Схема вагонов ретро поезда сортавала рускеала



Ретропоезд в Рускеалу и сортавальская "Ласточка"

7 июня съездил на открытие регулярного паровозного рейса между Сортавалой и новой станцией ГП Рускеала. Ветка неэлектрифицированная и без путевого развития, а поскольку поток туристов значительный, железнодорожники решили создать свою фишку: специальный ретро-поезд под паровозом. При этом от Питера до Сортавалы туристы по-прежнему добираются «Ласточкой». Оба поезда синхронизированы в 15-минутном промежутке – чтобы все успели пересесть, причём в оба конца.

Давайте посмотрим, как выглядит этот путь и что вообще такое есть новый паровозный ретро-поезд?

1. Итак, рано-рано утром идём к сортавальской «Ласточке» – вон она, слева. Выходит она, конечно, слишком рано, чтобы приехать сюда на метро — поэтому приходится брать такси на столь ранний выезд. Тут же готовятся к отправлению «Аллегро» на Хельсинки и обычная ЭТ на дачные места. Надо сказать, что сортавальская «Ласточка» в прошлом году произвела настоящий переворот в сообщении с этим довольно неблизким от Питера пунктом. Если раньше до Сортавалы нужно было ехать либо автобусом – 6-7 часов по извилистой дороге; либо костомукшкским поездом, который ходит не каждый день, то теперь «Ласточка» проходит это расстояние всего за 4 часа. Теперь посмотреть Сортавалу (или даже Рускеалу!) реально и одним днём, при желании. Быстрее только вертолётом.

2. Расписание следования. Как видите, маршрут весьма оригинальный: не прямым путём через Приозерск, а кружным и более длинным через Выборг и Элисенваару. Этот маршрут, как ни странно, получается заметно быстрее прямого через Приозерск — Кузнечное – выборгский ход скоростной, да и не надо там «разгонять» с перегона медленные электрички. В Выборге «Ласточка» меняет направление движения и дальше идёт по очень красивой линии через Каменногорск, причём и на этом участке выполнены работы по укреплению пути, позволившие увеличить скорости следования до 90-100 км/ч.

3. Около 8 утра прибываем на станцию Каменногорск. Здесь кончается электрификация, и стоянка у нашей «Ласточки» – 20 минут. Всех желающих пассажиров здесь ждёт увлекательный аттракцион – присоединение тепловоза к «Ласточке». И хотя по трансляции говорят «. у кого поездка не окончена, выходить не надо!» — на платформу устремляется целая толпа страждущих увидеть влюблённый тепловоз, который желает соединиться с «Ласточкой». Тепловоз ТЭП70БС не простой, а специально предназначенный для любви с «Ласточкой». Он переоборудован так, что отдаёт ей дополнительные жизненные силы на содержание ласточкиного климатического оборудования и всей энергетики электропоезда – на весь период, пока она в разводе с контактной сетью.

4. За Каменногорском линия прихотливо изгибается и идёт между многочисленными озёрами («лампушками»). Остановок на участке всего две – Элисенваара и Яккима; а узловую станцию Хийтола, где подходит приозерский ход, поезд проходит без остановки. Это очень аутентичный старый вокзал с печками.

5. В 10.20 прибываем в Сортавалу. Поскольку в «Ласточке» ехать очень комфортно, то практически никакой усталости от четырёхчасового пути не чувствуется: разительный контраст с 6-7 часами утомительной езды в тесном и душном автобусе. На соседнем пути пыхтит паровоз – это уже подан к посадке согласованный ретро-экспресс.

6. Расцветка ретро-вагонов решена в сине-жёлтом стиле; причём на бортах вагонов по центру красуются крупные маршрутные таблички, которые ФПК яростно изводит на всех обычных пассажирских поездах. Не понимаю, зачем они это делают: ведь с маршрутной табличной свой поезд опознавать гораздо проще.

7. На станции теперь повесили колокол; отправление экспресса объявляют не традиционным проигрышем мелодии по трансляции, а ударами колокола, который подвешен на кронштейне в середине платформы.

8. Состав стоит под паровозом Эр (хотя у меня проскальзывала информация, что на линии стоит Су, но это не так). Поодаль стоит на экипировке другой паровоз — Эу. Сперва мне было непонятно, зачем экипируется второй локомотив — но при возвращении стало ясно, для чего он нужен; об этом ниже.

9. Оба паровоза в прекрасной форме, смазаны, выкрашены и вообще выглядят так, словно мы сейчас в 1951, а не в нынешнем году.

10. Ну что ж, теперь давайте смотреть интерьеры ретро-поезда. Заходим внутрь. По контрасту с наружной жарой здесь приятная прохлада, и я бы даже сказал — очень приятная. Интерьеры «под дерево» разбавлены трёхсоставными портьерами с кисточками.

11. Вот так выглядит интерьер купе. Окошко тоже обрамлено портьерами. На стене – старинные фотографии карельских линий.

12. Случайно бросаю взгляд на дверь нашего купе. и тут меня молнией пронзает внезапная догадка: так это же в девичестве аммендорфовский вагон СВ, просто искусно переделанный! ГДР-овская фурнитура перекрашена в чёрный, поставлены мягкие зелёные диваны, заменены выключатели, а таблички выполнены псевдославянским шрифтом Skazka.

13. Вышло, тем не менее, весьма мило. Особенно приятно смотрится ностальгическая зелёная лампа на столе и букет с брусничками (мы же всё-таки в Карелии!). Стол длинный и тоже непростой: на нём нарисована дореволюционная карта железных дорог Великого Княжества Финляндского в составе Российской империи. Правда, оформители нанесли надпись попроще: «Финляндскiя железныя дороги». Это, конечно, гладкое покрытие стола, а не бумажная карта.

14. Отдельно порадовало, что в вагоне сохранили кормильца и поильца – Его Величество комбинированный титан, откуда можно брать чай.

15. Со стороны нерабочего тамбура аммендорф немного переделали: расширили проходы для инвалидных колясок и там же устроили просторный туалет, тоже с расчётом на использование в т. ч. и инвалидами.

16. Хвостовой вагон выделен под ресторан, выполненный в целом в том же стиле, но смотрится очень приятно: сочетание коричневого и зелёного не режет глаз, и вообще действует успокаивающе. Свет мягкий, неяркий.

17. Здесь я ожидал адового ценника, но он оказался на удивление адекватным, и гораздо ниже, чем в сортавальской «Ласточке», так что вполне можно питаться.

18. По обоим концам ресторана – большие экраны, на которые выводится веб-камера, установленная на паровозе, и показывает вид вперёд. Очень хорошая фишка: едешь – и прямо завораживает, отвлекая от общения с соседями!

19. Отдельно о посуде. Здесь я заметил явную странность: в вагоне-ресторане чай подают в канонических кольчугинских подстаканниках, выражающих самую глубинную суть нашей железнодорожной идентичности. Однако если заказываешь чай в пассажирском вагоне – то там его приносят в маленьких чашечках! Вот это точно непорядок! Уж чай-то могли бы везде выдавать пассажирам в стаканах с подстаканниками, как положено в дороге, а чашечки оставить для кофе! Так что я бы предложил срочно обеспечить все вагоны подстаканниками и не жмотничать с чашечками. Стоит это недорого, но зато подчеркнёт нашу исконно-посконную традицию – особенно если будут ехать иностранцы.

20. Через час прибываем на конечную станцию, которая называется «Горный парк Рускеала». Внимание, это важно: для покупки билетов на ретро-поезд нужно использовать это название, а не Маткаселькя! Это – новая, пока временная платформа, она рядом с парком – в отличие от пограничной станции.

21. Дальше у нас была программа по самой Рускеале, но в рамках этого поста рассказать о ней невозможно – у меня всё-таки рассказ о транспорте. Однако парк, бесспорно, очень живописен. Правда, конкретно в тот день стояла страшная жара, +33, которая несколько осложняла прыганье по камням и скалам.

22. Отдельно впечатлила подземная Рускеала, прогулка по которой является самостоятельной экскурсией в этом парке. Проводил её Антон Юшко, член РГО и страстный спелеолог-профессионал.

23. Особенно приятным в этой экскурсии было то, что мы шли по подземным выработкам с температурой воздуха около +5, а затем вышли к части рускеальского водоёма, который в этом месте был ещё со льдом и даже с ледяными фигурами.

24. Возвращались к своему составу мы немного другим путём, уклонившись вправо, к старым известковым печам рускеальского завода. А на платформе нас встретили уже два дымка. Вот и стало понятно, почему два паровоза. Получается так: первый Э (венгерский) привозит «Рускеала-экспресс» на место. А вечером второй паровоз забирает его котлом вперёд, а первый потом задним ходом возвращается на Сортавалу отдельно.

25. Дальше всё строго в обратном порядке: час езды под паровозом до Сортавалы, затем пересадка в обратную «Ласточку» (она синхронизирована с ретро-поездом). В 22.43 прибываем обратно на Финляндский вокзал. Это время – нормальное, работает метро, можно уехать в любой конец города и в пригороды не на такси.
Техническая информация:
Поезд «Рускеальский Экспресс» состоит из 3 вагонов: вагон-ресторан и 2 купейных вагона с местами для сидения. Всего в поезде 91 место.
Поезд находится в пути 1 час, отправляется от ст. Сортавала в 10:40 и прибывает в ГП «Рускеала» в 11:40; в обратную сторону — в 17:30 и прибывает на Сортавалу в 18:30. На пик летнего сезона будет введен и второй паровозный рейс в середине дня — для тех, кто приехал своим ходом в Рускеалу и хочет просто прокатиться на экзотическом эксспрессе.
Стоимость билета на «Рускеальский экспресс» колеблется от 351 до 420 рублей, в зависимости от времени. Кроме того действуют специальные тарифные предложения для различных категорий пассажиров («Детский», для пенсионеров и для молодёжи). При оформлении билетов по тарифу «туда-обратно» стоимость обратного билета снижается на 20%. Билеты брать можно стандартно — на сайте РЖД или в кассах.
За приглашение на ретро-тур и возможность протестировать новый состав выражаю признательность РЖД и дирекции парка Рускеала.
Покрадено тут.

Еще:  6 3 Порядок пропуска подвижного состава

Источник

Рускеальский экспресс — в Карелию на настоящем паровозе

Невероятно, но он настоящий! Настоящий паровоз, который едет на паровой тяге и дымит так, что порой ничего вокруг не видно. Никакой электроники, и ведь работает. Да, умели раньше делать! Скажу честно, я ехал в Рускеалу не столько посмотреть горный парк, сколько прокатиться на этом ретро поезде. Раньше я такие видел только в кино, а здесь увидел наяву, потрогал и даже подкинул угля.

Раньше в горный парк “Рускеала”, который как-никак считается главной достопримечательностью Северного Приладожья, можно было добраться только на машине или автобусе. Но год назад РЖД решило пустить в Рускеалу небольшой экспресс по старой заброшенной ветке. И раз уж парк туристический, то и поезд тоже решили сделать туристическим. Пусть достопримечательностью будет не только сама «Рускеала», но и способ туда добраться.

Вот так 1 июня 2019 года появился ретро поезд “Рускеальский экспресс” — настоящий паровоз, который топят углем, а в движение его приводит водяной пар. Это отличная возможность окунуться и прикоснуться к частичке прошлого, нашего с Вами прошлого, и почувствовать себя хотя бы на час аристократом дореволюционной России. И пока весь мир заражался коронавирусом, я катался на ретро поезде.

Все проводницы тоже одеты в историческую униформу. Т.к. на улице зима и -15, то и форма зимняя и теплая. Я сначала подумал, что это какая-то военная форма, но оказалось, что это стандартные шубы северных проводников первой половины прошлого века. Да-да, это советская форма, а не царская, но в этом поезде решили разбавить царский стиль советскими нотками, и по-моему получилось неплохо.

Давайте зайдем в вагон и посмотрим, что там внутри. Это, конечно, не царские вагоны, а бывшие СВ вагоны вагоностроительного завода «Аммендорф», которые прошли капитальный ремонт и обрели винтажный облик. Интерьер вагонов, по словам проводников, выполнен в стиле конца 19, начала 20 веков. Я в те далекие времена еще не существовал, поэтому остается только верить на слово.

Т.к. ехать всего час, то все купе сидячие и рассчитаны на 6 мест. На мой взгляд вполне уютно. И, несмотря на ретро стиль, в каждом вагоне есть современные розетки и даже USB-зарядки.

А изюминкой поезда является его вагон-ресторан. Он просто шикарен!

Но мест здесь мало, поэтому столик желательно бронировать заранее. По сути, можно даже не брать купе, а ехать здесь, в ресторане. Пить чаёк, закусывать калитками и любоваться карельскими лесами в окошке.

И снова смешение стилей — в дореволюционном ресторане на столике стоит сталинский светильник с гербом СССР.

В фирменном поезде все фирменное — даже традиционные железные подстаканники (которые при желании можно приобрести) и кубики сахара здесь с логотипом «Рускеальского экспресса».

А теперь самое время в прямом смысле «прикоснуться» к поезду и заглянуть в его кабину.

Несмотря на громадные размеры самого паровоза, его кабина оказалась очень маленькой и тесной. Как видите здесь все просто. Котел, пара приборов, несколько рычагов и вентилей и много-много тяжелой физической работы, ведь уголь этот поезд кушает быстро и много, только и успевай забрасывать. А еще здесь очень грязно. Все в саже и копоти, так что в белом сюда лучше не входить.

Приборная панель состоит из двух приборов. Первый показывает уровень воды, а второй — давление в котле. Давление в паровозе — самое главное, и за ним нужно внимательно следить.

А вот и сам котел. Я почему-то думал что он будет намного больше. Пользуясь случаем, я попробовал закинуть пару лопат угля — ох и непростая это работа. Во-первых — жарко, во-вторых — тяжело, а в-третьих — надо еще попасть в эту маленькую дырочку. Так что за внешней красотой поезда стоит тяжелый черный труд машинста.

Средняя скорость ретро паровоза 40-60 км/ч, но машинист мне шепнул на ушко, что при желании и благоприятных условиях можно и сотку выжать. Ну да, мы же смотрели «Назад в Будущее» и видели как это делается. Здесь конечно, этого никто делать не будет, ибо машина старая, может от таких нагрузок и развалиться.

В настоящее время на станции Рускеала нет «кольца», на котором поезд мог бы развернуться. Поэтому обратно в Сортавалу состав тянет другой паровоз, который идет следом задним ходом. Но в этом году обещают сделать разворот, так что второй поезд будет ненужен. Точнее он будет нужен, но на всякий случай. Поезда-то старые, могут и сломаться.

Короче, было классно! Спасибо РЖД за то, что вкладывает деньги в такие проекты.

Если захотите также прокатиться на Рускеальском Эксперссе по Карелии, то милости просим. Поезд отправляется каждый день утром в 10-40 из Сортавалы, едет час до Рускеалы, а назад отправляется вечером в 17-30, что идеально подходит для однодневной поездки в горный парк. Билет стоит от 300 рублей в одну сторону, детям и пенсионерам скидки. Расписание подстроено под «Ласточку» из Питера, а с недавнего времени к этому ретро-поезду можно прицепиться прямо из Москвы. Два вагона из столицы едут до Сортавалы в составе обычного поезда, а затем перецепляются к ретро-поезду до Рускеалы. Назад процедура повторяется, но в обратном порядке. Так что Рускеала из Москвы в этом году стала намного ближе!

А закончу я словами песни, которая почему-то приходит в голову при виде этого чуда техники:

«Наш паровоз, вперед лети!
В Коммуне остановка,
Иного нет у нас пути,
В руках у нас винтовка.»

Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.

Источник

Ретро-поезд в Рускеалу и сортавальская "Ласточка"

В пятницу 7 июня съездил на открытие регулярного паровозного рейса между Сортавалой и новой станцией ГП Рускеала.
Горный парк Рускеала в Приладожской Карелии сейчас активно развивается как туристический кластер с большой посещаемостью, и зимой туда пустили прямые «Ласточки» из Петербурга. На Новый год их продлили до пограничной станции Маткаселькя (туда они доходили в выходные). Однако режим погранзоны порождал много сложностей – как для туристов, так и для пограничников, поэтому дирекция парка и РЖД стали решать этот вопрос несколько по-другому. Поскольку из Маткасельки до парка всё равно приходилось доезжать на автобусе, то железнодорожники пошли иным путём – проложили боковую ветку прямо к парку Рускеала, чтобы там идти уже пешком. Ветка неэлектрифицированная и без путевого развития, а поскольку поток туристов значительный, решили создать свою фишку: специальный ретро-поезд под паровозом. При этом от Питера до Сортавалы туристы по-прежнему добираются «Ласточкой». Оба поезда синхронизированы в 15-минутном промежутке – чтобы все успели пересесть, причём в оба конца.

Всё это я проверил в тот день на собственной шкуре — так что давайте посмотрим, как выглядит этот путь и что вообще такое есть новый паровозный ретро-поезд?

Новый «Рускеальский экспресс» под паровозом Эр

2. Итак, рано-рано утром идём к сортавальской «Ласточке» – вон она, слева. Выходит она, конечно, слишком рано, чтобы приехать сюда на метро — поэтому приходится брать такси на столь ранний выезд. Тут же готовятся к отправлению «Аллегро» на Хельсинки и обычная ЭТ на дачные места.

Надо сказать, что сортавальская «Ласточка» в прошлом году произвела настоящий переворот в сообщении с этим довольно неблизким от Питера пунктом. Если раньше до Сортавалы нужно было ехать либо автобусом – 6-7 часов по извилистой дороге; либо костомукшкским поездом, который ходит не каждый день, то теперь «Ласточка» проходит это расстояние всего за 4 часа. Теперь посмотреть Сортавалу (или даже Рускеалу!) реально и одним днём, при желании. Быстрее только вертолётом.

Еще:  Расписание жд вокзала Каменск Уральский

3. Заходим внутрь. На линии стоит премиум-модификация Ласточки с креслами по формуле 2+3.

4. Кресла все с достаточно прочными столиками, как в самолёте, только места намного больше и проходы свободнее. Такую модификацию я тестировал ещё в феврале 2015 на Петрозаводск.

5. Расписание следования. Как видите, маршрут весьма оригинальный: не прямым путём через Приозерск, а кружным и более длинным через Выборг и Элисенваару. Этот маршрут, как ни странно, получается заметно быстрее прямого через Приозерск — Кузнечное – выборгский ход скоростной, да и не надо там «разгонять» с перегона медленные электрички. В Выборге «Ласточка» меняет направление движения и дальше идёт по очень красивой линии через Каменногорск, причём и на этом участке выполнены работы по укреплению пути, позволившие увеличить скорости следования до 90-100 км/ч.

6. Проходим Выборгский ПТОЛ. Ходу до Выборга на этой «Ласточке» всего лишь 62 мин. Стоянка 8 мин., в Выборге подсаживаются ещё желающие, а также местные, и теперь мы едем на восток.

7. Перед Каменногорском пересекаем широкую, с бурным течением Вуоксу.

8. Около 8 утра прибываем на станцию Каменногорск. Здесь кончается электрификация, и стоянка у нашей «Ласточки» – 20 минут. Всех желающих пассажиров здесь ждёт увлекательный аттракцион – присоединение тепловоза к «Ласточке». И хотя по трансляции говорят «. у кого поездка не окончена, выходить не надо!» — на платформу устремляется целая толпа страждущих увидеть влюблённый тепловоз, который желает соединиться с «Ласточкой».

9. Тепловоз ТЭП70БС не простой, а специально предназначенный для любви с «Ласточкой». Он переоборудован так, что отдаёт ей дополнительные жизненные силы на содержание ласточкиного климатического оборудования и всей энергетики электропоезда – на весь период, пока она в разводе с контактной сетью.

10. Вот он, сакральный процесс соединения «Ласточки» и ТЭПа. Люди с волнением наблюдают за ним, вытащив свои смартфоны (впрочем, это не новый процесс, я его вам показывал в августе 2018-го на примере псковской «Ласточки»).

11. Но вот наконец тепловозная «Ласточка» в сборе, можно ехать дальше. Все бредут обратно, в свои вагоны.

12. За Каменногорском линия прихотливо изгибается и идёт между многочисленными озёрами («лампушками»). Остановок на участке всего две – Элисенваара и Яккима; а узловую станцию Хийтола, где подходит приозерский ход, поезд проходит без остановки. Этот вокзал я вам показывал в 2015-м: очень аутентичный старый вокзал с печками. Яккима – это аванстанция карельского города Лахденпохья.

13. Затем железная дорога приближается к ладожским шхерам, и с южной стороны постоянно видна озёрная вода.

14. В 10.20 прибываем в Сортавалу. Поскольку в «Ласточке» ехать очень комфортно, то практически никакой усталости от четырёхчасового пути не чувствуется: разительный контраст с 6-7 часами утомительной езды в тесном и душном автобусе. На соседнем пути пыхтит паровоз – это уже подан к посадке согласованный ретро-экспресс.

15. В 2015-м я уже рассказывал про станцию Сортавала – с тех пор немало воды утекло, и к нынешнему туристическому сезону её основательно подновили и украсили разными рюшечками: от нового покрытия платформ до фигурных скамеек и крупных указателей.

16. Расцветка ретро-вагонов решена в сине-жёлтом стиле; причём на бортах вагонов по центру красуются крупные маршрутные таблички, которые ФПК яростно изводит на всех обычных пассажирских поездах. Не понимаю, зачем они это делают: ведь с маршрутной табличной свой поезд опознавать гораздо проще.

17. На станции теперь повесили колокол; отправление экспресса объявляют не традиционным проигрышем мелодии по трансляции, а ударами колокола, который подвешен на кронштейне в середине платформы.

18. Состав стоит под паровозом Эр (хотя у меня проскальзывала информация, что на линии стоит Су, но это не так).

19. Поодаль стоит на экипировке другой паровоз — Эу. Сперва мне было непонятно, зачем экипируется второй локомотив — но при возвращении стало ясно, для чего он нужен; об этом ниже.

20. Оба паровоза в прекрасной форме, смазаны, выкрашены и вообще выглядят так, словно мы сейчас в 1951, а не в нынешнем году.

21. Тот паровоз, что повезёт нас – венгерский, строился по нашим чертежам на заводе «Маваг» в 1949 г.

Ну что ж, теперь давайте смотреть интерьеры ретро-поезда.

22. Заходим внутрь. По контрасту с наружной жарой здесь приятная прохлада, и я бы даже сказал — очень приятная. Интерьеры «под дерево» разбавлены трёхсоставными портьерами с кисточками.

23. Вот так выглядит интерьер купе. Окошко тоже обрамлено портьерами. На стене – старинные фотографии карельских линий.

24. А в соседнем купе — Прекрасная Незнакомка. Ну что, думаю – вот, сейчас принесут по бокальчику рейнвейна с шоколадкой товарищества «Г. Ландринъ», и будем мы с ней беседовать о поэзии Серебряного века и очередной возмутительной выходке футуриста Маяковского.

25. Сажусь напротив барышни эпохи модерна, случайно бросаю взгляд на дверь нашего купе. и тут меня молнией пронзает внезапная догадка: так это же в девичестве аммендорфовский вагон СВ, просто искусно переделанный! ГДР-овская фурнитура перекрашена в чёрный, поставлены мягкие зелёные диваны, заменены выключатели, а таблички выполнены псевдославянским шрифтом Skazka.

26. Вышло, тем не менее, весьма мило. Особенно приятно смотрится ностальгическая зелёная лампа на столе и букет с брусничками (мы же всё-таки в Карелии!).

27. Стол длинный и тоже непростой: на нём нарисована дореволюционная карта железных дорог Великого Княжества Финляндского в составе Российской империи. Правда, оформители нанесли надпись попроще: «Финляндскiя железныя дороги». Это, конечно, гладкое покрытие стола, а не бумажная карта.

28. Отдельно порадовало, что в вагоне сохранили кормильца и поильца – Его Величество комбинированный титан, откуда можно брать чай.

29. Со стороны нерабочего тамбура аммендорф немного переделали: расширили проходы для инвалидных колясок и там же устроили просторный туалет, тоже с расчётом на использование в т. ч. и инвалидами.

30. Хвостовой вагон выделен под ресторан, выполненный в целом в том же стиле, но смотрится очень приятно: сочетание коричневого и зелёного не режет глаз, и вообще действует успокаивающе. Свет мягкий, неяркий.

31. Здесь я ожидал адового ценника, но он оказался на удивление адекватным, и гораздо ниже, чем в сортавальской «Ласточке», так что вполне можно питаться.

32. На столах тоже букетики с брусникой, а вот лампы уже другие, более массивные.

33. Видимо, взяли из какого-то старого железнодорожного реквизита международных вагонов советской эры. Эти лампы уже не пластиковые, а аутентично металлические, с тканевым материалом.

34. По обоим концам ресторана – большие экраны, на которые выводится веб-камера, установленная на паровозе, и показывает вид вперёд. Очень хорошая фишка: едешь – и прямо завораживает, отвлекая от общения с соседями!

35. Отдельно о посуде. Здесь я заметил явную странность: в вагоне-ресторане чай подают в канонических кольчугинских подстаканниках, выражающих самую глубинную суть нашей железнодорожной идентичности. Однако если заказываешь чай в пассажирском вагоне – то там его приносят в маленьких чашечках! Вот это точно непорядок! Уж чай-то могли бы везде выдавать пассажирам в стаканах с подстаканниками, как положено в дороге, а чашечки оставить для кофе! Так что я бы предложил срочно обеспечить все вагоны подстаканниками и не жмотничать с чашечками. Стоит это недорого, но зато подчеркнёт нашу исконно-посконную традицию – особенно если будут ехать иностранцы.

36. Через час прибываем на конечную станцию, которая называется «Горный парк Рускеала». Внимание, это важно: для покупки билетов на ретро-поезд нужно использовать это название, а не Маткаселькя! Это – новая, пока временная платформа, она рядом с парком – в отличие от пограничной станции.

37. Дальше пока тупик, но и он временный. Программой развития парка предусматривается продление пути ещё ближе к парку, а также устройство путевого развития и поворотного круга для паровозов – но это, видимо, произойдёт к будущему сезону.

38. А пока наш трёхвагонный состав под маваговским Эр стоит в 20 метрах от тупика.

39. Попутно показываю пространство для развития территории, где устраивается автопарковка, будут проложены дорожки прямо к парку и продление ветки с поворотным кругом.

40. Дальше у нас была программа по самой Рускеале, но в рамках этого поста рассказать о ней невозможно – у меня всё-таки рассказ о транспорте. Однако парк, бесспорно, очень живописен. Правда, конкретно в тот день стояла страшная жара, +33, которая несколько осложняла прыганье по камням и скалам. Фотографии из самой Рускеалы ставить здесь не буду – их в гораздо лучшем качестве можно увидеть у моих коллег.

Еще:  Поезд Уходит Уходит Дал ко Гр Садко

41. Отдельно впечатлила подземная Рускеала, прогулка по которой является самостоятельной экскурсией в этом парке. Проводил её Антон Юшко, член РГО и страстный спелеолог-профессионал.

42. Особенно приятным в этой экскурсии было то, что мы шли по подземным выработкам с температурой воздуха около +5, а затем вышли к части рускеальского водоёма, который в этом месте был ещё со льдом и даже с ледяными фигурами.

43. Автор поста на фоне рускеальских скал: жара, конечно, утомляет, но всё равно интересно.

44. Возвращались к своему составу мы немного другим путём, уклонившись вправо, к старым известковым печам рускеальского завода. А на платформе нас встретили уже два дымка. Вот и стало понятно, почему два паровоза. Получается так: первый Э (венгерский) привозит «Рускеала-экспресс» на место. А вечером второй паровоз забирает его котлом вперёд, а первый потом задним ходом возвращается на Сортавалу отдельно.

45. Идём к другому паровозу, который повезёт нас обратно.

46. Это тот самый Эу, который в Сортавале стоял в сторонке от станции на экипировке.

47. Вернёмся мы уже под ним.

48. Дальше всё строго в обратном порядке: час езды под паровозом до Сортавалы, затем пересадка в обратную «Ласточку» (она синхронизирована с ретро-поездом). В 22.43 прибываем обратно на Финляндский вокзал. Это время – нормальное, работает метро, можно уехать в любой конец города и в пригороды не на такси.

Техническая информация:
Поезд «Рускеальский Экспресс» состоит из 3 вагонов: вагон-ресторан и 2 купейных вагона с местами для сидения. Всего в поезде 91 место.
Поезд находится в пути 1 час, отправляется от ст. Сортавала в 10:40 и прибывает в ГП «Рускеала» в 11:40; в обратную сторону — в 17:30 и прибывает на Сортавалу в 18:30. На пик летнего сезона будет введен и второй паровозный рейс в середине дня — для тех, кто приехал своим ходом в Рускеалу и хочет просто прокатиться на экзотическом эксспрессе.

Стоимость билета на «Рускеальский экспресс» колеблется от 351 до 420 рублей, в зависимости от времени. Кроме того действуют специальные тарифные предложения для различных категорий пассажиров («Детский», для пенсионеров и для молодёжи). При оформлении билетов по тарифу «туда-обратно» стоимость обратного билета снижается на 20%. Билеты брать можно стандартно — на сайте РЖД или в кассах.

PS. Кроме вышеописанного, после прибытия в горный парк у нас был ещё часовой брифинг с зам. гендиректора РЖД, руководителем пассажирского комплекса Дм. Пеговым и руководителем фирмы «Колмас-Карелия» Ал. Артемьевым (фирма управляет парком и организует его развитие). Так вот, общение с Пеговым и вопросы к нему я поставлю отдельно, небольшим постом после завтрашнего выходного — т.к. там затрагивались и вопросы более общего плана. И в частности, впервые я получил чёткое и конкретное объяснение того, почему именно «локомотивные Ласточки на усах» (на псковском, ивановском и сортавальском направлениях), а не отдельные закупки дизель-ласточек или электро-дизель гибридов.

За приглашение на ретро-тур и возможность протестировать новый состав выражаю признательность РЖД и дирекции парка Рускеала.

Источник

Рускеальский экспресс

На сегодняшний день в России курсирует единственный ежедневный поезд на паровозной тяге. Это скорый фирменный ретропоезд № 921/922, курсирующий по маршруту Сортавала — Горный парк «Рускеала» — Сортавала. До конца лета по субботам на этом же маршруте действует и дополнительный рейс ретропоезда, №923/924.

А последний ежедневный пассажирский поезд на паровозной тяге в СССР курсировал в начале 80-х годов 20-го столетия. В общем, давно было.

Горный парк «Рускеала» сделан на бывшем Рускеальском мраморном месторождении. На сайте парка есть история месторождения где написано, что примерно в середине XVII на берегу реки Русколки шведы стали добывать мрамор для производства строительной извести. Вся разработка была закончена в конце 90-х, начале 2000-х годов. Уже в 1998 году месторождение было признано непригодным для промышленного сырья, через год предложена концепция парка и в 2001 году началась расчистка территории. В 2005 году был открыт Горный парк «Рускеала». До сегодняшнего вида парка был еще долгий путь, но сейчас это уникальный парк в Европе, первый в России и единственный в Карелии.

Единственным слабым местом парка была транспортная доступность. Понятное дело, машиной можно доехать до бесплатной парковки около парка. Но дорога весьма долгая. Вот periskop.su пишет, что только до Сортавалы нужно было ехать либо автобусом — 6-7 часов по извилистой дороге; либо костомукшкским поездом, который ходит не каждый день .

А запуск Ласточки в прошлом году до Сортавалы кардинально улучшил транспортную доступность региона — теперь путь на комфортабельном поезде занимает четыре часа. Был вариант субботней Ласточки до станции Маткаселькя, но это пограничная станция, что крайне было неудобно, так как до парка вас все равно везли на автобусе. Ну и пограничникам за всем следить надо было. Поэтому дирекция парка и РЖД стали решать этот вопрос. И решили! Было восстановлено боковое ответвление на завод около карьера (не во всем объеме, конечно), что позволило соорудить временную платформу и пустить ежедневный ретропоезд!

Сейчас вы утренней Ласточкой едите с Финляндского вокзала через Выборг (Это быстрее, так как там скоростной ход) до Сортавалы за 4 часа. Там синхронизированная пересадка на паровоз и через час вы уже в парке. Давайте отправимся в небольшое путешествие!

1. На станции Каменногорск к Ласточке цепляют тепловоз ТЭП 70БС-326. На этой станции кончается электрофикация и дальше Ласточка сама ехать не может. Почему тепловоз, а не дизельпоезд? Ответ ниже в интервью Дмитрия Пегова, заместителя генерального директора РЖД и руководителем пассажирского блока компании. Если кто забыл, Дмитрий Пегов раньше был директором Московского метрополитена, куда пришел опятть же с РЖД.

Дмитрий Пегов :
« А тепловоз скоростной, его производят в Коломне, и я его вообще считаю самым лучшим тепловозом в мире – это моё мнение как локомотивщика. И сделана доработка этого тепловоза, который сможет подавать 3 тысячи вольт сейчас, на «Ласточку», на двухпроводной схеме, он плюс и минус подаёт. Это позволило весь комфорт на «Ласточке» сохранить и при этом двигаться с той же скоростью, потому что конструкционная скорость тепловоза – 160 км/ч. Меня всё время критикуют, говорят – ну-у-у, можно было сделать, как в Евро-о-опе, гибридный электропоезд, но 2/3 пути дизель бы просто молчал у этого поезда, сами понимаете. И при этом, если мы хотим обеспечить мощность поезда «Ласточка» такую же, как сейчас есть – всё равно бы это был бы целый вагон! При этом в таком вагоне нельзя было бы сделать пассажирские места, там бы стоял такой грохот, что весь поезд бы содрогался!

А так мы одним тепловозом, например, на проекте Иваново, обслуживаем вообще все ивановские ласточки! Это один тепловоз и три пары «Ласточек». Одна приехала, другая уехала. Да вы и сами знаете уже этот график. Но при этом это один тепловоз, а не минус один вагон в каждой Ласточке! Это влияет на себестоимость, а от неё зависит цена билетов, это техническое обслуживание. При этом у нас нет в России депо, где можно обслуживать гибридные дизель- электропоезда. Это тоже сложность для эксплуатирующей организации – обслуживать в электропоездном депо дизель! Это отдельная история. Поэтому такая система, я считаю, сейчас оптимальная — и я думаю, что она приживётся и будет дальше работать. »

2. Прицепка тепловоза занимает 20 минут. Можно сделать быстрее, но это такое же шоу. Минут 15 это все снимал народ, обсуждали и снова снимали. Слово Пегову — « Да, можно было прицепить тепловоз в Каменногорске ещё быстрее, но я сегодня специально засёк время – через сколько последний фотограф отойдёт от этого шоу! Это было семнадцать минут. То есть 20 минут – это как раз то время, которое нужно, чтобы все 300+ человек, которые завтра поедут, успели сфотографироваться, прицепиться, обсудить эту тему – как же так сделано, где сделали тепловоз… »

Еще рас уточню, что с тепловоза на Ласточку подается плюс/минус 3000 Вольт, что позволяет нормально и штатно эксплуатировать все системы жизнеобеспечения электропоезда.

3. Станция Каменногорск.

4. Спустя 4 часа мы приехали на станцию «Сортавала». Все сразу ломанулись снимать паровоз, а я пока смотрю по окрестностям. Первое, что вижу — выходной семафор с ручным приводом. Машинист паровоза ориентируется, естественно, по светофору Н30 внизу, но для антуража поднимают и семафор.

Источник