Важные технические параметры рукавов для пожаротушения



Пожарный поезд

У пожарно-спасательной техники есть своя собственная классификация, в которой пожарный поезд занимает особое место. И хотя его относят к пожарной технике особого назначения с определенным целевым использованием, это все равно техника для тушения пожаров. Необходимо отметить, что в ГОСТе 12.2.047-86 под названием «Пожарная техника. Термины и определения» есть такое определение, как пожарная машина. Это не пожарный автомобиль. Таким термином обозначена вся техника, которая может самостоятельно передвигаться или ее можно перемещать. Так вот пожарные поезда РЖД относятся к этой категории.

В эту категорию кроме пожарного поезда входят также: пожарные автомобили, роботы, катера, танки, корабли и прочее. То есть эта категория достаточно обширна.

Содержание

Назначение пожарного поезда

Итак, поезд для тушения очагов возгорания, относящийся к категории пожарных машин, имеет со всеми остальными видами пожарной техники одно назначение – тушение пожаров и спасение людей. И на основе этого назначения можно обозначить возможности (функциональные) этой разновидности техники.

Пожарно-восстановительный поезд – это транспортное средство (самостоятельное), которое используют для тушения пожаров, возникших недалеко от железнодорожного полотна. Расстояние от железной дороги определяется тактическими и техническими возможностями самого поезда. Если рассматривать возможности пожарного поезда, его мощность и потенциал, то один состав можно сравнить с тридцатью пожарными автомобилями или четырьмя пожарными частями. То есть потенциал поезд огромен.

На вооружении РЖД сегодня большое количество пожарных поездов. В пределах 330 единиц. Из них 20% это техника с повышенными тактико-техническими возможностями. То есть с их помощью не только производят тушение пожаров, но и проводят ряд мероприятий, связанных с такими процессами, как например, сбор разлитых горюче-смазочных материалов, откачка опасных химических веществ.

Каждый поезд имеет свой район обслуживания. Этот район определяется приказом вышестоящего руководства региона или отделения РЖД. При этом устанавливается его постоянное место дислокации, а также максимальное расстояние его перемещения. Последний показатель может варьироваться в диапазоне 80-160 км.

Самое главное, что эксплуатация пожарных поездов не зависит от ведомственной принадлежности. То есть эту технику постоянно используют для тушения различных объектов, не входящих в состав РЖД. Статистика же уверяет, что пожарные поезда все чаще становятся основной силой в тушении больших пожаров.

Виды и их состав

Пожарный состав разделяются на две категории. Начнем со второй категории, потому что эти железнодорожные составы имеют типовую комплектацию. В них входят:

  • цистерна для воды с объемом или 25 м³, или 50 м³ (их может быть несколько в одном поезде);
  • вагон, где установлены насосы для подачи воды и другое специальное оборудование, а также помещения для личного состава количеством до 32 человек;
  • пенообразователь объемом в пределах 5-10 тонн;
  • пожарные рукава напорного типа длиною до 1,5 км;
  • оборудование для получения сжатого воздуха или емкости для него.

Теперь о железнодорожных пожарных поездах первой категории. У них увеличенная комплектация, соответственно они могут выполнять более сложные задачи. Дополнительно в комплектацию входят:

  • грузовой вагон;
  • платформа, на которой размещается специальное оборудование, инструменты, приспособления, средства защиты и прочее, находящееся в контейнерах;
  • несколько дополнительных цистерн, в некоторых размещены огнетушащие вещества, другие предназначаются для сборки ГСМ или химически-опасных материалов.

В принципе, пожарные поезда первой категории можно доукомплектовать чем угодно. Все зависит от желания руководства РЖД. К примеру, в вагон можно установить мини компрессоры или установки порошкового пожаротушения мобильного типа и прочее современное оборудование и инструменты. Не помешают обычные лопаты, топоры или ломы. Ситуации на пожаре встречаются разные, так что любой инструмент будет кстати.

Надо отметить и тот факт, что комплектовать пожарные поезда можно до бесконечности. И чем больше у него возможностей и потенциала, тем эффективнее можно бороться с пожарами разного типа. Ведь поезд можно сравнить с небольшим пожарным гарнизоном. Но при этом железнодорожная техника более мобильная. И вывозить с собой она может любое количество сил и средств. В этом плане поезда ничем не лимитированы.

Тактико-технические характеристики разных категорий

Наличие огнетушителей, шт.:

· порошковые ОП-50 передвижные;

Внимание! В состав пожарного поезда локомотив не входит. Его вызывают из локомотивного депо по необходимости. В Европе и США пожарные поезда имеют свой собственный локомотив. Отсутствие тягового элемента снижает боевую подготовленность состава. Чтобы тепловоз приехал из депо необходимо время, а на пожаре каждая минута дорога. Нередко, чтобы сократить время приезда локомотива из депо, к пожарному поезду присоединяют тепловоз от любого поезда, стоящего вблизи.

И еще один момент. Локомотив отцепляется от пожарного состава только тогда, когда последней доставлен к месту постоянной стоянки.

Что касается штата личного состава, то и здесь особых ограничений нет. Минимальное количество людей – 6 дежурных. Но при необходимости число увеличивают до требуемого показателя за счет пожарных расчетов или личного состава самого поезда, который находится на отдыхе.

Комплектация вагонов

Вагоны пожарного поезда комплектуются по-разному. Но необходимо отметить, что от европейских стран Россия в этом плане сильно отстает. Хотя новые устройства, приспособления и оборудование в составах появляются. К примеру, комплекс, изготовленный в виде контейнеров, радиоуправляемые мобильные установки, роботы разного назначения и прочее.

Сегодня в арсенале пожарных частей РЖД присутствуют поезда, которые могут тушить пожары в туннелях. В их комплектацию входят лафетные установки, а также оборудование, которое распыляет огнетушащее вещество под действием воздуха под давлением. Надо отметить и тот факт, что в цистернах вода зимой подогревается. Поэтому внутри проложены трубки в виде змеевиков. Вода нагревается в специальных котлах.

Все пожарные поезда обязательно оснащаются радиостанциями, телефонными постами, мегафонами, осветительными приборами и прочим необходимым инструментом и устройствами.

Во многие поезда первой категории входит так называемая транспортная система комбинированного пожаротушения, которую устанавливают на отдельной платформе. Состоит эта система из двух емкостей по 10 м³:

  • в первую закачивают огнетушащий порошок и цеолитовый песок;
  • во вторую диоксид углерода.

Обе емкости соединены между собой трубами. Суть в том, что диоксид углерода является газом, который находится в своем резервуаре под давлением, а соответственно выдавливает из первой емкости пену и песок. Именно так и работает эта установка.

Есть вероятность, что внутри первой емкости порошок и песок могут слежаться. Чтобы этого не произошло, внутри резервуара установлена так называемая пневмосистема в виде аэроднища. Она подключена к пневмотраспорту тепловоза. То есть происходит с помощью воздуха взрыхление слежавшейся массы порошка и песка.

Пожарный поезд (фото ниже) окрашивается в красный цвет. На него наносятся две белые полосы, которые имеют разную ширину. Нижняя полоса 230 мм, верхняя 80 мм. Обязательно наносится надпись белой краской – Пожарный поезд.

Иностранные модели

Передовой пожарной техникой может похвастаться Германия и Швейцария. Обе страны выделяют большие средства на производство новейших технологий тушения пожаров. К примеру, пожарные поезда этих стран комплектуются своими тепловозами. При этом локомотивов может быть один или два. В последнем случае их устанавливают на двух противоположных концах состава, что увеличивает мобильность транспортного средства.

При этом необходимо отметить, что немецкие пожарные в приоритет ставят аварийно-спасательные работы, а не тушение огня. Поэтому их поезда можно отнести к первой категории российской классификации. Эти же железнодорожные составы используются для тушения пожаров внутри туннелей.

Источник

Важные технические параметры рукавов для пожаротушения

Общие требования к техническому устройству пожарных рукавов приведены в ГОСТе (Национальный стандарт РФ) под номером 51049-2008. В нем также описано, как надо проверять рукава, чтобы убедиться в их соответствии стандартам.

Длина

Напомним, что пожарные рукава предназначены для транспортировки огнетушащего вещества (ОТВ). Они работают под избыточным давлением, и значит должны быть прочными. Они также должны обладать термостойкостью, выдерживать низкие температуры и химическое воздействие. Чтобы приобрести рукав пожарный, необходимо понимать, для чего он нужен:

  • пожарной машины;
  • наружного или внутреннего пожарного крана.

Длина рукава для пожарной машины составляет 20 м, возможны отклонения в ту или иную сторону на 1 м. Для пожарного крана рукава делают длиной 10-21 м. Самая малая длина может быть у всасывающих и совмещающих напорную работу и всасывание (напорно-всасывающих) – 4 м.

Ранее, до 2010 года, для напорных пожарных рукавов был предусмотрен свой ГОСТ 51049 97, в котором описываются требования к техническим характеристикам. Существенно характеристики не поменялись, и все же лучше обращаться к новому изданию.

Внутренний диаметр

Рукава отличаются по внутреннему диаметру. Напорный тип, предназначенный для подачи ОТВ под давлением, может иметь диаметр от 25 до 150 мм. Рукава, работающие на всасывание, отличаются другим набором диаметров – 75, 100, 125 мм. Выбирать диаметр надо в зависимости от того, к чему подключают рукав.

На пожарном транспорте используют рукав напорного типа с проходным диаметром 51 мм, и далее 66, 77, 89, 150 мм.

Периодически проводят замеры диаметра пожарного рукава, длины, массы. Если есть отклонения, то изделия испытывают на прочность и организуют доскональную проверку. Частота испытаний указана в документации и может отличаться в зависимости от особенностей конструкции модели.

Еще:  Информация о поезде 115А Санкт Петербург Адлер

С диаметром тесно связана пропускная способность изделия – сколько литров за секунду вытекает. Чем она больше, тем эффективнее работает рукав. Способность быстро пропускать нужные объемы огнетушащего вещества зависит также от материала изготовления, длины, и потерь напора подачи воды или другого вещества для тушения.

Важность рабочего давления

При производстве пожарных рукавов проверяют их геометрические параметры, герметичность и давление, которое они выдерживают. Такая проверка необходима каждый раз при изменении конструкции, материалов или технологий производства. Выделяют рабочее и разрывное давление, разрывное в 2 раза или чуть больше превышает рабочее.

  • У всасывающих и напорно-всасывающих типов рукава рабочее давление достигает 3 МПа.
  • Для напорных типов давление достигает 1,6 МПа.
  • Для переносных помп и пожарных кранов в жилых домах и учреждениях рабочее давление может составлять 1 МПа

Поскольку материалы постоянно усовершенствуются, возрастает их прочность, то давление может увеличиваться, хотя, чаще оно остается неизменным, соответствуя ГОСТу. А вот давление разрыва иногда занижаю, и в этом плане наблюдается невыполнение требований к пожарным рукавам с точки зрения ГОСТ.

Для проверки давления в рукаве применяют манометры. Недостаток давления так же неприемлем, как его избыток. При малом напоре струя может не достигнуть до объекта тушения, а при избытке – материал быстро изнашивается, возможны разрывы. Манометром проверяют давление раз в три месяца.

Стойкость к температурам

Как и одежда пожарного, рукава делают из материалов, которые в умеренном климате должны работать при температуре -40…+45 °C. Это известное требование, которым обладает любой другой противопожарный инвентарь.

Существуют еще одно требование к термостойкости. При соприкосновении с нагретым до 300° стержнем материал рукава должен сохранять целостность на протяжении нескольких секунд.Самые жесткие требования к термостойким рукавам для пожарного транспорта. Они должны на протяжении 60 с выдерживать 450°.

Перед приобретением любой модели и любого вида кранов, обращайте внимание на устойчивость к низким и высоким температурам. Значения характеристики могут сильно отличаться, что влияет на срок службы и ограничивает условия применения.

Масса и покрытие

Неслучайно ГОСТ регламентирует предельную массу одного метра изделия. Рукава раскатывают вручную, с ними работают пожарные, и чем меньше будет вес, тем удобнее, легче и быстрее будут проходить мероприятия по тушению. На массу влияет материал, из которого сделан инвентарь.

Срок службы изделий составляет 5 и более лет. Технические характеристики пожарных рукавов могут включать такой показатель, как маслостойкость. Не все модели им обладают, но если устойчивость к воздействию маслянистых субстанций присутствует, то это обязательно должно быть указано.

Чтобы обеспечить герметичность и гибкость, рукава делают прорезиненными, применяют латексные материалы или полимерные слои внутри и снаружи. Оптимальным вариантом можно считать латекс. Он отличается эластичностью и прочностью, не гниет, не покрывается плесенью изнутри.

Есть еще один стандарт – ГОСТ 7877 75, предназначенный специально для прорезиненных рукавов. Он был разработан еще в 1975 году, однако обновлялся и сохранил актуальность. В нем подробно описывается конструкция изделия.

Существует перколированные рукава, поверхность которых сделана из материала с микропорами (перколяция). После проникновения воды в микропоры (намокания) материал приобретает дополнительные теплоизоляционные свойства, может контактировать с открытым пламенем и раскаленными предметами.

Качество внешнего покрытия, материала каркаса и внутреннего водозащитного слоя влияет на прочность изделий. Поэтому в процессе периодических испытаний проверяют стойкость к истиранию (абразивный износ) и прочность связи внутреннего покрытия с каркасной частью. Отдельно проверяют толщину покрытия.

Маркировка и упаковка

При поставке пожарного рукава в комплекте должна находиться техническая документация со всеми характеристиками. На самом изделии делают маркировку, в которой указывают тип (РПК, РПМ и так далее), длину в метрах, дату изготовление и название предприятия. Такие обозначения должны стоять с обоих концов на расстоянии от них не более полуметра, чтобы удобно было считывать. Для длинных машинных типов требуется дополнительная маркировка на расстоянии 4 или больше метров от одного из концов.

Продают рукава в ровных скатах с закрытыми от повреждения концами. Упаковку применяют полиэтиленовую или тканевую. Она должна защищать изделие от грязи, пыли при перевозке и хранении.

Источник

Пожарный поезд РЖД — его задачи, категории и характеристики

Пожа́рный по́езд — поезд, формируемый из специальных вагонов, используемых для тушения пожаров на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта и в полосе отвода железных дорог. Пожарные поезда относятся к мобильным средствам пожаротушения.

Назначение

Пожарные поезда предназначены для:

  • обеспечения пожарной безопасности перевозочного процесса;
  • тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе, в полосе отвода железных дорог и на стационарных объектах ОАО «РЖД», а также на объектах, не входящих в инфраструктуру железных дорог ОАО «РЖД», по запросу МЧС России;
  • участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы 3 — 4 классов опасности.

Запрещено привлекать пожарные поезда для выполнения иных задач.

Пожарные поезда создаются, передислоцируются и ликвидируются по решению ОАО «РЖД», согласованному с ФГП ВО ЖДТ России, с учетом пожарной опасности перевозочного процесса. Формирование, содержание и использо­вание пожарных поездов определяется Положением «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД», а также приказами и. инструкциями ФГП ВО ЖДТ России Пожарные поезда являются средствами военизированной охраны железных дорог. Они дислоцируются на отделениях железных дорог.

Пожарные поезда содержатся на железнодорожных станциях (грузовых, пассажирских, сортировочных и участковых), на которых имеется рабочий парк локомотивов и устройства для заправки цистерн-водохранилищ водой.

За каждым пожарным поездом закрепляются участки обслуживания который определяется приказом начальника железной дороги по согласованию с филиалом ФГП ВО ЖДТ России из расчета максимального удаления от станции постоянной дислокации пожарного поезда на расстояние от не более80 км для 1 класса железнодорожной линии до не более160 км. Для 5 класса железнодорожной линии.

В непосредственной близости от железнодорожных путей постоянной стоянки пожарного поезда выделяется территория пожарного поезда на которой оборудуются стационарные объекты, включающие отдельные группы помещений:

  • учебно-административные (учебный класс, база или пост ГДЗС, теплодымокамера и др.);
  • учебно-тренировочные (полоса психологической подготовки пожарных, 100-метровая полоса с препятствиями и учебно-тренировочная башня);
  • производственные (для промывки и сушки пожарных рукавов, мастерская для обслуживания и ремонта пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, пункт зарядки огнетушителей);
  • санитарно-бытовые (для отдыха и приема пищи, для сушки специальной и боевой одежды, душевая, санузел, восстановительный комплекс и др.);
  • складские (для хранения пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, огнетушащих средств, топлива и горюче-смазочных материалов).

Классификация и состав

Пожарные поезда железных дорог общего пользования

Пожарный поезд оснащается средствами связи, источниками электрической энергии.

Категории пожарных поездов

Пожарные поезда в зависимости от используемого железнодорожного подвижного состава и соответствующих тактико-технических характеристик и подразделяются на:

первой категории (специализированный) В специализированный поезд входит дополнительно:

  • крытый грузовой вагон для размещения оборудования и материалов необходимых для ликвидации аварийных ситуаций на железной дороге и перекачки перевозимых жидкостей из неисправных цистерн
  • цистерна-приёмник для сбора аварийной жидкости при ликвидации аварийных ситуаций (в комплектации отдельных поездов)

второй категории Поезд второй категории формируется из:

  • вагона для размещения личного состава, насосных установок, электростанции, пожарного инвентаря и запаса специальных средств пожаротушения
  • двух-трёх цистерн с запасом воды

Железнодорожный подвижной состав пожарных поездов

Транспортная система комбинированного пожаротушения

Транспортная система комбинированного пожаротушения (ТСКП) представляет собой 4-х осную железнодорожную платформу, на которой размещены узлы, предназначенные для пожаротушения и нейтрализации жидких и газообразных токсических веществ в открытых и закрытых вагонах и прирельсовых складах. ТСКП относится к железнодорожному подвижному составу и входила в состав некоторых пожарных поездов. Единственный поставщик — Алексеевский завод химического машиностроения (ранее назывался — Алексеевский машиностроительный завод) ТСКП не производит. Из состава пожарных поездов Российской Федерации ТСКП выведены, т.к. срок их эксплуатации истек.

Пожарные поезда узкоколейных железных дорог

Пожарный поезд на узкоколейной железной дороге

Пожарные поезда использовались на узкоколейных железных дорогах.

В состав пожарного поезда торфяной промышленности РСФСР входили:

  • локомотив
  • цистерна для воды ВЦ-10 или ВЦ-20 (число цистерн определялось начальником транспорта)
  • головной вагон, в котором устанавливались мотопомпы МП-1600 или МП-1400 и пожарный инвентарь согласно табелю.

История

РСФСР (1921—1923)

На заседании Совета Труда и Обороны РСФСР (СТО) 20 апреля 1921 г. обсуждался вопрос о проведении противопожарной кампании в текущем году. Наркомвнуделом был предложен ряд проектов постановлений по этому вопросу, в их числе — об организации дежурных пожарных поездов. СТО предложил междуведомственной комиссии из представителей Наркомвнудела, Наркомтруда и ВЧК с привлечением заинтересованных ведомств рассмотреть проекты и через неделю представить в СТО заключения. Центральной комиссией по рабочему снабжению была внесена поправка в 3 пункт. На заседании СТО 4 мая проект с этой поправкой был утверждён.

СССР (1923—1991)

В 1930 г. проведена военизация личного состава пожарной охраны транспорта, на базе которой создана военизированная пожарная охрана НКПС. Срок службы военизированного состава составлял не менее двух лет.

2 декабря 1933 г. НКПС утвердило Положение о пожарных поездах на железнодорожном транспорте, согласно которому пожарный поезд состоял из насосной станции (4-хосный товарный вагон с агрегатами), двух оборудованных и утеплённых цистерн или тендеров для воды.

Еще:  Маршрут поезда 088А Смоленск Санкт Петербург с остановками

Российская Федерация (с 1991 года)

Пожарные поезда отнесены к силам и средствам функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На 28 марта 2017 года в постоянной боевой готовности к действиям (с боевыми расчётами, состоящими из работников ФГП ВО ЖДТ России) находятся 310 пожарных поездов, в том числе 64 специализированных, с повышенными тактико-техническими возможностями для ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, аварийных ситуаций с опасными грузами.

Виды и их состав

Пожарный состав разделяются на две категории. Начнем со второй категории, потому что эти железнодорожные составы имеют типовую комплектацию. В них входят:

  • цистерна для воды с объемом или 25 м³, или 50 м³ (их может быть несколько в одном поезде);
  • вагон, где установлены насосы для подачи воды и другое специальное оборудование, а также помещения для личного состава количеством до 32 человек;
  • пенообразователь объемом в пределах 5-10 тонн;
  • пожарные рукава напорного типа длиною до 1,5 км;
  • оборудование для получения сжатого воздуха или емкости для него.

Пожарный поезд первой категории

Теперь о железнодорожных пожарных поездах первой категории. У них увеличенная комплектация, соответственно они могут выполнять более сложные задачи. Дополнительно в комплектацию входят:

  • грузовой вагон;
  • платформа, на которой размещается специальное оборудование, инструменты, приспособления, средства защиты и прочее, находящееся в контейнерах;
  • несколько дополнительных цистерн, в некоторых размещены огнетушащие вещества, другие предназначаются для сборки ГСМ или химически-опасных материалов.

В принципе, пожарные поезда первой категории можно доукомплектовать чем угодно. Все зависит от желания руководства РЖД. К примеру, в вагон можно установить мини компрессоры или установки порошкового пожаротушения мобильного типа и прочее современное оборудование и инструменты. Не помешают обычные лопаты, топоры или ломы. Ситуации на пожаре встречаются разные, так что любой инструмент будет кстати.

Надо отметить и тот факт, что комплектовать пожарные поезда можно до бесконечности. И чем больше у него возможностей и потенциала, тем эффективнее можно бороться с пожарами разного типа. Ведь поезд можно сравнить с небольшим пожарным гарнизоном. Но при этом железнодорожная техника более мобильная. И вывозить с собой она может любое количество сил и средств. В этом плане поезда ничем не лимитированы.

Комплектовать пожарный поезд можно чем угодно

Тактико-технические характеристики разных категорий

Наличие огнетушителей, шт.:

· порошковые ОП-50 передвижные;

Внимание! В состав пожарного поезда локомотив не входит. Его вызывают из локомотивного депо по необходимости. В Европе и США пожарные поезда имеют свой собственный локомотив. Отсутствие тягового элемента снижает боевую подготовленность состава. Чтобы тепловоз приехал из депо необходимо время, а на пожаре каждая минута дорога. Нередко, чтобы сократить время приезда локомотива из депо, к пожарному поезду присоединяют тепловоз от любого поезда, стоящего вблизи.

И еще один момент. Локомотив отцепляется от пожарного состава только тогда, когда последней доставлен к месту постоянной стоянки.

Что касается штата личного состава, то и здесь особых ограничений нет. Минимальное количество людей – 6 дежурных. Но при необходимости число увеличивают до требуемого показателя за счет пожарных расчетов или личного состава самого поезда, который находится на отдыхе.

Боевой расчет пожарного поезда

Комплектация вагонов

Вагоны пожарного поезда комплектуются по-разному. Но необходимо отметить, что от европейских стран Россия в этом плане сильно отстает. Хотя новые устройства, приспособления и оборудование в составах появляются. К примеру, комплекс, изготовленный в виде контейнеров, радиоуправляемые мобильные установки, роботы разного назначения и прочее.

Сегодня в арсенале пожарных частей РЖД присутствуют поезда, которые могут тушить пожары в туннелях. В их комплектацию входят лафетные установки, а также оборудование, которое распыляет огнетушащее вещество под действием воздуха под давлением. Надо отметить и тот факт, что в цистернах вода зимой подогревается. Поэтому внутри проложены трубки в виде змеевиков. Вода нагревается в специальных котлах.

Все пожарные поезда обязательно оснащаются радиостанциями, телефонными постами, мегафонами, осветительными приборами и прочим необходимым инструментом и устройствами.

Во многие поезда первой категории входит так называемая транспортная система комбинированного пожаротушения, которую устанавливают на отдельной платформе. Состоит эта система из двух емкостей по 10 м³:

  • в первую закачивают огнетушащий порошок и цеолитовый песок;
  • во вторую диоксид углерода.

Обе емкости соединены между собой трубами. Суть в том, что диоксид углерода является газом, который находится в своем резервуаре под давлением, а соответственно выдавливает из первой емкости пену и песок. Именно так и работает эта установка.

Есть вероятность, что внутри первой емкости порошок и песок могут слежаться. Чтобы этого не произошло, внутри резервуара установлена так называемая пневмосистема в виде аэроднища. Она подключена к пневмотраспорту тепловоза. То есть происходит с помощью воздуха взрыхление слежавшейся массы порошка и песка.

Пожарный поезд (фото ниже) окрашивается в красный цвет. На него наносятся две белые полосы, которые имеют разную ширину. Нижняя полоса 230 мм, верхняя 80 мм. Обязательно наносится надпись белой краской – Пожарный поезд.

Как оформляется пожарный поезд

Иностранные модели

Передовой пожарной техникой может похвастаться Германия и Швейцария. Обе страны выделяют большие средства на производство новейших технологий тушения пожаров. К примеру, пожарные поезда этих стран комплектуются своими тепловозами. При этом локомотивов может быть один или два. В последнем случае их устанавливают на двух противоположных концах состава, что увеличивает мобильность транспортного средства.

При этом необходимо отметить, что немецкие пожарные в приоритет ставят аварийно-спасательные работы, а не тушение огня. Поэтому их поезда можно отнести к первой категории российской классификации. Эти же железнодорожные составы используются для тушения пожаров внутри туннелей.

Пожарный поезд Германия

Пожарные поезда железных дорог общего назначения

Обслуживают определенную зону на ж/д во всех округах и регионах. За каждым закрепляется обслуживаемый участок таким образом, чтобы крайняя точка находилась не дальше 160 км от места стоянки. Такой порядок обслуживания территории закрепляется письменным распоряжением руководителя путей сообщения.

Источник

Что такое пожарный рукав? Виды и ТТХ пожарных рукавов

Что такое пожарный рукав? Виды и ТТХ пожарных рукавов

Пожарный рукав — одно из главных приспособлений для тушения пожаров. Невозможно себе представить работу пожарных без него. Представляет собой трубопровод мягкого или твердого состава, имеющий соединительные головки, чтобы присоединяться к источникам водоснабжения. Состоит из ручных стволов или специальной соединяющей арматуры. Рукав изготавливается из брезента или синтетической ткани. Для устойчивости к высоким или низким температурам, повышения прочности снаружи его покрывают армированным металлом. Внутри рукав чаще всего резиновый. С его помощью можно осуществлять подачу воды, пены и других противопожарных средств в самый очаг возгорания для его предотвращения.

Пожарными рукавами оснащены все машины МЧС. Также они должны быть и на других объектах, где имеется возможность их подключить, т.е. в наличии есть гидранты, краны и другие способы подачи воды. До целевого использования они должны быть в свернутом виде.

Пожарный рукав.

Виды пожарных рукавов

Существует 3 вида пожарных рукавов, которые отличаются по способу использования.

Всасывающие

Всасывающий трубопровод, имеющий жесткую конструкцию и работающий под разрежением. Может иметь гладкую или гофрированную текстуру.

Предназначается для выкачивания воды с использованием специальных пожарных насосов. Чаще используются для забора воды из открытых источников. В пожарных автомобилях отечественного производства находится на крыше. В более новых моделях или в машинах иностранного выпуска рукав располагается уже рядом с насосом, что, конечно, удобнее.

Конструкция и размеры

Конструкция всасывающего типа усилена и состоит из нескольких слоев: внутри находится резиновая камера, что обеспечивает герметичность, текстильного материала в два слоя, спирали из армированного металла для усиления прочности. А снаружи — специальный текстиль. Всасывающие рукава отличаются долговечностью, повышенной прочностью, а также способностью использоваться при очень высоких и низких температурах.

Длина трубопровода, как правило, стандартная — 4 метра. Может быть также 2 и 8 м. По диаметру бывает от 75 — 200 мм в зависимости от подачи пожарного насоса.

Основные технические характеристики

Толщина резинового слоя

Масса 1 м рукава

Напорно-всасывающие

Пожарный рукав красного цвета.

Напорно-всасывающий трубопровод с более гибкой конструкцией, который может работать как под разрежением, так и под давлением.

Суть его работы заключается в том, что один его конец прикрепляется к насосу, а другой необходимо опустить в источник воды. Далее под давлением идет забор жидкости. А потом она транспортируется в место возгорания. Гибкость рукава способствует отсутствию его деформации, если возникает необходимость использовать его на неровной земле.

Конструкция и размеры

Конструкция напорно-всасывающего рукава: внутренний резиновый слой, два слоя текстиля, проволочная спираль, которая является отличием от предыдущей модели, а снаружи — плотный текстиль.

По длине трубопровод 4 м. Диаметр от 50 — 200 мм.

Основные технические характеристики

Резиновый слой в толщину

Масса рукава (1 метр)

Напорные

Напорный — гибкий вид трубопровода. Этот тип является самым распространенным в использовании.

Служит для подачи воды и других пожаротущащих средств к месту возгорания под высоким избыточным давлением. Именно он используется в пожарных машинах и кранах. Работает исключительно под давлением. В отличие от двух предыдущих видов, он обладает меньшими габаритами, легким весом и повышенной эластичностью.

Еще:  Расписание поезда 071Е Екатеринбург rarr Санкт Петербург с остановками

Конструкция и размеры

Конструкция напорного рукава состоит из трех слоев: специальная пропитка снаружи, внутри находится резина или другие полимеры и армирующий каркас из тканых натуральных или химических волокон.

Основные технические характеристики

Величина диаметра в миллиметрах

Сопротивление рукава в 20 метров

Типы пожарных рукавов.

Классификация рукавов

По видам

В зависимости от цели использования и условий для работы:

  • Всасывающие
  • Напорно — всасывающие
  • Напорные

Рабочая среда имеет значение для комплектации рукавами пожарных машин двумя способами:

  • Класса «В» — технической водой;
  • Класса «КЩ» — слабым раствором кислоты и щелочи.

От условий работы рукавов они делятся на:

  • Те, что работают для выкачивания воды из открытых источников под разрежением;
  • Те, что работают под давлением или при частичном вакууме.

В зависимости от величины рабочего давления:

  • 1,0 МПа
  • 1,2 МПа
  • 1,6 МПа
  • 3,0 МПа

По целевому оснащению:

  • Для комплектации пожарных автомобилей;
  • Для использования на других объектах, где имеются внутренние и внешние пожарные краны.

По устойчивости к температуре:

  • Термостойкие
  • Износостойкие
  • Малостойкие.

По материалам изготовления

Напорные рукава можно классифицировать по типу и качеству материала, из которого изготавливаются армирующие каркасы. Существует 2 основных типа:

  • Льняные
  • Льноджутовые
  • Пеньковые
  • Прорезиненные рукава, в которых внутри находится гидроизоляционный слой, не имеющий покрытия снаружи. Их отличает гидроустойчивость и способность к использованию подачи воды под высоким давлением;
  • Рукава из латекса — самый надежный вариант. Внутренний гидроизоляционный слой у них с пропиткой каркаса. Могут использоваться для подачи воды под давлением на большие расстояния;
  • Рукава с полимерным покрытием с двух сторон — подходящий вариант для бытового или производственного использования. Отличаются долговечностью и прочностью.

Требования ГОСТ к пожарным рукавам

Виды пожарных рукавов.

В соответствии с ГОСТ Р 53271-2009 при работе с пожарными рукавами должны быть соблюдены следующие требования:

  • Пожарные рукава должны быть просты и понятны в использовании. Для этого не должны требоваться специальные знания и навыки. Достаточно только инструкции по эксплуатации.
  • Процент усадки составных материалов, используемых для производства рукавов, после сушки от намокания должен быть не более 5%.
  • Для покрытия наружного слоя трубопровода должны использоваться яркие цвета.
  • Если в рукаве размер входного отверстия 1600 мм, то соотношение его длины к ширине обязано быть не более 1,55.
  • Вес трубопровода не должен быть свыше 25 кг на человека
  • Эластичный рукав в поперечном направлении не должен деформироваться более чем на 15%.
  • Теплоотражательный рукав может загореться. Время, в течение которого произойдет этот процесс, не должно быть менее 15 сек.
  • При тепловом потоке с плотностью 14 кВт/м 2 , процент ослабления инфракрасного облучения в материале теплоотражательного рукава должен быть не менее 70.
  • Силовой каркас трубопровода в ширину обязан быть не менее 800 мм.
  • Разница в ширинах огнезащитного рукава и силового каркаса не должна превышать 30 мм.

Основные правила эксплуатации

Техника безопасности при работе с рукавами

Существуют определенные правила эксплуатации рукавов:

  • На пожарных машинах рукава размешаются строго в специально отведенных для этого местах.
  • Ни в коем случае нельзя эксплуатировать трубопроводы, на которых есть какие-либо повреждения.
  • Напорные рукава при транспортировке в обязательном порядке должны накрываться специальными чехлами.
  • Если рукав используется на дороге, то его нельзя раскладывать на ней. Для его эксплуатации в этом случае используются специальные мостики.
  • Во избежание механических повреждений рукава не бросаются на землю, когда возникает необходимость в их использовании.
  • Во время их транспортировке на пожарной машине под них подкладывается специальная ткань, чтобы предотвратить протирание.
  • Рукав нельзя волочить по земле, чтобы не повредить его и избежать попадания внутрь песка, грязи и т.д.
  • При тушении пожаров нужно следить, чтобы на верхний слой не попадали разъедающие химические вещества.
  • Для транспортировки рукавов на крыши зданий необходимо использовать специальные веревки. Ни в коем случае нельзя их сбрасывать с высоты.
  • Подача воды в трубопроводе должна быть плавной.
  • Если в процессе тушения пожара на рукаве появилось повреждение, для его временного устранения используют специальные зажимы. Позже эти места помечаются специальным карандашом.
  • При низких температурах в зимнее время вода должна незамедлительно сливаться из рукавов, чтобы не допустить оледенения.

Срок службы рукавов

При надлежащем использовании рукава могут служить до 5 лет. Гарантийный срок составляет 3,5 года. Срок службы изделия может быть и больше, если на нем отсутствуют повреждения. Для того, чтобы это определить, проводятся регулярные проверки. С помощью специальных приборов и насосов проверяется герметичность изделия. Если оно прошло проверку, то его продолжают использовать. Однако даже если рукав не имеет технических повреждений, применять его в работе более 10 лет нельзя.

В случае, когда пожарные шланги не будут использоваться по причине технических неисправностей или превышения срока эксплуатации, они подлежат списанию.

Особенности хранения

Правила хранения пожарных рукавов.

Хранение рукавов осуществляется с использованием определенных правил:

  • Перед отправкой на хранение рукава должны быть очищены, вымыты и высушены.
  • Рядом с рукавами не должны находиться вещества, способствующие их повреждению: озон, ультрафиолетовые лучи, прямые солнечные лучи.
  • На них не должны попадать щелочные растворы, кислоты, бензин и др. вещества, которые могут разрушить резину.
  • Температура хранения для всасывающих рукавов должна быть от −25 — +30 градусов.
  • Расстояние от приборов, излучающих тепло должно быть не менее 1 метра.
  • Напорный вид рукавов сматывается в скатку и хранится вертикально. Рядом не должно быть других вещей.
  • На нижних полках лежат трубопроводы с большим диаметром.
  • Новые рукава хранятся отдельно — в специальном складском помещении или на отдельных полках.

Обозначения на пожарных рукавах

Маркировка пожарных рукавов производится на скатках. Она должна быть хорошо видимой и сохранятся невредимой на протяжении всего срока использования и пока действует гарантия.

Для всасывающих и напорно-всасывающих с одной стороны скатки указываются такие данные, как:

  • Названия предприятия, которое изготовило рукав;
  • Дату производства;
  • Внутренний диаметр;
  • Длину;
  • Величину давления;
  • Стандартные обозначения;
  • Печать контроля, поставленную организацией, которая выпустила рукав.

С другой стороны скатки должен быть товарный знак организации — производителя.

Для напорных рукавов обозначения должны быть следующие:

  • Название организации, которая выпустила рукав.
  • Класс продукта.
  • В зависимости от типа объекта, для которой рукав будет использоваться:
    • для пожарных машин — РПМ
    • для пожарных кранов — РПК.
    • двустороннее полимерное;
    • с внутренней гидроизоляцией и пропиткой:
    • с внутренней гидроизоляцией.

    Предупреждение свищей в рукавных линиях

    Предупреждение свищей в пожарных линиях.

    При эксплуатации рукавов 1 сорта, на них не должно быть никаких повреждений, в том числе, свищей. У изделий 2-го сорта наличие свищей допускается, но размером не более 150 мм на 20-метровую длину. Для того чтобы проверить рукава, до начала использования при пожарах, проводятся различные испытания изделий.

    Рукава прикрепляют к насосу с одной стороны, а с другой закрывают. Затем заполняют его жидкостью для того, чтобы из него полностью вышел воздух. На следующем этапе проверки повышают давление. В таком режиме рукав находится в течение 10 минут. По результатам этого испытания делается вывод о пригодности. Т.е. на рукаве не должно быть повреждений, различных разрывов и вздутий, нигде не должна капать вода.

    Если рукава использовались в работе или мылись, сушить их нужно до полного высыхания. При этом не на искусственных источниках тепла, например, на батареях, а на свежем воздухе летом (не на солнце, а в тени) и с использованием специальных сушилок зимой. Температура сушки должна быть не более 50 градусов.

    Для профилактики возникновения свищей эксплуатировать пожарные рукава нужно с особой осторожностью. Ненужно при тушении пожара сразу подавать давление большой мощности. Это нужно делать постепенно.

    Часто задаваемые вопросы

    Какая длина пожарного рукава?

    Длина пожарного рукава зависит от того, какой вид трубопровода используется и для каких целей. Для эксплуатации в пожарной машине нужен рукав длиной в 20 метров. Для пожарных кранов используются изделия от 10-21 метра. У всасывающих и напорно-всасывающих рукавов стандартная длина составляет 4 метра.

    Какой диаметр пожарного рукава?

    Рукава отличаются не только по длине, но и по диаметру. Рукава напорного вида имеет диаметр величиной 25 — 150 мм. Всасывающие — с параметрами 75, 100, 125 мм.

    Какой объем у пожарных рукавов?

    Величина объема пожарных рукавов колеблется от 40 — 350 литров. От этой характеристики зависит пропускная способность изделия. Другими словами, это количество жидкости для тушения пожара, которую может пропустить шланг. Чем она выше, тем больше эффекта от работы рукава. Тем быстрее с его помощью можно потушить возгорание.

    Сколько атмосфер в пожарном шланге?

    Давление является одной из основных характеристик пожарных шлангов. Регулярно проводятся проверки на то, сколько атмосфер выдержит рукав. Повышенный уровень давления, равно как и заниженный не допускается при использовании шлангов. Т.к. в первом случае это способствует возникновению разрывов и других технических повреждений, а во втором случае струя воды, предназначенная для тушения пожара, может быть не доставлена до места возгорания вследствие слабого напора. Для всасывающих и напорно-всасывающих шлангов давление находится на уровне 3 МПа, у напорных — 1,6 МПа.

    Источник