Статья 329 ТК Рабочее время и время отдыха работников труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств

Особенности работы работников связанных с движением поездов

от 9 марта 2016 года N 44

(с изменениями на 1 августа 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса России от 1 августа 2019 года N 250 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.08.2019, N 0001201908280028).

— Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3, N 30, ст.3014, 3033; 2003, N 27, ст.2700; 2004, N 18, ст.1690; N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.27; N 19, ст.1752; 2006, N 27, ст.2878; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.34; N 17, ст.1930; N 30, ст.3808; N 41, ст.4844; N 43, ст.5084; N 49, ст.6070; 2008, N 9, ст.812; N 30, ст.3613, 3616; N 52, ст.6235, 6236; 2009, N 1, ст.17, 21; N 19, ст.2270; N 29, ст.3604; N 30, ст.3732, 3739; N 46, ст.5419; N 48, ст.5717; 2010, N 31, ст.4196, N 52, ст.7002; 2011, N 1, ст.49; N 25, ст.3539; N 27, ст.3880; N 30, ст.4586, 4590, 4591, 4596; N 45, ст.6333, 6335; N 48, ст.6730, 6735; N 49, ст.7015, 7031; N 50, ст.7359; 2012, N 10, ст.1164; N 14, ст.1553; N 18, ст.2127; N 31, ст.4325; N 47, ст.6399; N 50, ст.6954, 6957, 6959; N 53, ст.7605; 2013, N 14, ст.1666, 1668; N 19, ст.2322, 2326, 2329; N 23, ст.2866, 2883; N 27, ст.3449, 3454, 3477; N 30, ст.4037; N 48, ст.6165; N 52, ст.6986; 2014, N 14, ст.1542, 1547, 1548; N 26, ст.3405; N 30, ст.4217; N 45, ст.6143; N 48, ст.6639; N 49, ст.6918; N 52, ст.7543, 7554; 2015, N 1, ст.10, 42, 72; N 14, ст.2022; N 18, ст.2625; N 24, ст.3379; N 27, ст.3991, 3992; N 29 (ч.1), ст.4356, 4359, 4363, 4368); N 41 (ч.2), ст.5639; 2016, N 1 (ч.1), ст.11, ст.54) и статьей 25 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169, N 28, ст.2884, 2007, N 46, ст.5554; 2008, N 30, ст.3597, ст.3616, N 52 (ч.1), ст.6249; 2009, N 1, ст.21; 2011, N 19, ст.2716, N 30 (ч.1), ст.4590, ст.4596, N 45, ст.6333; 2012, N 25, ст.3268, N 31, ст.4320; 2013, N 27, ст.3477; 2014, N 49 (ч.6), ст.6928; 2015, N 1 (ч.1), ст.56, N 29 (ч.1), ст.4356, ст.4373)

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
10 июня 2016 года,
регистрационный N 42504

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Минтранса России
от 9 марта 2016 года N 44

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов

(с изменениями на 1 августа 2019 года)

I. Общие положения

1. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов (далее — Особенности), разработаны в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3, N 30, ст.3014, 3033; 2003, N 27, ст.2700; 2004, N 18, ст.1690; N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.27; N 19, ст.1752; 2006, N 27, ст.2878; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.34; N 17, ст.1930; N 30, ст.3808; N 41, ст.4844; N 43, ст.5084; N 49, ст.6070; 2008, N 9, ст.812; N 30, ст.3613, 3616; N 52, ст.6235, 6236; 2009, N 1, ст.17, 21; N 19, ст.2270; N 29, ст.3604; N 30, ст.3732, 3739; N 46, ст.5419; N 48, ст.5717; 2010, N 31, ст.4196, N 52, ст.7002; 2011, N 1, ст.49; N 25, ст.3539; N 27, ст.3880; N 30, ст.4586, 4590, 4591, 4596; N 45, ст.6333, 6335; N 48, ст.6730, 6735; N 49, ст.7015, 7031; N 50, ст.7359; 2012, N 10, ст.1164; N 14, ст.1553; N 18, ст.2127; N 31, ст.4325; N 47, ст.6399; N 50, ст.6954, 6957, 6959; N 53, ст.7605; 2013, N 14, ст.1666, 1668; N 19, ст.2322, 2326, 2329; N 23, ст.2866, 2883; N 27, ст.3449, 3454, 3477; N 30, ст.4037; N 48, ст.6165; N 52, ст.6986; 2014, N 14, ст.1542, 1547, 1548; N 26, ст.3405; N 30, ст.4217; N 45, ст.6143; N 48, ст.6639; N 49, ст.6918; N 52, ст.7543, 7554; 2015, N 1, ст.10, 42, 72; N 14, ст.2022; N 18, ст.2625; N 24, ст.3379; N 27, ст.3991, 3992; N 29 (ч.1), ст.4356, 4359, 4363, 4368); N 41 (ч.2), ст.5639; 2016, N 1 (ч.1), ст.11, ст.54) (далее — Трудовой кодекс Российской Федерации) и статьей 25 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169, N 28, ст.2884, 2007, N 46, ст.5554; 2008, N 30, ст.3597, ст.3616, N 52 (ч.1), ст.6249; 2009, N 1, ст.21; 2011, N 19, ст.2716, N 30 (ч.1), ст.4590, ст.4596, N 45, ст.6333; 2012, N 25, ст.3268, N 31, ст.4320; 2013, N 27, ст.3477; 2014, N 49 (ч.6), ст.6928; 2015, N 1 (ч.1), ст.56, N 29 (ч.1), ст.4356, ст.4373).

Настоящие Особенности устанавливают режим рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением поездов, осуществляющих свои трудовые обязанности в пути или пределах обслуживаемых участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее — инфраструктура), выполняющих работу по перевозке грузов и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров, а также работников, обеспечивающих непрерывность перевозочного процесса и безопасность движения поездов (далее — работники).

Настоящие Особенности распространяются на юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы (оказывающих услуги) для пользователей услуг железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте.

Настоящими Особенностями не регулируется рабочее время и время отдыха работников железнодорожного транспорта, осуществляющих деятельность в области строительства, ведомственной охраны, эксплуатационных организаций связи, образовательной деятельности, торговли, медицинского обслуживания, общественного питания (включая вагоны-рестораны, вагоны-кафе, вагоны-бары), водителей автомобилей, а также работников, для которых применяется вахтовый метод организации работ.

2. В соответствии со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность рабочей недели, работа с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы (смены), время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Графики сменности утверждаются работодателем (в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами) с учетом мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии с иным представительным органом работников (далее — представительный орган работников).

В соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации график сменности должен быть доведен до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения его в действие.

3. В соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Для работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах, а также на других видах работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, в соответствии со статьей 104 Трудового кодекса Российской Федерации допускается введение суммированного учета рабочего времени с учетным периодом, не превышающим одного года, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, три месяца. В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов.

В соответствии со статьей 104 Трудового кодекса Российской Федерации порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Ежемесячный, квартальный и годовой учет рабочего времени допускается только при наличии утвержденного графика сменности, включающего режим работы и отдыха на весь месяц, квартал и год соответственно.

В целях обеспечения непрерывности производственного процесса работы организации допускается изменение графиков сменности в течение учетного периода.

4. Продолжительность рабочего времени при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов.

При непрерывной круглосуточной работе продолжительность рабочей смены, непосредственно предшествующей нерабочему праздничному дню, не сокращается, переработка сверх нормы учетного периода при суммированном учете рабочего времени компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или с согласия работника оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы, в соответствии со статьей 95 Трудового кодекса Российской Федерации.

Работа более двух смен подряд в период ночного времени (с 22 до 6 часов) не допускается, за исключением работников локомотивных бригад, поименованных в пункте 17 настоящих Особенностей. Для работников поездных бригад пассажирских поездов (проводников пассажирских вагонов, начальников (механиков — бригадиров) пассажирского поезда, поездных электромехаников, мойщиков-уборщиков железнодорожного подвижного состава, инженеров, электроников) ночное время определяется по часовому поясу расположения депо формирования пассажирского поезда.

Время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов. Привлечение работника к работе независимо от продолжительности использованного отдыха за время предшествующей работы (смены) допускается в случаях производства работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия (снежных и песчаных заносов, обвалов, оползней, последствий ураганов, смерчей, бурь, ливневых дождей, наводнений и землетрясений) с письменного согласия работника.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

5. Рабочее время работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, — работников поездных бригад пассажирских поездов, работников рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов (далее — АРВЭ), хоппер-дозаторных и думпкарных маршрутов, вагонов-транспортеров сочлененного типа, служебных, багажных и сборно-раздаточных вагонов при общей продолжительности поездки в оба конца трое суток и более может исчисляться турой (учетный период с момента явки работника на работу для поездки до момента явки работника на работу для следующей поездки после его отдыха в пункте постоянной работы).

Еще:  Молодечно Ждановичи расписание электричек пригородных поездов

6. Дежурным по железнодорожным станциям, начальникам железнодорожных станций участков инфраструктуры, оборудованных диспетчерской централизацией, автоблокировкой и полуавтоблокировкой, дежурным работникам хозяйства пути и сооружений в зимний период, дежурным работникам хозяйства электрификации и электроснабжения, работникам хозяйства автоматики и телемеханики, работникам хозяйства связи, приемосдатчикам груза и багажа, работникам восстановительных поездов, проводникам пассажирских вагонов, проводникам по сопровождению специальных вагонов, осмотрщикам-ремонтникам вагонов может устанавливаться дежурство на дому (при возможности вызова на работу) или в специально оборудованной комнате (помещении), в купе вагона. Дежурство на дому или в специально оборудованной комнате (помещении), в купе вагона допускается с письменного согласия работника в соответствии с утвержденными работодателем и с учетом мнения представительного органа работников положениями о дежурстве в соответствующих видах деятельности железнодорожного транспорта.

II. Время начала и окончания работы

7. Время явки работника к постоянному месту работы (далее — время начала работы (смены, поездки)), а также время освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей (далее — время окончания работы) осуществляется в часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка.

Начало и окончание работы могут назначаться в пределах обслуживаемого участка вне постоянного пункта сбора (постоянного места работы), о чем работнику должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня (смены). В этих случаях время следования до назначенного места работы и обратно не считается рабочим временем.

В других случаях время следования от постоянного пункта сбора до места предстоящей работы включается в рабочее время и определяется в правилах внутреннего трудового распорядка с учетом удаленности места предстоящей работы от постоянного пункта сбора и способа доставки работников.

Время приема и сдачи локомотивов, вагонов, рефрижераторных секций и АРВЭ локомотивными и поездными бригадами, бригадами рефрижераторных секций и АРВЭ, а также время на подготовку в рейс указанных бригад включается в рабочее время работников.

8. Явка к месту постоянной работы (время начала работы (смены, поездки), определенной локальными нормативными актами или трудовым договором (далее -место постоянной работы) локомотивных и поездных бригад, машинистов (водителей) специального самоходного железнодорожного подвижного состава (далее — ССПС) и их помощников, бригад рефрижераторных секций и АРВЭ, железнодорожно-строительных машин, бригад, обслуживающих вагоны-транспортеры сочлененного типа, осуществляется по графику, наряду или вызову.

Окончание работы (смены, поездки) осуществляется после завершения оформления соответствующей технической документации после сдачи локомотива, моторвагонного подвижного состава (далее — MBПC), поезда, состава, железнодорожно-строительной машины, рефрижераторной секции, АРВЭ или вагона в месте постоянной работы.

Время окончания работы (смены, поездки) в случае несостоявшейся поездки или смены на линии определяется представителем администрации организации, в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка.

9. Время начала и окончания работы (смены) работников, работающих посменно, и работников, рабочий день которых разделен на части, определяется графиком сменности.

Работникам, труд которых непосредственно связан с обслуживанием населения, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), может быть разделен на части в порядке, установленном статьей 105 Трудового кодекса Российской Федерации, общей продолжительностью не более 12 часов.

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также где интенсивность труда неодинакова, применяется режим гибкого рабочего времени в порядке, установленном статьей 102 Трудового кодекса Российской Федерации. Начало и окончание или общая продолжительность рабочего дня определяется по соглашению сторон.

10. Время начала работы по окончании отпуска или болезни, исполнения государственных или общественных обязанностей работников с суммированным учетом рабочего времени, которым выходные дни предоставляются по графикам сменности, определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

11. На непрерывных сменных работах работникам не разрешается оставлять рабочее место, не дождавшись смены. Работодатель должен принять все зависящие от него меры для смены работника. При этом междусменный отдых вызываемого работника должен быть не менее 12 часов. Порядок вызова другого работника на работу определяется в правилах внутреннего трудового распорядка.

III. Особенности режима рабочего времени локомотивных и кондукторских бригад

12. Работа локомотивных и кондукторских бригад организуется по именным графикам сменности или по безвызывной системе. В других случаях, а также в случаях нарушения работы по графикам сменности локомотивные и кондукторские бригады назначаются на работу по вызову. Способы вызова устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Для обеспечения своевременной сменяемости и предотвращения переработки сверх нормальной продолжительности смены бригад маневровых локомотивов и локомотивов с вывозными и передаточными поездами не допускается отправление этих бригад на другие железнодорожные станции, если время окончания поездки превысит установленное время смены.

В рабочее время работников локомотивных бригад грузового и пассажирского, пригородного движения включается:

время, непосредственно затрачиваемое на выполнение основной трудовой функции;

время на приемку и сдачу локомотива, МВПС;

время следования пассажиром и ожидание следования пассажиром;

время ожидания работы;

время прохождения алкометрии, предусмотренной локальными нормативными актами работодателя, принятыми по согласованию с представительным органом работников.

Для работников локомотивных бригад, занятых на сменной работе, в рабочее время включается время от начала до окончания работы, установленное графиком, с учетом времени прохождения инструктажа и предрейсового или предсменного медицинского осмотра, времени на приемку и сдачу локомотива.

13. По каждому пункту явки локомотивных бригад работодателем с учетом мнения представительного органа работников устанавливается предельно допустимое время нахождения локомотивных бригад на работе с момента явки, по истечении которого отправление их в поездку запрещается.

14. Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад более 7 часов при шестидневной рабочей неделе, но не более 12 часов, работа с двукратным обращением локомотивных бригад с проездом мимо места постоянной работы, а также при изменении режима работы локомотивных бригад в период действия графика сменности устанавливается в порядке, утвержденном работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Источник

Статья 329 ТК РФ. Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

1. Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, запрещено работать по совместительству, если совмещаемая работа также непосредственно связана с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 N 16.

При поступлении на работу, связанную с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, по совместительству работник должен представить соответствующий документ, подтверждающий, что по основному месту работы его трудовая функция не связана с непосредственным участием в управлении транспортными средствами либо в управлении движением транспортных средств.

2. Особенности, касающиеся рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, предусмотрены в специальных нормативных правовых актах, устанавливающих включение определенных периодов в рабочее время, сокращение рабочего времени для некоторых категорий работников, особенности установления суммированного учета рабочего времени, продолжительность сменной работы и порядок чередования смен, виды и продолжительность перерывов, включаемых в рабочее время, возможность привлечения к аварийным и авральным работам, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха, возможность суммирования выходных дней и др.

К числу указанных нормативных правовых актов относятся:

— Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утв. Постановлением Минтруда России от 20.02.1996 N 11;

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утв. Приказом Минтранса России от 16.05.2003 N 133;

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 30.01.2004 N 10;

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утв. Приказом МПС России от 05.03.2004 N 7;

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15;

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утв. Приказом Минтранса России от 08.06.2005 N 63;

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утв. Приказом Минтранса России от 18.10.2005 N 127;

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139;

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации, утв. Приказом Минтранса России от 07.07.2011 N 181;

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы, утв. Приказом Минтранса России от 14.03.2012 N 61, и некоторые другие нормативные правовые акты.

2. Рабочее время отдельных категорий работников транспорта включает в себя не только время фактического управления транспортным средством, но и некоторые иные периоды времени. Например, согласно п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, рабочее время водителя автомобиля состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

Еще:  Как работать водителем поезда

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Работа, связанная с управлением транспортным средством или с управлением движением транспортных средств, требует постоянной концентрации внимания и значительного нервно-эмоционального напряжения, что обусловило установление для отдельных работников транспорта специальных перерывов для отдыха, включаемых в рабочее время. Так, согласно п. 49 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации члену летного экипажа предоставляются кратковременные перерывы следующей продолжительности:

а) не менее 15 минут — через каждые 1,5 часа полетного времени или после выполнения 10 посадок;

б) не менее 1,5 часа — после каждых четырех часов полетного времени или после 25 посадок, при этом кратковременный отдых может быть совмещен с перерывом для отдыха и приема пищи.

В соответствии с п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена работникам локомотивных бригад, работающих на линии, предоставляются специальные перерывы для отдыха. При продолжительности работы (смены) более семи часов суммарная продолжительность специальных перерывов для отдыха должна быть не менее 25 минут. Количество специальных перерывов для отдыха, их продолжительность и место предоставления устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

4. Особенности введения сменного режима работы отдельных категорий работников железнодорожного транспорта предусмотрены в п. п. 22 и 23 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов. Так, режим рабочего времени проводников пассажирских вагонов в поездке регламентируется графиками сменности, утверждаемыми работодателем на каждый поезд применительно к местным условиям с учетом мнения представительного органа работников. По графику сменности продолжительность непрерывной работы (смены) проводников пассажирских вагонов в поездке не должна превышать 12 часов, а суммарная продолжительность ежедневной работы (смены) в течение календарного дня не должна превышать 16 часов. При обслуживании пассажирского вагона двумя проводниками за поездку каждому проводнику включается в рабочее время половина времени в пути следования и в соответствии с графиком сменности в пункте формирования и оборота пассажирских поездов.

Источник комментария:
Отв. ред. Ю.П. Орловский «КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ
ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Кодексом (часть 2 статьи 329 Трудового кодекса Российской Федерации). Таким образом, статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации находящейся в системном единстве с положениями статей 328 и 330 Трудового кодекса Российской Федерации, установлены особенности регулирования трудовых отношений и условий труда работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, в том числе в отношении работы по совместительству, режима рабочего времени и времени отдыха.

Веснин В.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 20, 21, 24, 32 Положения по тем основаниям, что они в нарушение статьи 329 Трудового Кодекса Российской Федерации вводят необоснованные ограничения прав наемных работников, гарантированных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Оспариваемый Приказ противоречит ст. 329 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой перечень работ, профессий должностей, непосредственно связанных с движением транспорта утверждается Правительством Российской Федерации.

Источник



5. Трудовые отношения и дисциплина

1. Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе особенности приема их на работу, предоставление гарантий и компенсаций работникам железнодорожного транспорта общего пользования регулируются настоящим Федеральным законом, трудовым законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.
Безопасные условия труда, охрана труда работников железнодорожного транспорта общего пользования, контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права нормативных правовых актов, осуществляемый на железнодорожном транспорте общего пользования, обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом мнения соответствующего профессионального союза.

3. Лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры.
Работники железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества.
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования, а также предрейсовых или предсменных медицинских осмотров устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

4. Работники организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и заключившие трудовые договоры с работодателями — индивидуальными предпринимателями работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Работники, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе.
Работники, не прошедшие аттестаций, не допускаются к выполнению определенных в настоящем пункте работ.
Порядок и сроки проведения указанных аттестаций, а также порядок формирования аттестационных комиссий устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

5. Работники железнодорожного транспорта общего пользования пользуются правом бесплатного проезда на железнодорожном транспорте за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.
Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам железнодорожного транспорта общего пользования при исполнении ими служебных обязанностей в период нахождения на территории иностранного государства, устанавливаются международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Организации железнодорожного транспорта общего пользования, в которых работают такие работники, могут дополнительно устанавливать для них гарантии, льготы и компенсации.
За работниками железнодорожного транспорта общего пользования, переведенными на другую работу вследствие трудового увечья или профессионального заболевания либо вышедшими на пенсию по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине работника повреждением здоровья, сохраняется право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, отраслевым тарифным соглашением, коллективными договорами для работников железнодорожного транспорта и предоставляемые за счет средств работодателей.

6. Организации железнодорожного транспорта общего пользования независимо от форм собственности оказывают социальную поддержку неработающим пенсионерам-железнодорожникам в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

Статья 26. Дисциплина труда на железнодорожном транспорте общего пользования

1. Дисциплина труда работников железнодорожного транспорта общего пользования регулируется трудовым законодательством и утверждаемым федеральным законом Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования.

2. Забастовка как средство разрешения коллективных трудовых споров работниками железнодорожного транспорта общего пользования, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой, а также с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей (отправителей) и грузополучателей (получателей) на железнодорожном транспорте общего пользования и перечень профессий которых определяется федеральным законом, является незаконной и не допускается.

Источник

ВС: требование к железнодорожникам добираться до удаленного участка работы во внерабочее время законно

Верховный Суд отказал бывшему сотруднику РЖД в признании недействующим абзаца второго п. 7 Особенностей режима рабочего времени, времени отдыха и условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов (Решение от 27 июня 2019 г. № АКПИ19-389).

Алексей Мироненко с 2012 г. работал помощником машиниста тепловоза в эксплуатационном локомотивном депо «Новокузнецк» в подразделении филиала ОАО «РЖД». Он также был членом Межрегионального профсоюза железнодорожников.

Алексей Мироненко относился к тем категориям работников железнодорожного транспорта, работа которых непосредственно связана с движением поездов и для которых установлены Особенности режима рабочего времени, времени отдыха и условий труда (приказ Министерства транспорта от 9 марта 2016 г. № 44). Абзацем вторым п. 7 Особенностей закреплено, что начало и окончание работы могут назначаться таким работникам в пределах обслуживаемого участка вне постоянного места работы. При этом о необходимости выйти на работу в иное место в рамках соответствующего участка работнику должны сообщить до окончания предыдущего рабочего дня или смены. В этих случаях время следования до назначенного места работы и обратно не считается рабочим временем.

Как в последующем указал Алексей Мироненко, на основании этой нормы работодатель потребовал от него выйти на рабочее место, расположенное почти в 400 километрах от его постоянного. При этом в организации доставки работника на место было отказано. В связи с этим Мироненко отказался выходить на рабочее место, расположенное, по его мнению, в другой местности, поэтому был уволен за прогул по п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса.

Еще:  Расписание поезда 379У на 2021 г по маршруту НОВЫЙ УРЕНГОЙ ОРЕНБУРГ

Работник обратился в Мещанский районный суд г. Москвы с требованиями о признании приказов об увольнении и о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконными, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Алексей Мироненко указывал, что увольнение было незаконным, так как он находился в месте постоянной работы на протяжении всей смены. По его словам, ответчик, требуя приступить к работе в другом месте, в одностороннем порядке изменил условия трудового договора, что является недопустимым. Кроме того, Алексей Мироненко указал, что ему не был выдан маршрут машиниста для следования к станции, назначенной для приемки локомотива, в связи с чем он был лишен возможности приступить к работе.

Решением от 22 мая 2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением Московского городского суда от 24 октября 2018 г., ему было отказано со ссылкой на абз. второй п. 7 Особенностей.

Межрегиональный профсоюз железнодорожников и Алексей Мироненко обратились в Верховный Суд РФ с административным иском к Минтрансу о признании недействующей указанной нормы.

Административный ответчик и привлеченное в качестве заинтересованного лица Министерство юстиции указали, что Особенности утверждены Минтрансом в пределах его компетенции, а оспариваемая норма не противоречит законодательству и не нарушает права ни профсоюза, ни Мироненко.

Выслушав доводы сторон, Верховный Суд указал, что компетенция Минтранса на принятие оспариваемого нормативного акта «установлена вступившим в законную силу решением ВС РФ от 26 июня 2018 г. №АКПИ18-376».

Верховный Суд отметил, что трудовые отношения работников железнодорожного транспорта общего пользования регулируются Законом о железнодорожном транспорте от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ, трудовым законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами. ВС сослался на п. 2 ст. 25 Закона о железнодорожном транспорте и ч. 2 ст. 329 ТК РФ, согласно которым особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются Минтрансом с учетом мнения соответствующего профсоюза. Суд напомнил, что приказ Министерства транспорта от 9 марта 2016 г. № 44 был согласован с Российским профессиональным союзом железнодорожников и транспортных строителей и Общероссийским отраслевым объединением работодателей железнодорожного транспорта.

ВС указал, что оспариваемая норма не может толковаться в отрыве от абз. третьего п. 7 Особенностей, который предусматривает, что в других случаях время следования от постоянного пункта сбора до места предстоящей работы включается в рабочее время и определяется в правилах внутреннего трудового распорядка с учетом удаленности места предстоящей работы от постоянного пункта сбора и способа доставки работников. Применив ст. 57 и 91 ТК РФ, ВС сделал вывод: время следования к месту начала работы и обратно может быть включено в рабочее время, но только если это предусмотрено соответствующим нормативным актом. Как сказал Суд, одно из таких условий предусмотрено в абз. третьем п. 7 Особенностей.

Верховный Суд подчеркнул, что Особенности распространяются только на работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, что само по себе предполагает правомерность возможности изменения, исходя из складывающейся ситуации в движении поездов, места начала и окончания работы. Как указано в решении, в абз. втором и третьем п. 7 Особенностей установлены общие критерии, которые позволяют с учетом этой специфики определить условия отнесения времени следования к месту работы к рабочему времени в правилах внутреннего трудового распорядка. При этом, сказал ВС, данные правила утверждаются работодателем с учетом мнения профсоюза.

ВС полагает, что такое правовое регулирование соответствует требованиям Трудового кодекса. Он напомнил, что аналогичная позиция была изложена еще в определении Кассационной коллегии ВС от 16 марта 2006 г. № КАС06-57, которым был признан соответствующим законодательству абз. второй п. 9 ранее действовавшего Положения, утвержденного приказом Министерства путей сообщения от 5 марта 2004 г. № 7, содержащий то же предписание, что и оспариваемая норма.

Суд не согласился с несоответствием абз. второго п. 7 Особенностей и ст. 72 ТК, по смыслу которой перевод работника на другую работу в другую местность не является перемещением и требует его согласия. ВС указал, что из содержания абз. второго п. 7 Особенностей следует, что начало и окончание работы могут назначаться вне постоянного пункта сбора, но в пределах обслуживаемого участка, являющегося структурным подразделением работодателя и предусмотренным трудовым договором местом работы, что не предполагает перевод работника в другую местность.

Учитывая это, ВС решил, что оспариваемое положение не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, а также не нарушает права, свободы и законные интересы Межрегионального профсоюза железнодорожников и Алексея Мироненко.

Комментируя решение суда, адвокат АП Томской области Ольга Башкова отметила очевидную суровость закона в данном случае: «С точки зрения здравого смысла: как мог работник прибыть на рабочее место за 400 км? Вполне вероятно, что здесь работнику создали условия для увольнения». По ее мнению, справедливо было бы удовлетворить иск, однако в силу прямого указания закона такой возможности у суда не было.

Руководитель корпоративной и налоговой практики АБ «Леонтьев и партнеры» Мария Волкова сообщила «АГ»: «С точки зрения буквы закона приказ Минтранса соответствует нормам действующего законодательства, о чем уже дважды высказался Верховный Суд: в данном акте и упомянутом в нем определении от 26 июня 2018 г. № АКПИ 18-376. Более того, приказ был согласован с профессиональными союзами железнодорожников, которые не усмотрели нарушений прав работников в порядке регулирования, предложенном Минтрансом».

Мария Волкова обратила внимание на то, что в соответствии с приказом время в пути до рабочего места не учитывается в составе рабочего времени, если новое рабочее место находится в пределах одного обслуживаемого участка. «При этом нормативы по определению размера участков железнодорожной инфраструктуры не учитывают, что установление большой протяженности обслуживаемого участка может затронуть права работников, которые на этом участке работают. Если считать одним участком отрезок железнодорожного пути от Москвы до Хабаровска (почти 8,5 тыс. км), то работодатель вправе потребовать от работника явиться в любой пункт на данном участке, предупредив об этом до окончания рабочей смены. Причем явиться за свой счет, и время в пути не будет засчитано как рабочее», – сообщает юрист.

Источник

Охрана труда на ЖД транспорте — самые важные моменты

Охрана труда на ЖД транспорте становится главной темой целых книг. Специалисты по ОТ верстают методические рекомендации на эту тему. Более десятка различных правил по охране труда (мы имеем в виду, ПОТ-РЖД) ОАО «РЖД» утвердил для работников этой отрасли. Безусловно, в рамках одной статьи нереально (да и нецелесообразно) описать их все. Поэтому сегодня мы расскажем про самые основные моменты. Приготовьтесь, будет интересно.

Кстати, одним из комильфо является использование комплексная система оценки состояния охраны труда. Что это такое, мы описали в нашей отдельной статье. Написали простыми словами, максимум практики. Рекомендуем.

Помимо Государственных нормативных требований охраны труда, помимо Федеральных законов, регулирующих мероприятия по охране труда, существует ряд правил охраны труда. Об особенностях Трудового кодекса РФ (в части охраны труда) мы говорили уже немало. Не меньше рассказали и про Федеральные законы (о СУОТ, СОУТ, обучении по охране труда и проч.). Что же касается охраны труда на ЖД транспорте, приводим таблицу отраслевых правил по охране труда (ПОТ). Для Вашего удобства суть документа мы выделили жёлтым маркером.

Какими документами регулируется охрана труда на ЖД транспорте?

Название документа Дата На кого распространяются правила
Отраслевые правила по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта (ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02) 20.11.2002 работники федерального ЖД транспорта, обслуживающие пассажиров, готовящие пассажирские вагоны в рейс, включая ремонт и техническое обслуживание
Правила по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте кранов на железнодорожном ходу (ПОТ РЖД-4100612-ЦТ-113-2017) 01.01.2018 работники, выполняющие техобслуживание и текущий ремонт кранов на ЖД-ходу филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД»
Правила по охране труда в хозяйстве перевозок ОАО «РЖД» (ПОТ РЖД-4100612-ЦД-039-2013) 01.06.2013 работники хозяйства перевозок Центральной дирекции управления движением — филиала ОАО «РЖД»
Правила по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте моторвагонного подвижного состава ОАО «РЖД» (ПОТ РЖД-4100612-ЦДМВ-033-2014) 01.06.2014 работники моторвагонных депо, занятых выполнением работ по ТО и ТР МВПС, за исключением ТО-1
Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте устройств сигнализации, централизации и блокировки в ОАО «РЖД» (ПОТ РЖД-4100612-ЦШ-074-2015) 01.06.2014 работники, занятые техническим обслуживанием и ремонтом устройств сигнализации, централизации и блокировки, средств автоматического контроля технического состояния ЖД-составов
Правила по охране труда для работников восстановительных поездов ОАО «РЖД» (ПОТ РЖД-4100612-ЦРБ-090-2016) 01.01.2017 работники, занятые на аварийно-восстановительных работах (ликвидация последствий транспортных происшествий, связанных со сходами с рельсов подвижного состава, чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера на железной дороге)
Правила по охране труда при эксплуатации локомотивов ОАО «РЖД» (ПОТ РЖД-4100612-ЦТ-103-2017) 01.11.2017 работники, занятые эксплуатацией и техническим обслуживанием локомотивов ОАО «РЖД»
Правила по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте локомотивов ОАО «РЖД» (ПОТ РЖД-4100612-ЦТР-034-2012) 01.04.2013 работники ремонтных локомотивных депо, занятых выполнением работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту локомотивов, выполняемых в депо и пунктах технического обслуживания локомотивов ОАО «РЖД», за исключением ТО-1
Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов (ПОТ РЖД-4100612-ЦДИ-128-2018) 16.11.2018 работники, занятые при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов в структурных подразделениях ОАО «РЖД»

Общие требования охраны труда на ЖД транспорте

Не удивляйтесь, список неполный. В таблице мы не стали учитывать временные правила. С полным перечнем можно ознакомиться здесь. Ну а мы пойдём дальше. Каждый из документов в таблице устанавливает правила в узкой специфике деятельности на ЖД транспорте. Вместе с тем, существуют и общие правила. Давайте кратко с ними познакомимся.

Сфера ЖД-транспорта включает в себя огромное множество профессий и должностей. Тем не менее, есть, как минимум, 10 требований по охране труда на ЖД транспорте, которые распространяются на всех работников.

Источник