прошу предъявить паспорт. Многим пассажирам это не нравится, ведь на посадке билеты уже проверили. Но мы так делаем не из прихоти, а чтобы выявить безбилетников, которые прошли в вагон под видом провожающих и остались.

п. 3.3 Инструкции проводника пассажирского вагона. Это старая инструкция, у нас постоянно появляются новые. Показывать их запрещено

После проверки билетов я иду продавать товары. В нефирменных поездах проводники раздают белье, а после санитарной зоны открывают туалеты. Еще мы предлагаем купить дополнительное питание, чай, тапочки, гигиенические принадлежности, сувениры.

После продажи товаров я вношу данные о пассажирах в бланки строгой отчетности. Ошибаться в бланках нельзя. Если я найду неточность, исправить ее может только начальник поезда. Если поезд пересекает границу страны, проводник должен внести данные пассажиров, выезжающих за рубеж, в миграционные карты.

Купе проводника

У проводников обычно два купе: первое, где мы спим, второе, где работаем и следим за датчиками. Пока один проводник работает, другой отдыхает в спальном купе.

Датчики в рабочем купе показывают, какая в вагоне температура, все ли хорошо с электроприборами, есть ли в бойлере горячая вода. Еще в этом купе есть раковина, иногда микроволновка и кофемашина. Там же хранится посуда, товары, аптечка и инвентарь.

Периодически нужно убираться в вагоне: мыть полы и туалеты, убирать мусор. Во время длинных остановок зимой иногда приходится очищать от снега и льда подвагонное оборудование: колеса, рычаги, ступеньки. Еще перед поездкой нужно закидывать матрасы на верхние полки, а после каждой посадки таскать тяжелые мешки с бельем. Из-за этого у меня часто болит спина.

Кроме того, я должна выполнять следующие обязанности:

  1. Застилать постель больным, людям с ограниченными возможностями или малолетними детьми.
  2. Следить, чтобы в туалетах были все необходимые гигиенические принадлежности. Если их нет, пассажиры могут попросить проводника их принести.
  3. Предупреждать об остановках не позднее чем за 30 минут.
  4. Следить, чтобы оборудование в вагоне было исправно.
  5. Выдавать столовые приборы и стаканы.
  6. При необходимости оказывать первую доврачебную помощь. Однажды с пассажиром случился эпилептический припадок. Я с помощью других пассажиров держала его до того, как приехали врачи, и засунула ему ложку между зубов, чтобы он не прикусил язык.
  7. Не пускать в вагон пассажиров с запрещенными, грязными или зловонными предметами, например оружием без разрешения на ношение и чехла, канистрой бензина.

Я никого не обыскиваю, но если замечу людей с запрещенными предметами, то обязана вызвать начальника поезда и транспортную службу безопасности. Если у пассажира найдут эти предметы, его могут высадить. Однажды мне пришлось заставить пассажиров оставить на перроне канистру бензина: она воняла на весь вагон.

Перед конечной станцией я принимаю белье и уношу бланки учета пассажиров и билеты в штабной вагон, где едет начальник поезда. Если пассажиры не сдали белье, мы собираем его сами. Когда пассажиры выходят, я проверяю, не оставил ли кто в вагоне свои вещи. Если нахожу что-то , мы составляем акт и сдаем вещи дежурному по вокзалу.

Сложности

С пассажирами приходится много общаться. Не всегда это общение приятное, но в любом случае надо улыбаться. Например, проводникам нельзя пускать в вагон пьяных. Больше того, если пассажир выпивает в поездке или дебоширит, по правилам его должны высадить на ближайшей станции. В такие моменты я должна быть одновременно непреклонной и вежливой, а это не так просто, когда пассажир начинает хамить или распускать руки.

Пассажиры порой приходят с весьма странными вопросами. В фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона. Люди часто не верят, что около купе проводников не туалет, а кладовка, и думают, что там есть еще один туалет, а проводники, негодяи такие, его прячут.

Однажды около пяти утра я подскочила от грохота и услышала крик: «А начальник поезда в курсе, что вы здесь устроили?!» Выбегаю, а там мужчина стоит около открытой кладовки, с выпученными глазами смотрит на полки с инвентарем и орет: «Куда вы дели туалет? Зачем вы поставили здесь полки?» Пришлось пояснить ему, что в фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона, а полки поставила не я, а те, кто спроектировал и построил вагон. Мужчина поначалу не поверил, но в конце концов успокоился. Начальника поезда звать не стали.

Иногда пассажиры удивляют. В одной поездке мужчина спросил, проезжает ли поезд мимо Дзержинска. Я ответила, что проезжает, но там не останавливается. Пассажир не растерялся и спросил, нельзя ли «тихонечко» выйти из поезда на ходу, мол, никто и не узнает. Пришлось его разочаровать.

Многие думают, что проводники много путешествуют и могут между делом осмотреть город. На самом деле нас пускают в город исключительно с разрешения начальника поезда и только до аптеки, продуктового или столовой. Если я выхожу в город, то даже не пытаюсь идти куда-то еще: за такое нарушение могут оштрафовать.

Бонусы в работе проводника

Работать проводником тяжело, но есть и преимущества.

Стабильность. На железной дороге белая зарплата, начисляются премии за преданность компании. Премию выплачивают каждые пять лет в размере нескольких окладов. Еще дополнительно платят за работу в праздники, всегда оплачивают больничные листы. Все по Трудовому кодексу.

Полный соцпакет. Проводникам оформляют добровольное медицинское страхование — ДМС, которое включает стоматологические услуги. Еще дают возможность бесплатно лечиться в санаториях и посещать бассейн. Железнодорожные компании по заявлению делают дополнительные отчисления в пенсионный фонд в счет накопительной пенсии, полностью оплачивают проезд по железной дороге от дома до места работы, если расстояние не больше 150 км. Дети проводников ездят в летние лагеря с большой скидкой.

Раз в год проводники вместе с ребенком могут бесплатно съездить куда угодно по России на поезде туда и обратно — за вычетом НДФЛ. Это значит, что 13% от стоимости билета вычтут из зарплаты. В остальное время все как обычно, никаких льгот.

Источник